Вечером второго дня учителя года, съехавшиеся на установочный семинар конкурса «Учитель года России», с удивлением говорили друг другу: «Да мы ведь приехали два дня назад! А кажется – давно…». Неудивительно: ведь программа семинара до отказа заполнена и насыщена. К тому же, в нее в этом году вошло первое серьезное испытание для «пеликанов»-2016.
Если говорить начистоту и по гамбургскому счету, эссе, которое участники всероссийского финала обычно создают и отдают на проверку экспертов, далеко не всегда – их личный индивидуальный продукт. Все знают, что порой на конкурсанта в регионе работают лучшие филологи и методисты, создавая идеальный текст. Чтобы не сомневаться, кто автор педагогического эссе, и придумано это непростое испытание – создание эссе ручкой, а не в текстовом редакторе компьютера с включенной программой проверки орфографии, без помощи интернета и советов коллег.
Утро началось с инструкции главного редактора «Учительской газеты» Петра Положевца. Он зачитал списки групп, которые комфортно (по одному человеку за столом и бутылкой воды на столе) устроились в пяти аудиториях Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Вслед за этим Петр Григорьевич роздал наблюдающим за процессом прохождения испытания «Я – учитель» пять конвертов с темой. Я попала в число наблюдателей и испытала всю гамму положенных эмоций.
9 часов 11 минут. Проверила по списку свою группу. Все за партами. Телефоны лежат на краю моего, то есть учительского стола. Я в роли педагога, и не просто на уроке – на экзамене, да еще таком необычном! Ответственно… Вскрываю конверт с темой, зачитываю: «Учитель – профессия дальнего действия». Слова из конкурсного гимна, стихи Роберта Рождественского. Кажется, вся аудитория облегченно вздыхает. Я пишу название на доске. Тут же воцаряется тишина, и учителя начинают творить. Впереди 4 часа. В начале испытания кажется, что ЦЕЛЫХ четыре часа. Чем ближе финал, тем больше начинаешь понимать – ВСЕГО четыре часа. Если в начале кто-то задумчиво смотрел в потолок или грыз ручку, теперь все, не отрываясь, складывают буквы в слова и предложения. Надо спешить. Правая рука болит – с непривычки. Пожалуй, участники конкурса давно не писали так много без клавиатуры. Сначала – черновик, затем – чистовик – специальные линованные листы со словами «Учитель года России» и изображением пеликанчика в углу.
Недолгие диалоги в коридоре рядом с санитарными местами. Участница: «Столько мыслей! Все не помещаются». Приглашаю из оставшихся идей сделать статью в «Учительскую газету». Другая конкурсантка говорит: «Стараюсь писать каллиграфически». Благодарю от имени экспертов, которым предстоит читать сканированные эссе.
Пролетело три часа. В моей группе первый учитель, завершивший непростое испытание. Конверт заклеен и сдан под подпись. Остальные пишут, проверяют – не хотят расставаться с заветными страницами. Но вот прошло четыре часа – пора и сдавать выстраданное. Обед сегодня кажется особенно вкусным. И лекции после обеда кажутся особенно интересными. А все потому, что груз первого конкурсного задания упал с души…
А между тем лекции второй половины дня и правда интересные и важные.
О государственной политике в сфере дополнительного профессионального образования рассказал начальник отдела дополнительного профессионального образования и профессионального обучения Алексей Троцак. Алексей Иванович описал виды ДПО, обратил внимание, что нельзя путать повышение квалификации и профессиональную переподготовку, и напомнил, что учителя имеют право на прохождение программ дополнительного профессионального образования не реже, чем раз в три года.
Следующая лекция – ключевая. Важно разбираться в образовательной политике, стратегии и тактике. Но не менее важно понимать идеологию конкурса, знать его историю, персоналии. Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова напомнила, что конкурс «Учитель года» возник сначала как идея на страницах «Учительской газеты». «Мы любим свое детище. Рады, что у нас есть партнеры – Министерство образования и науки РФ и Общероссийский Профсоюз образования. Постоянно пытаемся вносить новое в идеологию проведения конкурса», – отметила Ирина Георгиевна. Дать определение конкурсу «Учитель года» – дело непростое. Но для человека, который занимается конкурсом практически все время его проведения, – это реально. Причем ответов будет множество. «Конкурс – это преодоление, дорога к познанию. Школа роста. Живая педагогика. Выход на другой уровень престижа педагогов. Мотивация к творчеству. А главное – искусство представления себя, искусство быть собой», – говорит Ирина Георгиевна. – А для участника конкурса важно хорошо оценивать свои ожидаемые результаты. И помнить, что побеждает профессионал с особой харизмой».
Конкурс давно стал не просто единичным ежегодным мероприятием, но движением. Клубы учителей года появились по всей России. Кстати, в эти дни подготовки к всероссийскому финалу 2016 года на портале конкурса «Учитель года Алтая» появился счетчик времени, оставшегося до открытия «Учителя года России» в Самаре. Время, вперед!
Руководитель отдела по связям с общественностью и информационно-аналитической работе аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина посвятила свое выступлению деловому имиджу, ораторскому и актерскому мастерству. Она предостерегла от общих ошибок. Ведь конкурсантам предстоит публично выступать. А значит нужно учитывать все детали и аспекты – от внешнего вида до особенностей речи и умения вовремя сделать паузу.
Конкурсный урок – он совсем близок, до него у конкурсантов осталось чуть больше месяца. Поэтому выступление лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011», учителя математики гимназии №1520 им. Капцовых Алексея Доронина они слушали с удвоенным вниманием. Каждый аспект презентации был для педагогов важен.
И тот факт, что при конструировании урока важно тщательно проработать предметное содержание. Нужно проверить тексты, формулы, примеры, условия задач и т.п. на соответствие учебным программам, самостоятельно выполнить упражнения, которые будут использоваться на конкурсном уроке.
Важно помнить о таком этапе конструирования урока, как выбор индуктора («ловушка внимания школьников) – поиск заданий, упражнений, текстов и т.д., которые будут преобразованы и использованы на уроке. Что может быть индуктором на уроке? Алексей Доронин привел примеры из уроков участников конкурса разных лет: «черный ящик», использование интерактивной доски, создание нестандартной ситуации, проведение опыта и так далее.
Алексей Владимирович завершил свое выступление так: «Бытует мнение, что открытые уроки – своего рода шоу. Это шоу, но не развлечение. Это образовательный, методический, дидактический мини-спектакль. Пусть ваш конкурсный урок будет профессиональным, творческим, красивым, остроумным, запоминающимся».
Вечер второго дня семинара закончился так же творчески, как и начался. Но уже без груза ответственности. Недавно образованные группы участников всероссийского финала начали работать как команды. В перерывах между лекциями они сумели выполнить специальное задание Андрея Иоффе – придумать название своей группы, ее образ, назвать достоинства и недостатки участия в конкурсе «Учитель года России» и пять художественных книг, которые группа дружно рекомендует для чтения коллегам. И теперь представляли свои идеи. Выступления групп оценивали… сами группы. Взаимооценка показала, что самое яркое выступление было у педагогов в бэйджах с синими ленточками. Навык групповой работы пригодятся учителям во втором туре конкурса, когда придется в команде по пять человек за несколько часов создавать образовательный проект.
Творческой точкой стало великолепное, вдохновляющее выступление учителя года России-1992, композитора Артура Зарубы и учителя года России-1993, поэта Олега Парамонова.
Фото автора
Комментарии