В гимназии №1306 создан и прошел государственную аккредитацию школьный музей славянского быта – полифункциональное образовательное игровое пространство, используемое на занятиях по введению ребенка в мир отечественной культуры, а также на занятиях по введению в естествознание.
Деятельность музея строится по 3 направлениям:- экспозиционное;- экскурсионное;- исследовательское.Музей основан на коллекции подлинных памятников материальной и духовной культуры, в соответствии с принятой классификацией это историко-культурологический, естественно-научный музей.Наш образовательный музей славянского быта – это экспериментальная лаборатория, где ежедневно объединяются стремления детей и взрослых познать мир в его многообразии, они находят в процессе поиска ту искру совместного творчества, которую невозможно реализовать даже на самом удачном занятии.Ознакомление с работой ведущих музеев мира свидетельствует о том, что их образовательный потенциал имеет устойчивую тенденцию роста. В настоящее время музеи уделяют особое внимание интегрирующей функции своей деятельности, объединяя усилия по выявлению наиболее эффективных форм взаимодействия с посетителями. Школьные музеи, на наш взгляд, во многом сейчас находятся в состоянии поиска по-настоящему востребованных, интересных форм общения с детской аудиторией, так что многие музейные пространства можно смело назвать творческими лабораториями. Наш музей мы тоже считаем исследовательской лабораторией, где совместные проекты детей и взрослых постоянно востребованы в самых разнообразных музейных мероприятиях. А еще в музее у нас существует настоящая научная лаборатория.Музейный проект для самых любознательных посетителей – дошкольников – появился около 5 лет назад. Мы долго (самым бережным образом) коллекционировали детские вопросы об устройстве мира, явлениях, материалах и даже сказочных персонажах. Именно с коллекции детских вопросов у нас и начались первые шаги в собирании интересных старинных предметов, с их демонстрации в условиях небольших выставок, потом стали появляться результаты по детскому экспериментированию. Мы были уверены, что детский музей, который заинтересует ребенка, будет полезен ему, будет особым островком больших и малых открытий детей, доступным, но научным по содержанию, привлекательным в оформлении, а в то же время логически грамотным в построении экспозиций.При создании музея-лаборатории славянского быта в дошкольном отделении гимназии основной идеей построения экспозиционно-выставочного пространства мы выбрали динамично меняющуюся систему экспонирования. Постоянное использование материалов временных выставок, которые не противоречат, а наоборот, дополняют, расширяют содержание основных экспозиций, позволяет показать детям этнографические особенности людей разных культур. В этом смысле нам близки подходы музейных педагогов Европы, которые работают в направлении инновационных подходов к набору музейных фондов, в частности, не раз демонстрировались варианты: «музей в чемодане», «настольный музей» и другие методические находки.В нашем музее дошкольники путешествуют по экспозиционному пространству каждую неделю. Перешагнув порог «музейного дома», мы оставляем современный мир позади, а нас приветливо встречает мир сказочный. «Гостей с почтением встречаю!» – услышите вы от героя сказки, который будет для вас, надеюсь, интересным собеседником и помощником во время экскурсионного путешествия. А таких сказочных экскурсоводов сами дети придумали великое множество, правда, не все задумки успели реализовать. Создание красочного костюма – дело небыстрое. У нас в гостях бывают и Хозяйка Медной горы, и королева Аква, и Аленушка Премудрая.Экспозиции музея мы придумали вместе с детьми – «Тридевятое царство», «Зал путешествий и открытий», «Город мастеров». Существенная деталь – мы отказались от постоянной экспозиции в классическом понимании музейного пространства. Например, дом может быть в зависимости от темы экскурсии и избой, и светлицей боярского терема, и даже царскими палатами. Помогают нам воссоздать необходимый интерьер подлинные музейные предметы и модели, которые мы конструируем с учащимися нашей гимназии и их родителями.Именно в таком музее-лаборатории закладываются экологические знания о живых организмах, о необходимости бережного отношения к ним, о гармонии и целостности мира. Как же ознакомить самых юных исследователей с атмосферой взаимосвязанности и взаимозависимости мира людей и мира природы? Мы стали придумывать маршруты музейных путешествий по разнообразным царствам природы. Именно благодаря сказке (знакомой или созданной специально для экскурсии) ребенок видит яркие художественные образы, решая доступные исследовательские задачи. Познавательные экскурсионные программы проходят у нас с элементами театрализации, расширяя привычные границы представления о музее. Мостиком между миром современным и миром сказочным могут стать музейные предметы, которые с удовольствием рассказали бы о хозяевах гостеприимного дома, если бы мы умели их понимать.Особое звучание приобрела программа «Музей – исследовательская лаборатория» для расширения представлений ребенка об исследовательской направленности процесса взаимодействия человека и природы. Для реализации программы разработана система заданий на основе детского экспериментирования. Ребенок в музее-лаборатории славянского быта становится активным участником, тем самым закладываются основы овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» – примерно так звучит в переводе на русский язык старинная китайская пословица.В настоящее время во многих странах возрождается стремление познать истоки народных промыслов. В нашем музее появились такие экскурсионные программы, когда посетители становятся активными участниками исследовательского пути мастера в освоении своего мастерства. На наш взгляд, дети начинают по-новому понимать необходимость изучения многих процессов и явлений, постепенно музейные предметы для многих становятся более интересными «собеседниками». Часто гостями музея становятся мастера того или иного народного промысла и проводят мастер-классы. У детей появляется возможность прикоснуться к авторской идее, увидеть неповторимость природного материала в изделии декоративно-прикладного искусства. Источником вдохновения при создании авторской работы мастера по-прежнему называют удивительный мир матушки природы.Елена ПЕТРОВА, куратор образовательного музея-лаборатории славянского быта
Комментарии