Уже в седьмой раз прошла онлайн-конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы». В декабре 2020 года «МП» сообщал о первой дистанционной встрече (ug.ru/dvizhenie-vverh-2). Тогда трудно было представить, что конференция станет постоянной. Идея международных методических объединений предметников, которую воплотили общероссийская общественная организация «Учитель года» и международный центр «Фокус» при поддержке Профсоюза образования и «Учительской газеты», живет и процветает! Заседания методических объединений проходят регулярно, их руководители – учителя года – профессионально выстраивают обмен опытом, спикеры – победители и лауреаты конкурсов профессионального мастерства – радуют интересными выступлениями.
Каждое заседание начинается с кратких приветствий председателя клуба «Учитель года» Самарской области, директора гимназии №3 Самары Светланы Ильиной, секретаря – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елены Елшиной, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой, директора Самарской международной школы Елены Смит.
Елена Елшина отметила, открывая седьмую встречу: «Уверена, что онлайн-конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы» объединяет не только талантливых педагогов, которые хотят поделиться своим опытом, не только любознательных педагогов, которые хотят этот опыт перенять, но и членов нашего профессионального союза. Желаю вам успешной работы, интересных практик».
Общей темой встречи стала любовь, которая, как известно, правит миром. Интерес к мастер-классам онлайн растет. 18876 просмотров на Youtube зафиксировано в день проведения «Фокусов». На конференции работали 17 методических объединений, в том числе была межпредметная секция, модератором которой – и это огромная честь! – стал ваш корреспондент. Я представляла выступающих, следила за временем и еще – старалась сохранить атмосферу дистанционного, но такого открытого, душевного общения. Атмосфера эта чувствовалась с первых минут подключения. Было легко говорить, слушать, задавать вопросы. Расскажу о том, что узнала в этот день. Итак…
Фокус на воспитание
Ирина Леонтьева, учитель технологии и председатель профкома школы №86 Самары, призер областного конкурса «Учитель года»-2018, на своих уроках занимается тонким делом – воспитанием любви к Родине. Не словами, не пафосными заявлениями. Ребята воссоздают старинное искусство – домовую резьбу Самары. Этим кружевом украшены немногие сохранившиеся дома. Чтобы освоить это ремесло, нужно многое узнать. Во время занятий резьбой, которые, кстати, проходят в рамках обычных уроков технологии, дети делают проекты, проводят исследования и, конечно, творят. «Декоративно-прикладное искусство – мостик к душе ребенка», – считает Ирина Анатольевна.
Практическое краеведение вызывало интерес к предмету и решило воспитательные проблемы. Теперь свой подход самарская учительница рекомендует коллегам: «Ведь вся Россия уникальна. И, наверное, правильно было бы изучать роспись, резьбу, ткачество, керамику, металлоизделия, народные игрушки, другие промыслы на уроках технологии именно там, где они возникли и развивались». Самый прекрасный результат педагога – когда ученики продолжают дело своего учителя. Такие ребята есть! Выпускник, уже став студентом, получил губернаторскую премию за научную работу «Сохранение традиций Самары». Еще один поступил в архитектурный институт и занимается резьбой.
«Универсальная ценность любовь в служении учителя» – такую необычную тему предложила учитель английского языка школы «Сафинат» Махачкалы учитель года Республики Дагестан-2004 Юлия Семендуева. «Часто задают вопрос: а должен ли учитель любить своих учеников? Но если мы не любим тех, для кого работаем, если не любим свое дело, оно превращается в подневольный труд», – убеждена Юлия Петровна. Она согласна с Шалвой Амонашвили, который сказал: учитель должен стать для ученика жизненно необходимым, любимым человеком. «Приятно, когда после уроков ребята пишут по-английски или по-русски: «Мы вас любим, Юлия Петровна». Твоя же энергия любви к тебе возвращается».
Юлия Семендуева работает по программе «Самопознание». В ее основе теория о пяти основных ценностях: любовь, мир, ненасилие, истина и праведность. И главная – конечно, любовь. Дагестанская учительница представила структуру урока, посвященного ценностям: позитивный настрой; цитата по теме; рассказ, история; вопросы, помогающие выявить отношение ребенка к теме; групповое пение. Одну из историй, притчу «Остров духовных ценностей», можно прочитать здесь: pritchi.ru/id_994. А метод группового пения мы опробовали прямо во время конференции – исполнили куплет из «Пусть миром правит любовь».
Фокус на имидж
Пара выступлений на межпредметной секции касалась поведения педагога в социальных сетях, точнее форм представления себя и своего опыта. И если я, журналист, дала участникам онлайн-конференции советы по текстам – как выстроить композицию, с чего начать, каковы особенности разных жанров, то Анастасия Полковникова, учитель искусства Повалихинской школы Алтайского края, призер краевого конкурса «Учитель года»-2020, перенесла нас в мир дизайна и красоты. Ее рекомендации были посвящены визуализации информации. Как сделать профессиональную страницу заметной, яркой?
Анастасия Анатольевна рассказала о приложении Canva – отличном помощнике в оригинальном оформлении блога. И предложила 10 лайфхаков для использующих это приложение:
- Дизайн (цветовая гамма, блоки фотографий) должен соответствовать цели поста и его настроению.
- Помнить о точке фокуса. Это самые заметные элементы, на которые обращают внимание в первую очередь. К ним относятся картинки, крупные надписи.
- Все элементы располагаются по принципу иерархии. Главное выносим вперед и делаем крупнее. Вспомогательным элементам отводим менее заметную роль.
- Расположенные рядом объекты воспринимаются как одна смысловая группа. Если необходимо разъединить смысловой ряд, используйте разные цвета для текста, разные текстовые блоки.
- Текст верстается блоками (прямоугольниками). Такие модули располагаются столбиками или рядами.
- Вокруг каждого объекта должно быть достаточно свободного места.
- Красивая, чистая типографика делает из текста произведение дизайнерского искусства. Базовые основы дизайна текста: удобочитаемость, сочетаемость, использование не более трех шрифтов за раз.
- Цвет создает нужное настроение и привлекает внимание. Красный, желтый, оранжевый – теплые цвета с позитивным настроением, синий, зеленый, фиолетовый – холодные, нужны для фокусировки внимания. Черный, белый, серый, бежевый – нейтральные.
- Контраст возникает, когда встречаются противоположности: разные цвета, размеры фигур. Контраст привлекает внимание.
- Необходима последовательность: одинаковый шрифт для текста на всех страницах, повторяющиеся цвета для фона и фигур, иллюстрации в одном настроении. Помните: один дизайн – один визуальный стиль!
Фокус на межпредметность
Я предложила коллегам ответить на вопрос: как лучше воплощать межпредметный подход: в классе или после уроков, силами одного учителя или разных предметников?
Анастасия Полковникова: «Мы должны учить детей, используя межпредметные связи. Стем-обучение как раз направлено на это. В проектной деятельности у ребенка может быть несколько руководителей. Например, учитель начальных классов и преподаватель биологии. И если мы заложим использование межпредметных связей, то ребенку в жизни, когда он выйдет из школы, будет гораздо легче. Я была на уроке, где учителя изобразительного искусства и музыки давали совместный урок. Когда два учителя в классе, это смотрится превосходно!»
Ирина Леонтьева: «На уроках технологии у нас используются все предметы. Невозможно говорить о плотности какого-то материала, не затрагивая физику, нельзя выполнить резьбу, не зная геометрию, невозможно рассчитать вытачки, не зная алгебру, невозможно говорить об искусстве, не зная историю».
Юлия Семендуева: «В учебниках английского языка сплошь межпредметные связи: и биология, и история, и география. Все в гармонии».
К разговору присоединилась и организатор онлайн-конференции Елена Смит: «Мы работаем по программе международного бакалавриата. У нас обязательно выделяется время в течение недели, когда учителя разных предметов собираются и планируют вместе тему исследовательской деятельности, которая длится в течение 2-4 недель».
Уверена, если бы я расспросила огромную аудиторию слушателей, у нас появилось бы целое пособие по межпредметным связям. Тема бесконечная!
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии