Ни один крупный европейский город не был во главе такого многонационального государства, как СССР, который оставил в наследство своей столице не только огромное культурное богатство, но и множество проблем. Поток мигрантов, хлынувший в Москву из разных уголков постсоветского пространства, спровоцировал разделение общества на «своих» и «чужих». Несмотря на многочисленные официальные заявления о толерантности и терпимости, недовольство коренных москвичей по поводу того, что много «понаехавших», нарастает. Непримиримость к «чужакам» отчасти объясняется нежеланием некоторых представителей национальных меньшинств ассимилироваться – говорить по-русски, учить русскому языку своих детей, принимать и признавать традиции, законы нашей страны, и все это беспокоит коренное население столицы.
С другой стороны, Москве и ее жителям чужды принципы национализма, город объективно нуждается в рабочих руках мигрантов, основы интернационализма четко определены в Конституции РФ. Но разделение и противостояние сегодня распространяется в детской среде. Вслед за взрослыми школьники тоже заражаются болезнью нетерпимости и неприязни друг к другу. Сегодня в московских школах учатся дети многих национальностей, чьи родители действительно приезжают в столицу России для того, чтобы заработать деньги. Есть ли почва для межнациональных конфликтов, как предупредить такие конфликты, что должен делать учитель, чтобы в классе царили дружба, мир, согласие? Об этом шел разговор на «круглом столе» в Московском доме национальностей, в котором приняли участие руководитель Департамента образования Ольга Ларионова, председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Михаил Соломенцев, директора московских школ, ученые, общественные деятели.
Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования:
– На протяжении всей своей истории столичное образование в той или иной степени занималось и занимается вопросами интернационализма и толерантности. Эту большую тему, как мне кажется, нужно разделить на две части – обучение и воспитание. Ребенок из семьи мигрантов подчас не может быстро включиться в образовательный процесс не потому, что он плохо знает физику и химию, а потому, что не очень хорошо говорит по-русски. Это серьезная проблема. Еще десять лет назад было принято решение на базе московских средних общеобразовательных школ открыть школы русского языка. Сегодня эти специализированные структурные подразделения созданы и работают в 12 школах девяти учебных округов столицы. В них обучаются три с половиной тысячи детей мигрантов. В течение одного учебного года ребята прежде всего осваивают русский язык, догоняют сверстников по остальным предметам. Понятно, что создание таких школ было задачей непростой, так как нужно было прежде всего разработать методику преподавания русского языка как иностранного, издать необходимые учебники и пособия, причем делали мы все это за счет городского бюджета. Школ русского языка немного, гораздо больше обычных детских садов и обычных московских школ, где дети мигрантов обучаются вместе со своими сверстниками-москвичами. Вот тут на первый план выходит не столько обучение как таковое, сколько воспитание. Мы ведь очень хорошо понимаем, что все конфликтные ситуации, возникающие во взрослой среде, родом из детства. На ребенка влияет не только школа, но в большой степени влияет семья, отделить ребенка от родителей невозможно, к сожалению, иногда школьное толерантное воспитание не совпадает с семейным воспитанием, поэтому возникают конфликты в ученической среде. Широко известен благодаря СМИ конфликт школьников в одном из учебных округов, он до сих пор не погашен не по вине детей, а по вине родителей и отчасти по вине некоторых педагогов. Приходится признать, что педагогическое сообщество еще не вполне твердо стоит на толерантных позициях, но это не дает повода рисовать все в черных тонах. В московском образовании реализуются самые разные программы, направленные на решение проблем межнациональных отношений. Одна из наиболее масштабных – «Москва на пути к культуре мира», второй год в столичных школах проходит большой фестиваль «Мы – разные, в этом наше богатство, мы – вместе, в этом наша сила!». Все это очень серьезные, большие проекты, включающие много различных направлений, в том числе и такое важное, как изучение культуры других народов. Это не менее важно, чем изучение русского языка. Кстати, все приехавшие в Москву должны знать и русскую культуру, наша задача – рассказать детям других национальностей о русских традициях, о русской национальной культуре, доводя до каждого ребенка идею национального единства. Когда-то Москва первой выступила с идеей создания этнокультурных школ, они и сегодня есть в столице, успешно работают, но постепенно они превращаются в поликультурные. Например, в корейской школе учится много ребят других национальностей.
Сольвейга ВАЛАТКАЙТЕ, директор школы №1247 с литовским компонентом:
– Работа с родителями, которую мы ведем в наших школах, к сожалению, очень часто терпит фиаско. У нас нет механизма повышения ответственности родителей за поступки их детей. Между тем обучение тесно связано с воспитанием, у педагогов есть возможности рассказывать детям о других национальностях, разных культурах, проводить различные викторины и другие мероприятия. Но тут чрезвычайно остро стоит вопрос о педагогических кадрах. Все ли учителя могут говорить с детьми на тему межнациональных отношений? К сожалению, нет. Поэтому в нашей школе работают методические советы, помогающие учителям учитывать в своей деятельности специфику принадлежности учеников к разным национальностям, знакомить ребят с Москвой, с российской культурой. Могу сказать, что нам остро не хватает специалистов по этнопсихологии, которых, к сожалению, пока для системы образовании никто не готовит.
Ирина ГАВРИЛОВА, председатель Комиссии по делам национальностей и миграционной политики Общественного совета Москвы, заведующая сектором Института социологии РАН, доктор исторических наук:
– Взрывоопасность межнациональных отношений сегодня действительно вызывает серьезные опасения. Это подтверждают многие социологические опросы, результаты которых малоутешительны и весьма противоречивы. Например, опрос, проведенный по инициативе Общественной палаты РФ, показал, что 60 процентов москвичей убеждены: миграция отрицательно влияет на ситуацию в столице в целом. Но те же 60 процентов москвичей в других опросах высказывают мнение, что без мигрантов Москва обойтись не сможет. Такая противоречивость объясняется некоторой растерянностью в обществе. Дети и подростки – то основное звено, которое может либо исправить ситуацию, либо усугубить ее. Основные каналы социализации подрастающего поколения – семья, образовательные учреждения и средства массовой информации. Однако семья сегодня не выполняет эту функцию, поэтому Департаменту образования и приходится брать на себя ведущую роль в решении этой проблемы. На мой взгляд, образование – это, с одной стороны, множество трудностей, большие бюджетные расходы для города, а с другой – огромный шанс выровнять эту непростую ситуацию, переведя ее в цивилизованное русло, пресекая любые негативные высказывания или реакции в адрес национальных меньшинств.
Михаил СОЛОМЕНЦЕВ, председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики:
– Да, наша сила в том, что мы разные, но надо сделать все, чтобы мы были вместе. Вся история нашей страны говорит о том, что живущие в ней народы обогащают друг друга своей культурой, религией, традициями. Мы вместе воевали, побеждали, сейчас важно, чтобы мы оставались вместе, но необходимо готовиться к тому, что в Москве будет увеличиваться число жителей разных национальностей. Это нормально, ведь мы живем в мегаполисе, но в этой ситуации надо поддержать детей и в школах, и на уровне каждодневного общения, и во время совместных мероприятий. Проблемы межнациональных отношений существенно обострились из-за резкого притока иностранной миграции в Россию, в том числе и в Москву. Этот вопрос очень сложный, и решать его нужно на федеральном уровне. Правительство Москвы и лично мэр Юрий Лужков неоднократно обращались к федеральным властям с предложениями изменить законодательство РФ в миграционной сфере. Однако пока кардинальных изменений нет, ситуация мало контролируется теми, кто за нее отвечает, в частности, непосредственно ФМС. Мы видим, что количество легальных и нелегальных мигрантов в городе не уменьшается, а остается на прежнем уровне. У москвичей, постоянно проживающих в столице, при виде такого большого числа мигрантов возникает негативная реакция к тем, кто приезжает сюда не жить, а зарабатывать деньги. Потом этот негатив переносится на москвичей, возникает опасная цепочка, ведь непримиримость, отторжение, неприятие неизбежно отражаются через семьи на взаимоотношениях между детьми. Поэтому преподаватель в школе должен обладать определенной квалификацией, он должен уметь объяснять детям, что такое толерантность, взаимоуважение. Если в школе будут идти обратные процессы, переломить ситуацию будет крайне сложно. Проблема межнациональных отношений учащихся столичных школ, на мой взгляд, весьма глобальна. Но межнациональные отношения формируются в семье, затем в школе. В Советском Союзе вопросы взаимоуважения наций, культур, языков цементировались идеологией. Поскольку идеологическая составляющая ушла в прошлое, а мы ничего не получили взамен, то крайне важно посмотреть на межнациональные отношения в нашем городе в глобальном масштабе. Начинать нужно с создания концепции национальной политики. К сожалению, на уровне государства пока не существует концепции на этот счет. Поэтому нужно говорить о межэтнической политике в Москве, первый вопрос, который тут возникает, это вопрос самоидентификации – кто мы такие? Прежде всего мы москвичи, а потом уже люди разных национальностей. Я считаю, что в концепцию обязательно должен войти некий Кодекс москвича. Нормы поведения, приглашение к изучению культуры, московских традиций, уверен, обязательно должны быть продуманы в рамках глобальной концепции. Что же касается межэтнических и межнациональных отношений в школе, то образование, конечно, очень много делает для решения этой проблемы, но уровень знаний учителей в области этноконфликтных ситуаций все же низковат.
Татьяна ГУЗЕНКО, директор школы №824:
– Наша школа – обычная московская школа, расположенная рядом с Тушинским рынком. Поэтому у нас учится много ребят из семей мигрантов. Дисциплину «Русский язык как иностранный» мы ввели тогда, когда поняли, что ситуация выходит из-под контроля. И сейчас у нас русский язык изучают 17 ребят из Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана. Они находятся в среде русских сверстников, но все на переменах частенько пытаются группироваться по национальному принципу, разговаривать на своем родном языке. Поэтому когда мы проходим мимо, то всегда просим, чтобы наши ученики разговаривали по-русски. Это для наших ребят сложно, ведь их родители чаще всего русским языком не владеют, в семьях попрактиковаться в знании русского языка дети не могут. Чтобы исправить ситуацию, мы открыли в школе курсы русского языка для родителей. Когда люди говорят на одном языке, им проще понимать друг друга. Конечно, пока у нас вспыхивают конфликты между учениками, специалистов, умеющих грамотно решать проблемы, найти сложно, но, думаю, предотвращать конфликты может общее дело, в которое включаются наши ученики.
Регина ЕНАКЕЕВА, начальник учебно-методического отдела Московской службы психологической помощи населению, кандидат психологических наук:
– Чужую национальную душу может почувствовать только тот, кто обладает своей собственной национальной душевностью. Наша служба имеет богатый опыт в работе с межнациональными семьями, причем как с детьми, так и с родителями. Мы готовы принять активное участие в решении межнациональных конфликтов.
Галина УСПЕНСКАЯ, директор Центра образования №264:
– Городская целевая программа развития «Столичное образование-5» определила основные направления работы московских ОУ по формированию толерантного сознания у молодого поколения. В связи с этим основная задача нашего центра – создание определенных условий для равноценного развития каждого ученика независимо от его национальности, цвета кожи, религии. Статус нашего центра с его системой дополнительного образования позволяет педагогическому коллективу посредством использования различных форм деятельности решать вопросы интернационального воспитания, а также воспитания толерантного отношения между представителями различных национальностей и народов. Второй год мы активно работаем в рамках городской экспериментальной площадки «Воспитание межэтнической толерантности и патриотизма школьников в процессе информационно-аналитической и художественно-проектной деятельности». Результатом работы первого года стало создание модели воспитания межэтнической толерантности, благодаря которой деятельность педагогов и учащихся приобрела системный характер. Модель объединяет три направления деятельности: образовательное, информационно-аналитическое и исследовательское (проектное). Способом решения этой проблемы стала интеграция общего и дополнительного образования. При этом проектная деятельность выступает как связующее звено между общим и дополнительным образованием, системообразующей средой для формирования высокого уровня толерантности наших учащихся. Наша школа многонациональна, и мы гордимся тем, что живем мирно единой семьей. Много интересных событий происходит в нашей школе, объединяющей творческих, увлеченных своим делом педагогов и любознательных, талантливых учеников. Если попытаться представить схемой процесс нашей работы, то можно получить такую: «Условия – мотивация – проектная деятельность – продукт – социальный результат». За время работы городской экспериментальной площадки педагоги проанализировали содержание образовательных программ через уроки литературы, МХК, географии, биологии, физики, химии, истории, обществознания, русского и иностранного языков, изобразительного искусства, а также введение этнокомпонента в программы этих учебных курсов, они способствовали приближению учеников к «чужому миру других». Изучение факультативного курса «История мировых религий» знакомит детей с различными мировыми религиями. А патриотическое воспитание реализуется в процессе поисковой работы, на уроках Мужества и в деятельности школьных музеев. К Дню защитника Отечества в нашем центре был открыт и лицензирован второй школьный музей – музей морской славы России. Его экспозиции, созданные руками ребят, стали результатом научно-исследовательской работы учащихся по истории крейсера «Варяг», а модели кораблей были представлены ребятами, занимающимися в кружке «Судомоделирование». Ребята из 6-11-х классов приняли участие в межрегиональном конкурсе рисунка детей мигрантов «Мир без слез». Целью проведения этого конкурса стала культурная интеграция детей мигрантов в российской среде и их приобщение к духовным ценностям современной российской культуры. На этот конкурс от центра были представлены 12 работ на заочный тур, а 4 участника были приглашены на заключительный тур, проходивший в знаменитой Московской специализированной школе акварели Сергея Андрияки. Наши ребята много общаются со своими сверстниками из других регионов России. В апреле 2008 года у нас побывали гости из северных областей страны – участники второго Московского межрегионального фестиваля детских и молодежных объединений этнокультурного направления «С любовью к России-2008 – Северное стойбище в Москве», проходившего в рамках выставки «Север-ЭКСПО» на ВВЦ. Фестиваль был организован лабораторией народоведения и межкультурной коммуникации кафедры ЮНЕСКО МИОО и Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Перед учащимися нашего центра и перед ребятами из регионов стояла задача рассказать о городах и поселках, где они живут, поделиться своими знаниями о традиционной культуре народов России, причем сделать это в увлекательной форме. Участники этой встречи представили на сцене песенно-концертные номера, а их общение продолжилось во время проведения мастер-классов, где задавали друг другу вопросы, участвовали в изготовлении народной игрушки, вплетению в волосы девочек накладных кос – созданию традиционной прически ненецких женщин Ямала. В 2008-2009 учебном году завязались дружеские связи между учащимися нашего центра и лицея №1 Якутска в рамках проекта «Многоликая России в названиях улиц Москвы: Северо-Восток Москвы – Северо-Восток России», учащиеся лицея №1 Якутска поддержали идею сотрудничества, сегодня ребята обмениваются рисунками, сочинениями о своих городах, готовят интернет-конференцию, в июле наша делегация посетит Якутск в рамках плана работы ассоциированных школ ЮНЕСКО. В апреле 2009 года в нашем центре прошел Московский межрегиональный театральный фестиваль «Такие разные и такие похожие-2009», были представлены спектакли с этнокультурной составляющей лучших театральных коллективов Москвы. Фестиваль «Все мы – разные, в этом наше богатство, все мы – вместе, в этом наша сила» стал продолжением большой интересной работы коллектива учителей и учеников, начатой еще в 2003 году с поездки школьной группы в Республику Армению, где ребята посетили погранвойска Российской армии, одну из школ Еревана и детский дом. 16 проектных работ были созданы классными коллективами, в них отражены традиции, быт, культура народов мира из стран ближнего и дальнего зарубежья: России, Украины, Молдавии, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Армении, Египта, Италии, Франции, Израиля, Греции. Эти работы были представлены на окружных, городских и международных конкурсах, форумах, конференциях. В июне 2008 года на Воробьевых горах прошел городской этап интернационального фестиваля, лауреатами которого стали и ученики нашего центра. Многогранная и интересная, актуальная в наше время работа коллектива центра была представлена в материалах для участия в национальном проекте «Образование» и по достоинству оценена: в 2008 году наш Центр образования стал победителем в нацпроекте.
Результатом дискуссии за «круглым столом» стали общие подходы к проблеме межнационального общения и воспитания подрастающего поколения москвичей, которые помогут соотнести дальнейшие планы работы Департамента образования и Комитета межрегиональных связей и национальной политики.
Комментарии