Говорят, что политика – искусство возможного. Оценивая эффективность работы Профсоюза работников народного образования и науки РФ в последние годы, надо исходить из того, в каких условиях мы работали и что нам удалось решить.
Мы добились того, что зарплата работников образования увеличивалась кратно, а не на 10-20%. Мы перевернули межбюджетные отношения, и помогли школе. В течение последних четырех лет мы не дали продвинуться законам о переходе на новые организационно-правовые формы – автономные организации и государственные муниципальные автономные некоммерческие организации. Если данные законы будут приняты, это будет губительно не только для системы образования, но и для всей бюджетной сферы. Можно привести много примеров того, что мы не дали сделать, и каждый – победа профсоюза.
Я категорически не согласен, когда говорят, что мы проиграли Правительству борьбу против 122-го закона. Мы победили, потому что сохранили государственную сеть образования. Мы – единственный в России профсоюз, который уже в мае обратился ко всем депутатам Госдумы, рассказал им о своей позиции. Благодаря нам 122-й закон стал другим. Хотя, по сути, конечно, и в нынешнем виде этот документ губителен, поскольку он изменил Закон «Об образовании», где, в соответствии с Конституцией, провозглашено, что образование – всенародное благо, за которое отвечает государство. Теперь нас разделили на федеральный, региональный и местный уровни, убрав с федерального всеобщее образование. 122-й закон изменил статус учреждения образования как хозяйствующего субъекта, с одной стороны, приравняв его по уровню хозяйственной самостоятельности к бюджетным организациям, с другой стороны, по налогам, – к коммерческим организациям. Весь доход, получаемый учреждением от внебюджетной деятельности, назван предпринимательским, а все льготы сняты. С этим мы будем бороться. Мы уже сверили свои намерения с планами Министерства образования и науки РФ, оно собирается внести свои изменения в 122-й закон.
Сегодня мы должны не только призывать, но и тщательно проводить экспертизу документов, участвовать в деятельности рабочих групп. Наша стратегическая задача – быть готовыми ответить на внешние вызовы, которые касаются изменений в системе оплаты труда, в системе трудовых прав наших работников.
Какая проблема сегодня самая «больная»? Оплата труда. Здесь две позиции. Первая – переход на отраслевую систему. Благодаря профсоюзу в «Приоритетных направлениях развития образования» появилась эта строка. Это опять-таки касается всей бюджетной сферы, которая всегда была «скована» Единой тарифной сеткой. Наш профсоюз «работает» на общее благо. Вторая позиция – в целом повышение оплаты труда. В этом году мы добиваемся повышения оплаты труда на 50% и кратного увеличения размеров оплаты труда педагогических работников при переходе на отраслевую оплату труда. Да, конечно, эта зарплата не будет равная окладу профессора Гарварда, но в условиях нашей страны такая перемена – огромный шаг вперед.
Комментарии