Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мы следуем педагогике Макаренко

УГ - Москва, №52 от 30 декабря 2014. Читать номер
Автор:

О России. Для меня Россия одна из крупнейших культурных наций. Если вы спросите меня о самых важных этапах моей жизни, то я скажу – это премьера «Хованщины», 30 лет я знаком с Евгением Мравинским. Для меня жива память истории – освобождение Вены войсками Красной Армии, 18000 советских солдат погибли, освобождая Вену от нацистов. На Шварценбергплац находится памятник советским воинам, погибшим при освобождении Австрии от фашизма. В следующем году мы будем отмечать 70-летие Республики Австрия. Надо помнить об истории и уроках Второй мировой.

О проблемах миграции Не так давно был представлен доклад о миграции в Вене,  из которого следует, что 49% венцев имеют мигрантское прошлое. Это значит, что каждый второй житель Вены или родился за границей, или приехал в Австрию в первой волне миграции.   Если посмотреть, как учатся дети из этих семей, то результат  будет очень успешный. Из тех, кто приехал в Австрию после 1989 г., более половины имеют какое-либо законченное образование, то есть  они более успешны, чем местное, коренное, население, 30% из этих мигрантов получили профессиональное образование. Надо честно сказать, что 10-15% принимают  не очень активное участие в получении образования, этот социальный слой остается постоянным, что нас очень тревожит. Есть мнение, что представители этого поколения не заинтересованы в повышении своего профессионального образования, в обществе есть дискуссия о причинах и следствиях этого явления.  В Австрии есть слои, которые пропорционально равно получают хорошее образование и  которые не участвуют в этом процессе.   К первому относятся мигранты  из стран Восточной Европы, в том числе из бывшего СССР.Об интеграции  мигрантовАвстрийская система относительно хорошо справилась с волнами мигрантов. В 1956 г. после известных политических событий в Австрию мигрировало большое количество венгров, были мигранты из Польши, Словении, Боснии. Нашему обществу удалось осуществить интеграцию мигрантов, в том числе через систему образования. Поэтому венцы вас не поймут, если вы спросите: «Есть ли проблемы с мигрантами?» Проблемы есть с некоторыми мигрантами из Турции и исламских стран в связи с большими различиями  в  социальном и  культурном плане,  которые влияют на успешное получение образования, мы различаем этническую и социальную интеграцию. Система школьного образования с точки зрения этнической интеграции единое целое. В Австрии, к примеру,  есть словенское меньшинство, есть своя школьная система, хорошо оснащенная, я очень горд, что удалось сохранить традиции еврейского образования. Об интеграции детей с  особыми потребностями  В 60-70-е годы в обычную массовую  школу были интегрированы дети-инвалиды. Специальные школы были постепенно закрыты, а учителя были переведены в нормальные регулярные школы. Родители обычных детей в общем и целом положительно отреагировали, хотя встречались сопротивление и непонимание родителей здоровых детей: «Мой ребенок с этим ребенком в одну дверь не войдет». Больше трудностей было  строительного характера –  лифты, туалеты, были проблемы с учебной интеграцией детей с умственным отклонениями, хотя мы всегда говорили о социальной интеграции,  никто не может требовать от ребенка, имеющего отклонения в умственном развитии, чтобы он написал тесты так же хорошо, как и нормальный.  Я вырос не в Вене, тогда были все бедные, а социальная интеграция само собой разумеющимся явлением. Я учился в классе вместе с  детьми с синдромом Дауна, мне это не помешало сделать карьеру.  В Австрии есть и другие направления интеграции: в больницах мы организуем школьные классы, например, для детей, больных раком. Раньше этим детям приходилось прерывать обучение в школе. У нас есть классы и в тюрьмах для молодежи. Можно сказать, что мы следуем педагогике Антона Макаренко по работе с трудными и асоциальными подростками. Об общественном воспитании  Австрийская школа – главный гарант внутреннего мира в Австрии. Австрия – это не остров, на котором живут только счастливые люди.   Но здесь вы не встретите агрессии,  как в предместьях Парижа. Вряд ли у нас возможны сцены погромов   правых экстремистов. У нас пока еще сохранились традиции и идеи общественного воспитания.  Можно долго обсуждать, как осуществлять подход к общественному воспитанию в аспекте выравнивания между социальными и   этническими группами. Но в целом наша система вполне хорошо работает. Это все приводит к тому, что школами в Австрии довольны. Это не значит, что нет проблем, есть  много критики в обществе, в СМИ, изменилась ситуация с ожиданиями от школы. Я вырос в послевоенное время, тогда цели, которые ставила школа и ставили родители, совпадали полностью. Отец мне говорил: «Если тебе учитель  даст пощечину, то я тебе дам вторую». Сегодня  цели школы и родителей не совпадают, родители живут альтернативной жизнью и  представляют  школу без отметок, креативной и свободной, без давления. Но учение не всегда может приносить удовольствие! Удовольствие получают, когда что-то умеешь и что-то получается. Если ребенок не может, то учитель должен его мотивировать. Другие   семьи    ждут от школы   дисциплины и порядка. Разные требования и ожидания от школы у современных родителей, объединяет их одно  – они недовольны школой.  Но самое главное, что  многие родители не требуют от школы справедливости и общественного воспитания. Для австрийцев в образовании важна миссия преемственности, сохранения и передачи социального статуса, и по возможности без особых усилий. Желательно, чтобы статус сохранялся либо улучшался, обеспечивал увеличение дистанции с теми, кто находится внизу. Но важно помнить, что, несмотря на то что все мы индивидуальны,  мы можем жить только совместно друг с другом. Миссия австрийской школы Альфред Адлер сказал:  «Нет абсолютной истины. Но ближе всего к истине общность». Когда Зигмунда Фрейда спросили, что стало целью психоанализа, он ответил: «Сделать людей жизнеспособными и способными любить». Именно это можно применить к школе – чтобы дети могли любить и работать.  ​Курт ШОЛЬЦ,  экс-президент городского школьного совета Вены (Штадтшульрат Вин), международный эксперт по вопросам образования, председатель Фонда будущего австрийской республики.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту