search
main
0

Мы с президентом согласны

​Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы: – То, что Президент РФ в своем послании обратил внимание на проблемы детства, лишний раз показывает, что проблемы очень непростые и их необходимо решать. Каждый год обнародуется ежегодный государственный доклад о положении детей в Российской Федерации, который состоит из доклада каждого субъекта Российской Федерации о положении детей. Последние 10 лет столица серьезно занимается этим вопросом, у нас принято более 14 законов, которые регулируют права детей в разных направлениях – социальная защита, жилье, образование. Москва – первый регион, который установил обязательное бесплатное среднее образование.

В Москве 2007 год был объявлен Годом ребенка. Что это означало? Ко всей той помощи, которая оказывалась, мы изыскали дополнительные средства на помощь детям, и они на этом же уровне сохранились. 2008 год был Годом семьи, а 2009 год был Годом равных возможностей, в том числе и для детей. В Москве есть многодетные семьи: только в 2009 году 3-4 ребенка имели 33 тысячи семей, 5 и более – полторы тысячи семей, 10 и более – 91 семья. В Москве мы же не можем выделять землю под дачные участки, хотя у нас есть коттеджи – около 170 коттеджей, в которых проживают семьи, имеющие 5 и более детей. Семье с тремя детьми государство будет оказывать дополнительную помощь, я уверен, что будут разработаны различные шаги, приняты другие инициативы. Увеличение населения – государственная задача. По итогам 6 месяцев этого года впервые за долгие годы в Москве рождаемость превысила смертность. В Москве и продолжительность жизни выше, чем общая по России, выше и уровень жизни. Сергей ПИМЧЕВ, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник МИОО: – Речь президента, произнесенная им 30 ноября и адресованная членам Федерального Собрания Российской Федерации (Послание Президента РФ), – не просто программная речь высокопоставленного чиновника или изложение его стратегического замысла. Эта речь знаковая. Среди первых руководителей были профессиональные революционеры, шахтер, землеустроитель, крестьянин, строитель и даже офицер спецслужб, но никогда не было учителя или, шире, гуманитария. Теперь Президент России впервые гуманитарий и даже педагог! Почему же его речь показалась мне знаковой? Во-первых, ее содержание цельно идеологически. Президент начал разговор о детях, большую часть речи говорил именно о них, и финал выступления стал акцентом на этой же идее. Все правильно – абсолютно! Так до Дмитрия Медведева не говорил никто. Доклад идеологический, причем с идеологической точки зрения ясный. Мы все помним, как национальную идею России пытались вытащить то из тенниса, то из эстрады, то из строительства, то из футбола. Сегодня из уст первого руководителя страны прозвучал однозначный посыл: национальная идея России – ее дети, все без исключения. Политическая элита задумалась о человеке, о будущем. Во-вторых, экономическая статистика звучала ненавязчиво, только уместно, исключительно для иллюстрации определенных положений. Она была наглядной. Значит, экономика по отношению к человеку вторична. Экономика для человека, а не человек для экономики. И не важно, плановая экономика или рыночная. Это прямо следует из доклада. В-третьих, альтернативы просто нет (даже не ставлю восклицательный знак). Мы начинаем двигаться из угла, куда загнали себя сами. Мы сами потеряли статус великой державы, сами сделали свою экономику исключительно сырьевой, сами губим собственные высокие технологии, сами инвестируем в глупости. Хватит. Евгений БУНИМОВИЧ, уполномоченный по правам ребенка в Москве: – В конце мая этого года ученые МГУ представили результаты специального расследования-опроса подростков 14-17 лет. Оказалось, что о своих правах знают 80-90 процентов опрошенных, при этом лишь 10-15 процентов знают, что с ними делать, а защищать могут только 2-5 процентов, многие считают, что лучше перетерпеть, так как иначе им снизят оценки, в этом их поддерживают родители, советуя не связываться, наверное, поэтому каждый десятый ученик не хочет высказывать свое мнение. Более 40 процентов учеников сталкиваются с грубым отношением педагогов, которые их обзывают и оскорбляют, около тридцати процентов говорят о том, что учителя кричат и поднимают на них руку (в основном это подзатыльник или линейка). Дискриминация – отношение к правам ребенка. Ответ один: «Сначала вырасти, выучись – потом качай права». У большинства взрослых даже понятие «защита прав ребенка» вызывает отторжение. Но многие проблемы детей, которые нам не кажутся страшными, для ребенка очень серьезны и иногда приводят к трагическим последствиям. Например, надо защищать свое достоинство. Но если на втором уроке ребенка унижают, а на шестом ему рассказывают, что он должен быть свободным, то ни к чему, кроме шизофрении, это не приведет. И ответственность у него появляется не через ремень, а через знание своих прав. Сейчас с новой силой встает вопрос о праве на бесплатное образование, я выступаю против платных образовательных услуг, которые вводятся на федеральном уровне сверх образовательного стандарта. Если ребенок способен больше воспринимать, больше учиться, то надо предоставить ему возможность получать дополнительное образование. Государство должно быть заинтересовано в развитии ребенка. Москва – не дотационный регион, сама финансирует школы. Поэтому должна отстоять право детей на бесплатное качественное образование, в том числе и дополнительное. Нынче в более чем 200 школах есть уполномоченные по правам участников образовательного процесса, тут пример нужно брать с Южного округа, где такие уполномоченные есть во многих школах, это помогает разрешать конфликты между учителями и учениками, учителями и родителями, родителями и детьми. Михаил СЛУЧ, учитель года России-2010: – В послании есть такие слова: обновлен стандарт начальной школы, подготовлены стандарты средней и старшей школы. Мне важно зафиксировать слово «подготовлены» – если в послании президента сказано так, то это должно уже работать, если подготовлено, то это не значит, что быстро внедрено. Нам нужно начать экспертизу и некоторый эксперимент и очень постепенно переходить на эти стандарты. Президент сказал, что в каждой школе должна быть разработана программа развития. Само по себе это не новация, мне тут кажется важной завязка на региональные власти в плане реализации. Я не очень понимаю, как это сделать на уровне всех школ, я бы здесь с удовольствием предложил какие-то эксперименты, потому что программы развития отдельных школ действительно получают финансовую составляющую и некоторую бизнес-составляющую, а другие – нет. Работа с одаренными детьми: меня тут беспокоят сказанные президентом слова о подушевом нормативном финансировании педагогического сопровождения одаренных детей. Мне кажется, что здесь имеет смысл рассмотреть как минимум несколько механизмов поддержки работы с одаренными детьми, тут действительно хорошо иметь специальный норматив подушевого финансирования, кроме того, специальный норматив финансирования учреждений, «заточенных» на работу с одаренными детьми, и механизм, который не прямо связан с ребенком, а связан с учреждением образования. Подобная система уже есть, в том числе и в Москве. Учителя должны учиться работе с одаренными детьми. В послании сказано, что появились квалификационные требования к учителям, у меня есть опасение, что есть две противоречивые тенденции. Современный учитель в школе – это не только выпускник педвуза, но и выпускник непрофильного вуза. Мне кажется очень важным, что есть люди, которые хотели бы прийти в школу, но не могут этого сделать из-за того, что есть какие-то квалификационные требования. На самом деле школе очень нужны специалисты в той или иной сфере. Нам нужно помочь этим людям преодолеть некий порог. Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ: – Я приветствую и поддерживаю установку на поиск и поддержку талантливых детей, но обучение одаренных школьников трудная задача. Среднее образование рассчитано на обывателя, среднего потребителя образовательных услуг. Это накладывает отпечаток и на учебный процесс. Талантливый же ребенок может быть медлительным, но если дать ему немного времени, он сможет решить труднейшую задачу. Если государство называет поиск талантов приоритетом, то должно платить за это, а не накладывать на родителей дополнительную финансовую ответственность. Я положительно оцениваю проект «Школа будущего». Пять лет назад в Москве уже проходил конкурс «Строим школу будущего», тогда два десятка школ выиграли по 10 млн рублей, сумели провести технологическое обновление всей школы. Однако понятно, что сегодня не все регионы могут позволить себе подобные проекты, федеральные власти должны подумать о выделении субсидий тем, кто очевидно не потянет. Теперь, думаю, мы должны провести инвентаризацию всего сделанного, заслушать отчеты тех, кто отвечал за этот проект, а затем распространять опыт Москвы, те модели, которые уже разработаны и опробованы лучшими столичными школами. В Москве уже есть «Школа будущего» №2030, и там есть много того, что стоит посмотреть, есть школа информатизации в Зеленограде. Думаю, что Институт стратегических разработок под руководством Юрия Громыко и Московский институт открытого образования под руководством Алексея Семенова должны отчитаться о том, как реализован проект «Строим школу будущего!», для такого отчета самое время. Виктор БОЛОТОВ, вице-президент РАО:- На мой взгляд, первый сюжет послания – корректировка плана по реализации инициативы «Наша новая школа». Мне показалось, что Президент РФ подсказал: план мероприятий, который был разработан в рамках инициативы, должен быть подкорректирован, уточнен в связи с посланием. Многие позиции послания были уже высказаны в связи с инициативой, поэтому нового плана придумывать не надо, а уточнить уже составленный необходимо. Второй сюжет – о консолидированной ответственности за образование детей, об этом Дмитрий Медведев говорил в послании дважды, когда речь шла о воспитании и о спорте. Более того, президент сказал о множестве межведомственных мероприятий. По регламенту деятельности Правительства РФ, если я не ошибаюсь, у нас пропали межведомственные комиссии или же работают крайне неэффективно. Я думаю, что нужно поставить такую задачу, чтобы министр образования и науки Андрей Фурсенко и министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, по крайней мере, сели и договорились о совместной работе, чтобы также договорились Фурсенко и Сеславинский, Фурсенко и Нургалиев. Должна быть принципиальная кооперация разных ведомств. Точно так же это должны сделать министр спорта и туризма РФ Мутко и Фурсенко в сфере физкультуры и спортивной работы в детской и подростковой среде. Но для этого нужно создать специальные переговорные площадки. Воспитание и все его аспекты действительно должны быть общим делом и делом общей ответственности. В работе с одаренными детьми меня беспокоит то, что сейчас в каждой школе начнут создавать классы одаренных детей, работа которых будет финансироваться лучше, чем работа с остальными детьми. Иван МЕЛЬНИКОВ, заместитель председателя Государственной Думы, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова: – Объективно говоря, по форме послание Дмитрия Медведева – отшлифованный, понятный, конкретный, незатянутый и хорошо преподнесенный текст. Президент угадал с центральной темой – то, что стержнем послания стали проблемы семьи, молодежи, детей, заслуживает высокой оценки, как и то, что не было пустых слов, прозвучали вполне рациональные предложения и по восстановлению системы детских садов, и по медицинскому обеспечению, и по вопросам жилья, и по преференциям для тех, кто имеет троих и более детей. Немало полезного было сказано о патриотическом воспитании, роли учителя, школы. Система образования стонет от 94-го закона о госзакупках, теперь будет готовиться новый закон, но, к сожалению, Президент РФ не сказал ни слова о куда более жутком  83-м законе, который превратит социальный каркас государства – бюджетные учреждения – в коммерческий пылесос, который выставит обществу ценники по тем направлениям, которые раньше гарантировало государство.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте