О России. Для меня Россия одна из крупнейших культурных наций. Если вы спросите меня о самых важных этапах моей жизни, то я скажу – это премьера «Хованщины», 30 лет я знаком с Евгением Мравинским. Для меня жива память истории – освобождение Вены войсками Красной Армии, 18000 советских солдат погибли, освобождая Вену от нацистов. На Шварценбергплац находится памятник советским воинам, погибшим при освобождении Австрии от фашизма. В следующем году мы будем отмечать 70-летие Республики Австрия. Надо помнить об истории и уроках Второй мировой.
О проблемах миграции Не так давно был представлен доклад о миграции в Вене, из которого следует, что 49% венцев имеют мигрантское прошлое. Это значит, что каждый второй житель Вены или родился за границей, или приехал в Австрию в первой волне миграции. Если посмотреть, как учатся дети из этих семей, то результат будет очень успешный. Из тех, кто приехал в Австрию после 1989 г., более половины имеют какое-либо законченное образование, то есть они более успешны, чем местное, коренное, население, 30% из этих мигрантов получили профессиональное образование. Надо честно сказать, что 10-15% принимают не очень активное участие в получении образования, этот социальный слой остается постоянным, что нас очень тревожит. Есть мнение, что представители этого поколения не заинтересованы в повышении своего профессионального образования, в обществе есть дискуссия о причинах и следствиях этого явления. В Австрии есть слои, которые пропорционально равно получают хорошее образование и которые не участвуют в этом процессе. К первому относятся мигранты из стран Восточной Европы, в том числе из бывшего СССР.Об интеграции мигрантовАвстрийская система относительно хорошо справилась с волнами мигрантов. В 1956 г. после известных политических событий в Австрию мигрировало большое количество венгров, были мигранты из Польши, Словении, Боснии. Нашему обществу удалось осуществить интеграцию мигрантов, в том числе через систему образования. Поэтому венцы вас не поймут, если вы спросите: «Есть ли проблемы с мигрантами?» Проблемы есть с некоторыми мигрантами из Турции и исламских стран в связи с большими различиями в социальном и культурном плане, которые влияют на успешное получение образования, мы различаем этническую и социальную интеграцию. Система школьного образования с точки зрения этнической интеграции единое целое. В Австрии, к примеру, есть словенское меньшинство, есть своя школьная система, хорошо оснащенная, я очень горд, что удалось сохранить традиции еврейского образования. Об интеграции детей с особыми потребностями В 60-70-е годы в обычную массовую школу были интегрированы дети-инвалиды. Специальные школы были постепенно закрыты, а учителя были переведены в нормальные регулярные школы. Родители обычных детей в общем и целом положительно отреагировали, хотя встречались сопротивление и непонимание родителей здоровых детей: «Мой ребенок с этим ребенком в одну дверь не войдет». Больше трудностей было строительного характера – лифты, туалеты, были проблемы с учебной интеграцией детей с умственным отклонениями, хотя мы всегда говорили о социальной интеграции, никто не может требовать от ребенка, имеющего отклонения в умственном развитии, чтобы он написал тесты так же хорошо, как и нормальный. Я вырос не в Вене, тогда были все бедные, а социальная интеграция само собой разумеющимся явлением. Я учился в классе вместе с детьми с синдромом Дауна, мне это не помешало сделать карьеру. В Австрии есть и другие направления интеграции: в больницах мы организуем школьные классы, например, для детей, больных раком. Раньше этим детям приходилось прерывать обучение в школе. У нас есть классы и в тюрьмах для молодежи. Можно сказать, что мы следуем педагогике Антона Макаренко по работе с трудными и асоциальными подростками. Об общественном воспитании Австрийская школа – главный гарант внутреннего мира в Австрии. Австрия – это не остров, на котором живут только счастливые люди. Но здесь вы не встретите агрессии, как в предместьях Парижа. Вряд ли у нас возможны сцены погромов правых экстремистов. У нас пока еще сохранились традиции и идеи общественного воспитания. Можно долго обсуждать, как осуществлять подход к общественному воспитанию в аспекте выравнивания между социальными и этническими группами. Но в целом наша система вполне хорошо работает. Это все приводит к тому, что школами в Австрии довольны. Это не значит, что нет проблем, есть много критики в обществе, в СМИ, изменилась ситуация с ожиданиями от школы. Я вырос в послевоенное время, тогда цели, которые ставила школа и ставили родители, совпадали полностью. Отец мне говорил: «Если тебе учитель даст пощечину, то я тебе дам вторую». Сегодня цели школы и родителей не совпадают, родители живут альтернативной жизнью и представляют школу без отметок, креативной и свободной, без давления. Но учение не всегда может приносить удовольствие! Удовольствие получают, когда что-то умеешь и что-то получается. Если ребенок не может, то учитель должен его мотивировать. Другие семьи ждут от школы дисциплины и порядка. Разные требования и ожидания от школы у современных родителей, объединяет их одно – они недовольны школой. Но самое главное, что многие родители не требуют от школы справедливости и общественного воспитания. Для австрийцев в образовании важна миссия преемственности, сохранения и передачи социального статуса, и по возможности без особых усилий. Желательно, чтобы статус сохранялся либо улучшался, обеспечивал увеличение дистанции с теми, кто находится внизу. Но важно помнить, что, несмотря на то что все мы индивидуальны, мы можем жить только совместно друг с другом. Миссия австрийской школы Альфред Адлер сказал: «Нет абсолютной истины. Но ближе всего к истине общность». Когда Зигмунда Фрейда спросили, что стало целью психоанализа, он ответил: «Сделать людей жизнеспособными и способными любить». Именно это можно применить к школе – чтобы дети могли любить и работать. Курт ШОЛЬЦ, экс-президент городского школьного совета Вены (Штадтшульрат Вин), международный эксперт по вопросам образования, председатель Фонда будущего австрийской республики.
Комментарии