Юбилейный X Международный кинофестиваль «Русское зарубежье» проходил в Год российского кино. И одно это обещало насыщенную, интересную программу, к тому же оказалось много других не менее значимых дат, которые важно помнить. И в этом зрители смогли убедиться в первый же день.
Как всегда, кинофорум в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына открылся 7 ноября. Через год исполнится сто лет октябрьскому перевороту, искалечившему судьбы миллионов людей. Как весьма точно заметил директор Дома русского зарубежья, председатель оргкомитета кинофестиваля Виктор Москвин, самый большой народ в Европе волею судеб был разделен, добрая треть оказалась за пределами России. И Дом русского зарубежья, по меткому определению его основателя Александра Солженицына, – мост между двумя Россиями. Президент кинофестиваля, директор киностудии «Русский путь» кинорежиссер Сергей Зайцев метко назвал кинофорум открытым уроком истории.Из зала после просмотра документальных кинолент зрители выходили потрясенными. Слезы на глазах – обычное явление. Как признавались члены жюри, им приходилось включать профессиональную выдержку, чтобы нахлынувшие чувства не мешали объективной оценке того или иного фильма. В зале много молодых лиц, есть и завсегдатаи, которые признаются, что каждый фильм меняет мироощущение, раздвигает горизонты, фестиваль – это долгожданное событие… Скрываемые от нас раньше страницы истории обжигают, ранят – разрыв между двумя Россиями становится осязаемой частью и твоей биографии.Документальный фильм «Не только за грехи наши…» никого не оставил равнодушным. Режиссер, автор сценария и продюсер Людмила Коршик строит повествование на воспоминаниях бывших воспитанников приюта, открытого известным деятелем эмиграции архиепископом Шанхайским и Сан-Францисским Иоанном (Максимовичем) в довоенное время в русском Шанхае. Они оказались ненужными никому в 1945-м после прихода к власти Мао Цзэдуна. В то трудное время отец Иоанн добился разрешения вывезти российских беженцев на остров Тубабао. Так уж случилось, что ни одна страна мира, кроме Филиппин, не захотела принять шесть тысяч человек – взрослых, стариков, детей. Сам отец Иоанн жил на острове около трех месяцев. Важной дате – 65-летию русского исхода из лагеря беженцев на острове Тубабао – посвящена выставка, проходившая в Доме русского зарубежья в рамках кинофорума. «Мы имя русское как ладанку носили. Мы Родину иконой пронесли», – строки Ольги Коноваловой могут служить эпиграфом к ней. На тематическом вечере, посвященном этой трагической странице русской эмиграции, присутствовали чрезвычайный и полномочный посол Республики Филиппины Карлос Д. Соррета и представитель посольства США в РФ господин Николас Браун.На выставке можно было узнать, что на острове беженцы жили русским укладом, построили временную церковь, выпускали журнал, обучали детей в лагерной школе. Среди эмигрантов был потомок известного историка художник и иконописец Александр Карамзин, ротмистр 5-го гусарского Александрийского полка. Рукописные журналы, документы, сохранившиеся вещи, расположенные в витринах выставки, хочется рассматривать и рассматривать. Два с половиной года было забайкальской девочке из казачьей семьи Наташе Сабельник на этом фото на качелях. Рядом сарафан, тот самый, в котором она снялась в солнечный день на чужом острове. Ныне Наталья Георгиевна – президент Конгресса русских американцев, одна из инициаторов выставки. В том, что такая экспозиция появилась в Москве, большая заслуга заместителя председателя Музея-архива русской культуры в Сан-Франциско архивиста Ива Франкьена. Почетный гость X кинофестиваля на встрече со зрителями рассказал о раритетах, собранных в музее. Каждый из них со своей биографией. К примеру, ковер, висевший на стене губернаторского дома в Тобольске, запечатлен на фотографиях царской семьи. Теперь это ценный экспонат музея в Сан-Франциско.Временное пребывание на острове русских эмигрантов из Китая затянулось на два года (1949-1951 гг.). Иоанн Шанхайский стоял на коленях на ступеньках Белого дома, вымаливая прошение, чтобы США приняли русских сидельцев с Тубабао. Его просьба была услышана…Не менее сильное впечатление на зрителей произвели свидетельства тех очевидцев, которые волею судеб стали изгнанниками. Например, рассказ Александра Ильина – педагога, хореографа, известного в Австралии общественного деятеля. Почетный гость кинофестиваля приготовил фотографии, которые сопровождали его чистую русскую речь. Сколько испытаний выпало на судьбу одного человека с российскими крепкими корнями дедов, прадедов… Харбин, затем далекая Австралия… «В моем роду все старшие сыновья – Александры – дед, отец, я, мой сын носят это имя» – так начал свое повествование соотечественник. Потеряв отца, потом мать, Александр сумел окончить вуз, отслужить в австралийской армии. Увлечение народной хореографией помогло ему в создании ансамбля «Русичи» и профессионального Русского театрального кружка… Да, прав Хемингуэй: «Многие потом только крепче на изломе».Тематический вечер «Русский экспедиционный корпус (1916-1918 гг.). Дорога длиною в сто лет» – горький, на долгое время забытый урок истории. 400 тысяч русских солдат отправились во Францию, чтобы сражаться на фронтах Первой мировой войны. Тяжелая участь ждала солдат русского экспедиционного корпуса. Вернуться на Родину удалось немногим. Среди них был будущий Маршал Советского Союза Родион Малиновский. Как рассказала его дочь Наталья Родионовна, обширная переписка отца с собратьями по корпусу легла в основу ставшего раритетным двухтомника. Внук одного из тех солдат Александр Миссонов рассказал о проектах по увековечиванию памяти русских солдат. «Общество памяти русских особых бригад во Франции и на Балканах (1916-1918 гг.)» ведет большую работу. Глубокий, талантливый фильм Сергея Зайцева «Погибли за Францию» послужил началом этой большой работы – возвращением из небытия страниц истории и трагических судеб наших соотечественников. Лица солдат, на экране сменяющие друг друга, – это еще один Бессмертный полк…Есть общее, что объединяет документальные фильмы уникального по своей значимости кинофорума: боль за утраченную, забытую на долгие годы ту Россию. А делает боль тише чувство признательности людям, сохранившим свою «русскость». Ощущение Отчизны как своей личной собственности, которую невозможно потерять и отдать, – великая сила. Лента Ирины Бахтиной «В поисках рая» – о староверах, которые переехали в Приморье из далекого Уругвая, – лишний раз подтверждает это. С каким достоинством они сохраняют свою веру, свой внутренний стержень! Именно эта глубина дает им устойчивость, не дает исчезнуть в водовороте событий…Фильм Елены Чавчавадзе и Галины Огурной «Врангель. Путь русского генерала» проливает свет на события Гражданской войны, разрушая многие стереотипы. Что мы знали о бароне Врангеле? То, что он вывез из Крыма 150 тысяч человек, тем самым сохранив им жизнь? Впервые авторы фильма, руководствуясь архивными документами, прослеживают судьбу генерала Врангеля от учебы в горном институте до загадочной смерти в эмиграции. Девиз рода Врангелей «Сломаюсь, но не согнусь» в полной мере характеризует натуру Петра Николаевича, двоюродного племянника Александра Сергеевича Пушкина.В этом году в конкурсную и внеконкурсную программы вошло 40 картин из 9 стран мира. Главный приз конкурса – бронзовая скульптура Галины Шилиной «Философский пароход» – присужден ленте Павла Мирзоева «Наум Коржавин. Время дано…». Герой картины более сорока лет живет в США, но только Россию называет «нашей страной». Пересказать ленту невозможно – ее надо смотреть. В ней много точной хроники, звучат поэтические строки, воспоминания, и сам поэт предстает во всей полноте своего таланта, который, по определению Флоренского, есть способность сохранить детство, детскую интуицию на всю жизнь…Награды кинофестиваля Главный приз в номинации «Игровое кино» в этом году не присуждался. Специальными дипломами жюри удостоены режиссер Алексей Федорченко за ленту «Ангелы революции» и режиссер Сергей Снежкин за картину «Контрибуция». Дипломом «Специальное упоминание жюри» был награжден режиссер Сергей Головецкий за неигровой внеконкурсный фильм «Забайкальская одиссея». В номинации «Неигровое кино» победил фильм Павла Мирзоева «Наум Коржавин. Время дано…». Дипломом Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына награжден фильм Елены Чавчавадзе и Галины Огурной «Врангель. Путь русского генерала». Диплом президента МКФ «Русское зарубежье» вручен Ирине Бахтиной за фильм «В поисках рая». Диплом МКФ православного кино в Сербии «Сильные духом» – у Людмилы Коршик, режиссера фильма «Не только за грехи наши». Обладателем специального диплома и приза журнала «Геополитика» стала Валерия Ловкова, режиссер фильма «Белла, чао, или Цветок на память». Медаль имени Михаила Чехова, ежегодно вручаемую на кинофоруме, в этом году получил художник и режиссер выдающихся анимационных лент Александр Петров.
Комментарии