search
main
0

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

В рамках реализации Московской городской миграционной программы на базе Центра развития ребенка – детского сада №1888 идет экспериментальная работа по культурно-языковой адаптации детей из семей мигрантов, детей-инофонов, не говорящих или слабо говорящих по-русски.

А​ктуальность выполнения проекта обусловливается необходимостью обеспечения в образовании равных стартовых возможностей детей из разных социальных и этнических групп населения для обучения в школе. Результаты исследований адаптации и интеграции детей мигрантов в Москве показали, что для большинства из них характерно весьма слабое знание русского языка – государственного языка РФ. Появились детские сады и школы, в основном на окраинах города, где число детей, не говорящих по-русски или слабо владеющих языком, достигает порой 25-30%. При этом основная нагрузка ложится на начальную ступень образования, то есть на дошкольное образование. Очевидно, что сложившаяся ситуация требует организации комплексного подхода в обеспечении преемственности культурно-языковой адаптации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Следует сделать вывод, что обучение русскому языку дошкольников по специальной методике нынче актуальное и перспективное направление. Программа по русскому языку, положенная в основу специально организованной образовательной деятельности, предназначена для детей 3-7 лет, не говорящих по-русски, и разработана с учетом данных о возрастных психологических особенностях этих детей. Учитывая возрастную и национальную специфику наших воспитанников, дальнейшие перспективы их развития, программа предусматривает языковую, культурологическую адаптацию ребенка, а также фактор его психологической готовности к школе. Другими словами, программа развивает мотивационную, волевую, интеллектуальную готовность таких детей к школе, а также определенный уровень их зрительно-моторной координации. В старшем дошкольном возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание; при выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. В этом возрасте формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Ребенок шести лет уже способен к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей. Происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. В 6-7 лет ребенок умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих, важная роль в этом процессе принадлежит сюжетно-ролевой игре, ставшей для ребенка шкалой социальных нормативов. Все эти факторы определяют не только содержание обучения, которое должно быть значимым и осознанным, гарантировать в конечном итоге доступ к базовому образованию, но и: – виды познавательной деятельности; – периодичность и частоту их сменяемости; – формы обучения, которые должны обеспечивать каждому ребенку психологический комфорт и раскованность, вызывать только положительные эмоции и так стимулировать развитие детей, чтобы они хотели принимать активное участие в работе на занятиях РКИ (русский как иностранный). Все эти факторы определяют также дозировку новой информации и темп обучения. В нашем детском саду сформированы две группы РКИ (русский как иностранный) для детей 5-7 лет и для детей 3-4 лет, также открыта группа РКИ для детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения Северо-Восточного округа. Занятия мы проводим по программе и учебно-методическому комплекту «Уроки русской речи», разработанному доцентом МИОО, руководителем методической лаборатории РКИ О.Каленковой. Прежде чем скомплектовать такие группы, необходимо было выяснить, нуждается ли ребенок в специальной языковой подготовке, определить уровень его речевого развития и собственно языковой компетенции. Вопрос определения уровня речевой компетенции ребенка весьма сложен и однозначно не решается. Первый опыт работы по программе «Русский язык как иностранный» показал, что среди многочисленных трудностей, с которыми столкнулись воспитатели и педагоги РКИ, особую сложность представляет определение уровня владения русским языком детей-инофонов. В пособии «Методические материалы для тестирования детей-инофонов по русскому языку», разработанном Московским институтом открытого образования, изложены основные принципы организации, а также включены материалы входного, промежуточного и итогового тестирования по русскому языку как иностранному детей разного возраста, включая дошкольный. Поскольку МИОО осуществляет научное руководство экспериментальной работой по избранному нами направлению, тестовые материалы для дошкольников проходили апробацию на базе нашего детского сада. В результате проведенных диагностик можно утверждать, что в основном у детей на начальном этапе пребывания в детском саду все показатели находятся на низком уровне. По показателям на конец учебного года можно наблюдать уменьшение тревожности, повышение уверенности в своих возможностях, положительную динамику в когнитивном развитии (память, внимание, мышление). Большинство воспитанников к концу первого года пребывания в детском саду демонстрируют хороший уровень как речевой, так и собственно языковой компетенции. Для дошкольного образования методика обучения РКИ – наука новая. Несмотря на то что она сейчас усиленно пропагандируется на курсах повышения квалификации в МИОО, овладеть этой наукой не так просто. Для активизации обмена опытом между детскими садами, где воспитываются дети-инофоны, а также для обеспечения преемственности в обучении детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком, участниками экспериментальной деятельности были подготовлены видеоматериалы занятий по русскому языку как иностранному в старших группах нашего детского сада. Эти фильмы часть проекта «В помощь учителю РКИ», который обеспечивает видеоряд в курсе методики обучения русскому языку как иностранному в образовательных учреждениях Москвы. Накопленный опыт работы с такими детьми убеждает в необходимости разработки специальных учебных пособий и программ не только по русскому языку, но и психологическому сопровождению детей; подготовке дополнительных мер по включению таких детей в социокультурное пространство мегаполиса; целенаправленному воспитанию уже в дошкольном возрасте установок законопослушания и уважения к традициям страны проживания. Тесная связь воспитательной и образовательной деятельности дошкольного учреждения, сотрудничество администрации, педагогов и родителей помогают заложить основы гармоничного развития детей в условиях современной многонациональной Москвы, сформировать толерантное отношение к окружающим, любовь и уважение к своему и другим народам. Кроме того, усвоение норм поведения в российском обществе, уважение к российским и столичным традициям, профилактика формирования изолированных сообществ и субкультур мигрантов, ассоциирующих себя с другими языками и культурами, позволит развить единое городское социокультурное пространство.Русико АКИНЯН, заведующий Центром развития ребенка – детским садом №1888

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте