Я работаю в системе образования с 1997 года. Сначала был учителем, потом 6 лет директором в муниципальной школе Перми. Это достаточно интересный город-миллионник со своими уникальными особенностями и типичными проблемами системы образования. В 2019 году стал заместителем директора в московской образовательной организации, на этот раз негосударственной. У меня есть опыт участия в конкурсах «Учитель года», «Директор школы», сейчас учусь в магистратуре Института образования ВШЭ. Все эти годы я понимал, что главной ценностью школы является не материально-техническая база, а профессионализм учителя и те отношения, которые складываются внутри педагогического сообщества. В течение всего этого времени мой взгляд на позицию учителя в образовательной среде школы не раз менялся.
Я рассматриваю, с одной стороны, профессиональную позицию учителя, которая связана с выполнением своих должностных обязанностей: уроки, проверка тетрадей, классное руководство и т. д. С другой стороны, важна и социальная позиция, которая сегодня порой даже более значима, чем профессиональная. Школа – это модель сообщества и важнейший социальный институт. Учитель включается в социальные связи с родителями, детьми, и вокруг него создается определенная среда. Конечно, деление на профессиональное и социальное в позиции педагога достаточно условно, однако его можно четко увидеть. Первое прописано в документах, отражается в текущей деятельности и ее результатах. Второе отражается через связи, отношения, это то, что не написано, а если и зафиксировано в декларациях, то это нельзя измерить. Например, уважение, дружба и любовь, есть они или их нет, все это сильно влияет на каждого человека, хотя измерить их практически невозможно.
Работая в разных типах школ и в разных региональных системах, общаясь с коллегами из разных регионов, я увидел много общего и вместе с тем специфического в том, как ощущает себя учитель в этих «разных мирах», как разнятся его социальные роли, профессиональная позиция, как на все это влияют условия, среда, география и статус школы.
Хочу, во-первых, раскрыть собственное представление о позиции учителя в разных типах школы (государственная/частная). Во-вторых, рассмотреть особенности учительской позиции в провинции (даже миллионный город может быть провинциальным) и в столице.
Для начала зафиксируем, что нет больших различий между профессиональной позицией учителя в частных и государственных школах. Деятельность везде примерно одинакова, регулируется одними нормами законодательства, поэтому учителя в любой школе отличаются прежде всего уровнем профессионализма. Но есть одна особенность учителя частной школы, которую я увидел за последние два года работы в «Фениксе»: частное образование более клиентоориентированное. Социальную сферу нельзя рассматривать исключительно с точки зрения бизнеса, большинство частных школ являются не бизнес-предприятиями, а некоммерческими организациями со своими учредителями. Однако родители за образование платят деньги, а потому они могут формулировать заказ на образование. Поверьте, это заказ не на оценки, а именно на образование в широком смысле этого слова. Особым результатом образования, гораздо больше значимым для родителя, оказываются не академические результаты ученика, а образовательная среда и благополучие ребенка.
Сейчас появился новый тренд на новый образовательный результат – well-being ребенка. С легкой руки журналистов его часто переводят как «индекс счастья», однако если счастье – категория иррациональная, то благополучие вполне можно измерить.
Кстати, даже PISA с 2015 года предлагает структуру благополучия, которое влияет на ученика: когнитивное, физическое, психологическое, социальное, материальное. Поэтому частные школы об этом много говорят и ведут работу, чтобы учителя поддерживали благополучие каждого ребенка и среды в целом. Ключевыми в этой структуре «счастья» являются социальное благополучие, включенность ребенка в отношения с детским и взрослым сообществами. Многие родители внимательно смотрят не на то, чему будет учиться ребенок, а с кем и у кого он будет учиться. Важным оказывается, в какие события будет погружена формирующаяся личность.
Очень показателен в этом плане конкурс учителей частных школ «Вклад учителя», который прошел в этом году. Вместо испытаний, связанных с уроком, классным часом, методическим семинаром, в центре конкурса образовательное событие. В частной школе важна сопричастность учителя общему делу, вклад каждого педагога в общее дело, и весь конкурс про это.
Презентация связана с описанием участником своего места в школе. С одной стороны, это описание школы, с другой – того вклада, который вносит учитель в нее. Следующее испытание – написание сценария образовательного события. Это может быть урок, внеурочное мероприятие или что-то еще, главное, чтобы оно стало событием. И в этом событии всегда проявляется сотворчество учеников друг с другом, с учителем, а в идеале еще и с родителями. А на следующем этапе конкурс делает еще одну инновацию: сценарии событий перемешиваются, и вы организуете взаимодействие с детьми по чужому сценарию. При этом конкурсантам разрешается созваниваться для консультаций, в результате возникает основа для сообщества учителей.
Десятка лучших учителей частных школ также проходила через испытания, которые не совсем характерны для муниципальных образовательных организаций. Например, дебаты, которые являются командной игрой. В них каждый может, с одной стороны, показать свои индивидуальные компетенции, а с другой – должен удерживать общую командную позицию. А заканчивается конкурс учительским стендапом. В нем каждый педагог может проявить свою индивидуальную позицию, выразить свой взгляд на личные и общественные проблемы, но главное – посмотреть на них с легкой долей иронии. И этот учительский стендап реально был крут. Подготовка к нему тоже проходила в группах, учителя так сдружились, что не хотели расставаться после конкурса. Таким образом, для учителей государственных и частных школ главным всегда остается педагогический профессионализм. Но в частных школах важнее оказываются событийность и сообщество учителей, умение работать в команде, при этом оставаясь самим собой, то есть важнее становится социальная сторона позиции педагога. Профессиональное и социальное в частной школе, на мой взгляд, становятся равнозначными.
Если говорить о провинциальной и столичной школе, то тоже различий, казалось бы, немного. Но есть одна очень серьезная особенность. В Москве учитель достаточно прагматичный и целенаправленный, он ориентируется на показатели, которые задаются в его образовательной организации. В пермской гимназии мы с учителями много говорили о миссии школы, позиции учителя, психолого-педагогической подготовке, тьюторской поддержке. В столице все более технологически выверено. Вовремя провести занятие, использовать материалы МЭШ, подготовить к олимпиаде, организовать воспитательное мероприятие по плану, своевременно заполнить журнал и выставить отметки иногда важнее, чем подготовить и провести хороший урок. Только не думайте, что эта технологичность очень плоха. Когда все работают согласно определенным стандартам, то появляется общая рамка, которая формирует предсказуемость системы и дает высокий результат.
Майкл Фуллан в своей знаменитой статье о ложных движущих силах для реформ образования «Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы» указывает четыре двигателя изменений школы:
стандарт, оценивание, поощрение и наказание в соответствии с правилами и нормированием;
качество индивидуальной работы с учениками;
поиск эффективных технологий донесения информации, информатизация, поиск общей платформы и т. д., которые могут внедряться даже без глубокого осознания и обсуждения их общепедагогических основ. Пусть этими основами занимаются специалисты, главное – учитель должен уметь отработать по технологии;
непрерывное улучшение преподавания за счет взаимообучения и постоянный рост взаимодействия между учителями.
Оказалось, что самым действенным является именно взаимодействие учителей. Однако если в провинции часто имеется крен в обсуждение ценностей и отсутствуют действия и внедрение технологий, то в столице, наоборот, много технологий, но не хватает понимания смыслов для взаимодействия. Я еще раз укажу, что это только мой субъективный взгляд учителя и бывшего директора, приехавшего из провинции в столицу. Но большое количество московских школ и возможность выбора между частными и государственными школами позволяют образованию подстраиваться под требования общества.
Подводя итоги собственных размышлений, хочу сказать, что учителя государственных и частных школ, преподаватели провинциальных и столичных образовательных организаций имеют одинаковые основы своей работы, а потому их позиции не сильно отличаются. Но некоторые понимания смыслов могут серьезно влиять на эту позицию:
частный учитель больше направлен на индивидуального ребенка и организует его событийную жизнь;
учителя частных школ больше, чем в государственных, нуждаются в школьном сообществе и вынуждены максимально его поддерживать;
среднестатистический учитель провинциальной школы имеет время, опыт, желание размышлять о педагогических смыслах своей деятельности. Но часто он, подобно Обломову, не спешит к изменениям;
среднестатистический учитель московской школы, наоборот, подобен Штольцу.
Он быстро действует, успевает состоять во всех чатах, вовремя заполнить таблицы, получить свою среднюю достойную по московским меркам заработную плату. Но размышлять над основами взаимодействия и развивать его будут только фанатичные учителя, для успешной работы этого не нужно, и постепенно педагогика уходит из преподавания, что тормозит изменения.
Может быть, эта статья, которая в определенном смысле определила позицию учителя без полутонов, будет воспринята как провокация. Но это не так. Я просто хочу, чтобы мы вместе подумали о том, что мы разные, а позиции у нас должны быть схожими.
И держать профессиональную позицию крайне важно, чтобы быть современными и готовыми к изменениям.
Дмитрий ПОНОСОВ, заместитель директора, учитель истории и обществознания школы «Феникс», Москва
Комментарии