search
main
0

Мы разные

Но инклюзивной должна быть каждая школа

Тема инклюзивного образования – довольно новая в образовательной системе России. А вот в школе №23 Екатеринбурга этими вопросами занимаются столько же, сколько существует само учебное заведение. Школа стала призером Всероссийского конкурса по инклюзивному образованию.

 

Одна из самых молодых и самая крупная школа Екатеринбурга (по количеству обучающихся, а их здесь 3600 человек, лидирует и в своем, и в соседних регионах), 23‑я появилась в 2016 году. Понятно, что любая общеобразовательная школа принимает всех, кто живет поблизости. Микрорайон Академический динамично застраивается высотками с относительно недорогим жильем, сюда переезжают и из других районов города, и из других городов. Пестрый состав – национальный, социальный, ментальный – сразу поставил задачу: разные дети требуют разного подхода.

В первый год жизни школы здесь учились около десятка детей с ограниченными возможностями здоровья. Теперь их только в начальном звене 94 человека, три полноценных класса. Родители приводят ребенка именно сюда не только из-за материальных условий – пандусы, лифты, специально оборудованные кабинеты, но и потому что знают: здесь создана система помощи особым детям.

На уроках и после

…Идет урок в одном из начальных классов. Здесь учатся дети с тяжелыми нарушениями речи, слабовидящий и с задержкой психического развития. В одной группе не может быть больше трех особых детей. Занимаются они по обычным учебникам, но у каждого своя адаптированная программа.

– Если был просмотр фильма, а потом дискуссия, все наравне участвуют. А вот спрашивать ребенка с нарушениями речи я буду, только когда он сам руку поднял и готов ответить. Если вызвать к доске неожиданно, то может испугаться, заикание усилится, – рассказывает заместитель директора школы Наталья Викторовна Муравьева. – Лучше дать непростое задание на дом, и после он сделает доклад, возможно, с рисунками, слайдами и услышит восхищенные отзывы от учителей и одноклассников: «Вот молодец!» Главное – для каждого создать ситуацию успеха.

Заместитель директора школы Ирина Дмитриевна Новоселова преподает информатику в старших классах. Сегодня проводила урок в группе, где есть ученик с задержкой психического развития.

– Ему нужно больше внимания: повторить задание, уточнить, понятен ли вопрос. Домашнее задание получает свое, конкретное.

В школе действует ПМПК – психолого-медико-педагогический консилиум, который и разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для всех особых детей. План уроков со специалистами (логопед, дефектолог, психолог), а это несколько дополнительных уроков в неделю, создается на каждые пять учебных дней. За некоторыми учениками закреплены тьюторы, наставники. Несколько человек находятся на домашнем обучении. К ним педагоги ходят на дом, а с кем-то ведут занятия дистанционно.

Главное, чтобы каждый смог успешно освоить программу и максимально раскрыть свои способности. Экзамены всем предстоит сдавать.

В четвертом классе учится девочка с пониженным зрением. Педагог специально для нее готовит печатные материалы с увеличенным шрифтом, в определенной цветовой гамме. На выполнение письменной работы ей требуется чуть больше времени, чем остальным, зато устно она отвечает быстро и точно. Даже взрослые порой удивляются ее эрудиции: «Откуда ты столько знаешь?» «У меня нет возможности много читать, зато я много слушаю», – говорит ученица. Среди сверстников она является одним из лидеров, на нее равняются, ждут ее одобрения.

ОВЗ не значит слабый, просто чем-то отличающийся от большинства.

И, конечно, особые дети становятся обычными детьми, активно участвуя в самых разных внеурочных мероприятиях. Вот где раскрываются неожиданные таланты!

Сила в партнерстве и диалоге

Через год после открытия школа №23 начала сотрудничество с ассоциацией «Особые люди». Благодаря ассоциации была оснащена ресурсная комната – большое помещение, разделенное на несколько зон: учебную, игровую, для отдыха. Здесь есть беговые дорожки, различные приспособления для занятий, а если утомился, можно полежать в зоне релакса.
Установлены специальное оборудование, компьютеры, позволяющие общаться с трудно говорящими детьми.

Не так давно у школы появился новый социальный партнер – театр «Алиса». Театр получил грант для работы с особыми детьми. Проводит уроки актерского мастерства, постановку речи и пластики, лечебную гимнастику и занятия по художественному воспитанию. К новогодним праздникам будет поставлен спектакль, планируются выступления в разных школах и детсадах.

Одному мальчику негде было выплеснуть энергию: ее хоть отбавляй, а в спортивные секции не брали. Театральная сцена оказалась для него очень подходящей! Больше половины учеников школы из особой категории уже занимаются в «Алисе».

Но главные партнеры учителей в деле социализации детей – это родители.

Многие мамы и папы считают, что их дети должны входить в определенные коррекционные группы. Но инклюзивная политика предполагает включение самых разных детей в один общий процесс.

Первое время родители скрывали особенности детей при зачислении в образовательное учреждение, и это обнаруживалось уже в процессе учебы. Теперь же понимающие мамы и папы сразу просят провести диагностику в ПМПК, чтобы для ребенка был выработан индивидуальный путь обучения и развития. Педагог в такой ситуации заранее знает, какие детки придут к нему 1 сентября, имеет возможность подготовиться.

– Сейчас мы с родителями сотрудники, не конфликтуем, а учимся друг у друга, – рассказывает Ирина Дмитриевна. – Кто лучше мамы и папы понимает своего ребенка? Они делятся с педагогами, а учителя помогают рекомендациями. Только в диалоге возможен прогресс.

Непростая задача стоит перед учителями каждый день – работать одновременно и с одаренными детьми, и с детьми мигрантов, многие из которых плохо говорят и понимают по-русски, и с детьми с ОВЗ.

Абсолютно все педагоги 23‑й школы проходят специальное обучение на курсах повышения квалификации, ведь даже если у тебя сейчас в классе нет особого ребенка, то в следующем году он может появиться. Или ты придешь в другой класс на замену заболевшего преподавателя. Многие имеют дефектологическое образование. Региональное общество помощи особым людям «Перспектива» проводит вебинары для учителей истории, физкультуры, других предметов и дает конкретные рекомендации по ведению уроков с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

О пользе конкурса

Школа №23 стала участником Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», организатором которого выступил Московский государственный психолого-педагогический университет, и заняла призовое третье место.

Представляли систему инклюзивного образования своей школы на финальном этапе в Москве Ирина Дмитриевна Новоселова и Наталья Викторовна Муравьева. Конкурс такого уровня всегда имеет две стороны, и обе позитивные: себя показать и других посмотреть.

– Мы вынесли с мероприятия для себя много полезного, – делится Ирина Дмитриевна. – После общения с коллегами поняли, что нужно вплотную заняться вопросом предпрофильной подготовки ребят. Сейчас большинство особых детишек маленькие, но скоро придут в восьмой, девятый классы. И встанет вопрос, кем им быть в жизни.

Мы сотрудничаем с университетами и колледжами. Есть опыт приобретения профессий, обучаясь в школе. Раньше существовала система УПК, теперь занятия по субботам. Даже документы о приобретении первоначальных профессиональных знаний (горничная, повар, экскурсовод) наши ученики получают. Теперь надо подумать и о детях с ограниченными возможностями здоровья.

И еще мы поняли, что материальные ресурсы важны в теме инклюзивного образования, но это далеко не все. Мы увидели небольшие и небогатые школы с очень интересным опытом работы.

Каждое образовательное учреждение должно стать инклюзивным! Все дети должны учиться вблизи от дома!

В нашей модели ребенок стоит на вершине пирамиды. Все, что делается (доступная учебная среда, школьный консилиум, обучение кадров, взаимодействие с партнерами), входит в число инструментов по созданию базы для его будущего успеха.

Инклюзивное образование важно не только для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно важно для так называемых типичных детей. Такая организация учебного процесса помогает выработать значимую привычку воспринимать разнообразие мира, видеть и принимать, что все люди тоже очень разные.

Марина РОМАНОВА, Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте