Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мы сами стали влиять на свое благосостояние

УГ - Москва, №01 от 1 января 2013. Читать номер
Автор:

В 2013 году исполняется два года с тех пор, как в столице был запущен пилотный проект по модернизации общего образования. С тех пор, как говорится, многое изменилось в жизни столичной системы образования. И финансирование школ стало иным, и зарплата педагогов повысилась, и общественно-государственное управление стало обретать свои необходимые черты.

Н​овая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.В течение последних нескольких лет вопрос объема и системы начисления заработной платы учителей и иных работников общеобразовательных учреждений неоднократно обсуждали на самом высоком уровне, в результате его решение было фактически внесено в число государственных приоритетов. Еще 5 сентября 2005 года Президент РФ Владимир Путин в качестве одной из задач при переходе на нормативное бюджетное финансирование (НБФ) системы образования выдвинул задачу «перехода на новую систему оплаты труда учителей и других школьных работников, в основе которой должно лежать качество работы учителей и устранение почасового принципа ее оплаты», что нашло продолжение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования («деньги следуют за учеником»)…». Именно это направление развития системы образования обозначено первым в комплексном проекте модернизации образования.В работу по решению поставленных задач в рамках КПМО включилась и наша школа. С 1 апреля 2011 года школа №727 входит в состав пилотного проекта по развитию общего образования в Москве, в сообщество «Пилотный проект «125 школ», что обеспечило создание системы работы по переходу на новую систему оплаты труда в условиях подушевого финансирования.Вступая в пилотный проект, я, как директор школы, не могла не понимать, что сложившаяся в школьном образовании система оплаты труда, и в первую очередь система начисления зарплаты учителям, нуждается в серьезных изменениях. Необходимо вводить систему оплаты труда, которая реализует стимулирующие принципы, в которой качество труда учителя измеряется (а затем и поощряется материально) качественными образовательными результатами учащихся. Значит, в фонде оплаты труда в школе должна быть значительная (20-40 процентов) стимулирующая часть, которая распределяется между учителями не равномерно, а в зависимости от результатов, которые показывают обучающиеся. При этом распределение стимулирующей части фонда оплаты труда должно происходить открыто, с участием общественности в утверждении критериев, по которым будет оцениваться качество труда учителя. Вот почему после ознакомления педагогического коллектива с нормативно-правовыми актами, регламентирующими переход образовательного учреждения на новую систему оплаты труда, была создана рабочая группа по разработке критериев компенсирующей и стимулирующей составляющих заработной платы педагогов. Особая роль в этой работе отводилась управляющему совету школы. Участники рабочей группы понимали, что критерии должны быть четкими, проверяемыми. Ведь переход на новую систему оплаты труда предполагает другой тип надбавок – не уравнительные, а стимулирующие, в зависимости от личных достижений учителя. Менялись приоритеты при начислении зарплаты, стало важным не то, насколько престижный предмет ты ведешь, а насколько качественно работаешь. Активное участие в этой работе принимает и профсоюзный комитет школы.Рабочая группа совместно с администрацией разработала план мероприятий по переходу на новую систему оплаты труда, пакет локальных актов. Участие педагогов в разработке локальных актов, разработке критериев компенсирующей и стимулирующей составляющих заработной платы позволило предупредить конфликтные ситуации в педагогическом коллективе. Повышение мотивации педагогического коллектива, создание мотивационной среды в учреждении, проведение тренингов по психологической адаптации в условиях новой системы оплаты труда, создание системы эффективного образовательного менеджмента и маркетинга, участие управляющего совета в распределении бюджетных и внебюджетных средств – факторы, позволившие минимизировать возможные риски.Важным условием введения новой системы оплаты труда в школах стал переход на нормативно-подушевое финансирование. В комплектовании школы стала заинтересованной не только администрация, а весь коллектив. Однако заинтересованность должна подтверждаться системой мероприятий, направленных на увеличение контингента обучающихся, привлечение родителей. Это дни открытых дверей, работа с детьми дошкольного возраста, не посещающими детский сад; организация консультационного пункта для родителей детей дошкольного возраста; проведение мероприятий для жителей района, округа, города на базе школы и многое другое. Наконец, еще один важный принцип новой системы оплаты труда – обеспечение заинтересованности директора в увеличении зарплаты учителя: чем выше средняя зарплата учителя, тем выше и зарплата директора. С переходом на новую систему оплаты труда был введен «Лист педагогической активности», который ежемесячно заполняют педагоги школы. Сегодня каждый учитель школы заинтересован в участии в мероприятиях, направленных на повышение качества образования.Федеральный закон № 83-ФЗ существенно расширил возможности государственных учреждений по ведению финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому сегодня школа уделяет внимание развитию деятельности, приносящей доход, деятельности, которая становится дополнительным источником формирования бюджета школы. Да и в целом возрастает заинтересованность руководителя в эффективном расходовании средств. Оптимизация штатного расписания школы стала еще одним механизмом успешного перехода на новую систему оплаты труда. Этому способствовало четкое распределение функционала педагогов, администрации, специалистов школы. Необходимой составляющей работы школы в условиях новой системы оплаты труда стало введение электронного документооборота.Основные характеристики новой системы оплаты труда: объективность и прозрачность, заинтересованность в каждом ученике; учет всех видов деятельности учителя, учет специфики предметов и программ. ФГОС нового поколения выдвигает определенные требования к результатам, к условиям и управлению. Участие школы в пилотных проектах по внедрению ФГОС начального и основного общего образования потребовало анализа системы условий внедрения стандарта, обновления системы управления качеством образования. Разработанная школой программа «Управление качеством образования» ориентирована на качество образовательной среды и качество результатов. Составной частью школьной программы стал образовательный мониторинг, предмет которого – качество результатов и качество образовательной среды, включающей качество ресурсов, качество процессов, качество управления. Реализация программы позволяет определить вклад каждого учителя, члена администрации, специалиста в повышение качества предоставляемых образовательных услуг, осуществлять учет динамики индивидуальных достижений учащихся во внутренней системе управления качеством образования. Главный инструмент здесь – Московский регистр качества образования. Управление качеством образования выходит на новый уровень, растет престиж учительской профессии. Результатами перехода на новую систему оплаты труда стали: повышение профессионального уровня учителя, рост интереса учителя к сохранению контингента детей в классе, школе; оплата всех видов деятельности учителя наряду с оплатой урочной нагрузки; повышение эффективности образовательного процесса, повышение роли общественности в управлении школой, открытость и прозрачность при распределении стимулирующей части. Переход на новую систему оплаты труда позволил уйти от уравнительных подходов и обеспечить повышение доходов учителей.Безусловно, повышается ответственность директора школы. Директор, осуществляя деятельность в рамках законодательства РФ и нормативных актов Правительства Москвы, создает условия для повышения оплаты труда работникам учреждения; обеспечивает соблюдение нормативной правовой базы при введении новой системы оплаты труда, предъявляет управляющему совету школы предложения по распределению выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда. Но в то же время директор становится экономически грамотной фигурой.Как итог произошел реальный рост заработной платы учителя. По результатам мониторинга заработной платы в нашей школе за десять месяцев 2012 года рост средней заработной платы в целом по образовательному учреждению составил 27%. Введение системы стало значимым шагом по установлению взаимосвязи между результативностью труда учителя и уровнем его доходов. Можно с уверенностью утверждать, что новая система оплаты труда также и экономический механизм регулирования содержательных вопросов образовательной политики сегодняшнего дня, формирования гражданского заказа на результаты учительского труда. Если критерии качества и результативности работы учителя определены, а именно от этих показателей зависит рост доходов учителя, то педагог может сам влиять на уровень своего благосостояния.Надежда БЕЛОУСОВА, директор школы №727


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту