– Вся деятельность Федерального агентства связана с оказанием целого комплекса государственных услуг в области образования и воспитания молодежи, направленных на совершенствование качества обучения, вхождение России в единое европейское образовательное пространство и адаптацию выпускников российских вузов к особенностям мирового рынка труда. Работа эта в рамках Болонского процесса идет уже несколько лет, встречая на своем пути немало трудностей. Вместе с тем я не могу согласиться с утверждением, что она ведется без учета интересов безопасности России. Говоря об основных направлениях деятельности Рособразования, следует указать на такие из них, как внедрение новых информационных технологий в процесс обучения, поддержку интеграционных процессов в образовании и науке, создание научно-образовательных центров, обеспечение равных возможностей в получении качественного образования для широких слоев молодежи страны.
Если же говорить о реализации непосредственно государственной молодежной политики, то здесь в работе Рособразования можно выделить несколько основных направлений:
– обеспечение социальной поддержки молодежи в период обучения, включая защиту прав и гарантий, сохранность здоровья обучающихся;
– развитие форм активного участия студентов в решении задач жизнеобеспечения образовательного учреждения, в принятии управленческих решений;
– развитие форм самостоятельной экономической активности студенчества, организация занятости и содействие трудоустройству.
Последовательно, хотя в меньших размерах, чем хотелось бы, увеличиваются студенческие стипендии. С учетом повышения на 50%, предстоящего 1 сентября 2007, академическая стипендия для студентов вузов составит 900 рублей, социальная – 1350 рублей, академическая для студентов ссузов – 315 рублей, социальная – 472,5 рублей. По сравнению с началом 2005 года стипендии вырастут более чем в 2,2 раза. Прорабатываются вопросы дальнейшего увеличения размера стипендий.
Учитывая социальную значимость проблемы оздоровления студентов, Федеральное агентство по образованию уделяет этому вопросу особое внимание. На сегодняшний день число студенческих санаториев-профилакториев в учреждениях, подведомственных Рособразованию, составляет 164 с общим количеством стационарных мест почти 13 тысяч. Объем их финансирования увеличен в 2007 году на 311,4 млн. рублей и составляет 754,4 млн. рублей. Благодаря сохранению студенческих санаториев-профилакториев, начиная с 2003 года, более полумиллиона юношей и девушек смогли укрепить свое здоровье.
В последние годы в подведомственных Рособразованию вузах увеличивается количество иногородних студентов, нуждающихся в общежитиях. Так, если в 2000 году их число составляло 701,1 тысячи человек, то в 2006 году оно выросло до 874,6 тысяч (на 24%). А жилая площадь общежитий за этот период увеличилась всего на 13%. В настоящее время при норме 6 квадратных метров в общежитиях некоторых вузов на одного человека приходится 2,5-3 квадратных метра.
В 2006 году было начато строительство 16 студенческих общежитий. В 2007-м к ним добавились еще 29. В последующие годы Рособразование будет наращивать темпы строительства новых общежитий, а также реконструкции и ремонта старых.
Совместно со Студенческим координационным советом профсоюза и Российской ассоциацией профсоюзных организаций студентов Рособразование разработало и утвердило Комплекс мероприятий по решению проблем студенческих общежитий и улучшению условий проживания студентов вузов до 2008 года, который включает проведение ежегодного Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие.
Актуальнейшая проблема – развитие самоуправления обучающихся. Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставили им право на участие в управлении образовательным учреждением. Однако в законах ничего не говорится о формах реализации этого права. Это привело к тому, что во многих образовательных учреждениях органы самоуправления не созданы или выполняют исключительно формальные функции, не влияют на принимаемые решения по важнейшим вопросам жизни вуза.
Как показывает анализ, действующие органы студенческого самоуправления в вузах имеют самые разнообразные формы: это и самостоятельные общественные организации, и отделения городской, региональной, всероссийской общественной организации, и органы общественной самодеятельности – студенческий совет, студенческий клуб, а также профсоюзы.
При этом не существует вообще никаких органов студенческого самоуправления в 10% вузов. Только 14% из перечисленных органов ССУ – юридические лица. Деятельность почти 30% органов студенческого самоуправления вообще не регламентирована никакими документами. Более половины не имеют самостоятельных помещений, телефона и какой-либо оргтехники. Все это свидетельствует о недостаточном внимании руководителей наших вузов, по крайней мере, многих из них, к проблемам организации студенческого коллектива. Но еще больше беспокоит нас тот факт, что менее половины органов студенческого самоуправления представляют студенчество в ученых советах, менее 15% из них имеют представительство в ректоратах, только 27% входят в состав стипендиальных комиссий. Все это – материал для серьезных размышлений и руководителей вузов, и Рособразования.
Хорошей школой развития молодежной инициативы служит возрожденное движение студенческих отрядов. За последние годы их количество выросло многократно и в 2006 году составило 5 тысяч отрядов с числом участников свыше 170000 человек. Но, несмотря на рост активности студентов, само движение испытывает существенные трудности. Разнообразие, разноведомственность отрядов создает значительные проблемы для координации их деятельности. Многие отряды действуют как бригады наемных рабочих, утратив всякую специфику патриотического студенческого движения, обладающего большим воспитательным потенциалом.
В рамках решения проблем занятости созданы региональные системы молодежных бирж труда и молодежных агентств занятости, проведено боле 5000 ярмарок вакансий, во время которых было трудоустроено более 60 тысяч человек, а 200 тысяч молодых людей получили профессиональные консультации. На базе МГТУ имени Н.Э.Баумана ведется разработка системы функционирования единого Всероссийского банка данных вакансий и предложений на рынке труда.
Опыт реализации мероприятий в области поддержки молодежного предпринимательства показал, что эффективным инструментом государственной политики по вовлечению молодежи в коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности (продвижение на рынок инноваций) стало формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках государственного сектора. Начиная с 2006 года, Федеральное агентство по образованию реализует программу по созданию инновационных бизнес-инкубаторов для студентов, аспирантов и научных работников с использованием недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных вузов, подведомственных Рособразованию. На текущий год из федерального бюджета на строительство бизнес-инкубаторов выделено 282,5 млн. рублей.
Большое значение Федеральное агентство придает реализации приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого предусмотрена адресная поддержка талантливой, инициативной молодежи в возрасте от 14 до 25 лет: школьников, студентов и выпускников учреждений профессионального образования, молодых специалистов. В 2006 году гранты в размере 30 и 60 тысяч рублей получили 5350 молодых людей, ставших победителями различных олимпиад и конкурсов, участники научно-практических конференций, ученые и изобретатели, молодые люди, добившиеся больших успехов в общественной и предпринимательской деятельности.
Информация к сведению
Успешно развивается система социально-партнерских отношений между Федеральным агентством по образованию и Студенческим координационным советом профсоюза. Предмет соглашения – порядок взаимодействия сторон по реализации государственной политики в сфере образования. Заключив соглашение, Рособразование признало первичные студенческие организации равноправными партнерами, а СКС – полномочным представителем студенческих коллективов в переговорном процессе.
Совместная работа СКС и Рособразования ведется на основе ежегодного плана мероприятий. В учебные заведения, подведомственные агентству, в полном объеме и своевременно направляются денежные средства на выплату стипендий, организацию культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами, содержание студенческих санаториев-профилакториев, ремонт общежитий.
Благодаря усилиям президиума СКС Рособразование ежегодно направляет письма в вузы с рекомендациями о приоритетности использования денежных средств, направляемых в учебные заведения. Это позволяет полно использовать поступающие средства на стипендии, материальную поддержку и оздоровление студентов. Кроме того, стала доступной информация о том, какова конкретная сумма, предназначенная на те или иные цели.
В результате договоренности в подведомственные Рособразованию вузы были направлены письма с подробной расшифровкой статей расходов, входящих в 5% от размера стипендии, оплачиваемых студентами за пользование общежитиями.
Агентство ежегодно выделяет дополнительные средства на поддержку наиболее перспективных студенческих баз отдыха и требует от вузов выделения внебюджетных средств на студенческие нужды.
Ежегодно проводятся Всероссийские совещания по вопросам социально-экономического положения работников высшей школы и обучающихся, образована комиссия по проверке студенческих общежитий.
На базе Всероссийского конкурса «Студенческий лидер», проводимого Рособразованием и СКС профсоюза, сформирована эффективная система обучения студенческих лидеров, принято решение о проведении с 2007 года этапов этого конкурса и в федеральных округах.
Комментарии