search
main
0

Мы онлайн, но мы живьем!

На конференции «Школа в фокусе» учитель получает заряд вдохновения

Уже в седьмой раз прошла онлайн-конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы». В декабре 2020 года «МП» сообщал о первой дистанционной встрече (ug.ru/dvizhenie-vverh-2). Тогда трудно было представить, что конференция станет постоянной. Идея международных методических объединений предметников, которую воплотили общероссийская общественная организация «Учитель года» и международный центр «Фокус» при поддержке Профсоюза образования и «Учительской газеты», живет и процветает! Заседания методических объединений проходят регулярно, их руководители – учителя года – профессионально выстраивают обмен опытом, спикеры – победители и лауреаты конкурсов профессионального мастерства – радуют интересными выступлениями.

Каждое заседание начинается с кратких приветствий председателя клуба «Учитель года» Самарской области, директора гимназии №3 Самары Светланы Ильиной, секретаря – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елены Елшиной, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой, директора Самарской международной школы Елены Смит.

Елена Елшина отметила, открывая седьмую встречу: «Уверена, что онлайн-конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы» объединяет не только талантливых педагогов, которые хотят поделиться своим опытом, не только любознательных педагогов, которые хотят этот опыт перенять, но и членов нашего профессионального союза. Желаю вам успешной работы, интересных практик».

Общей темой встречи стала любовь, которая, как известно, правит миром. Интерес к мастер-классам онлайн растет. 18876 просмотров на Youtube зафиксировано в день проведения «Фокусов». На конференции работали 17 методических объединений, в том числе была межпредметная секция, модератором которой – и это огромная честь! – стал ваш корреспондент. Я представляла выступающих, следила за временем и еще – старалась сохранить атмосферу дистанционного, но такого открытого, душевного общения. Атмосфера эта чувствовалась с первых минут подключения. Было легко говорить, слушать, задавать вопросы. Расскажу о том, что узнала в этот день. Итак…

Фокус на воспитание

Ирина Леонтьева, учитель технологии и председатель профкома школы №86 Самары, призер областного конкурса «Учитель года»-2018, на своих уроках занимается тонким делом – воспитанием любви к Родине. Не словами, не пафосными заявлениями. Ребята воссоздают старинное искусство – домовую резьбу Самары. Этим кружевом украшены немногие сохранившиеся дома. Чтобы освоить это ремесло, нужно многое узнать. Во время занятий резьбой, которые, кстати, проходят в рамках обычных уроков технологии, дети делают проекты, проводят исследования и, конечно, творят. «Декоративно-прикладное искусство – мостик к душе ребенка», – считает Ирина Анатольевна.

Практическое краеведение вызывало интерес к предмету и решило воспитательные проблемы. Теперь свой подход самарская учительница рекомендует коллегам: «Ведь вся Россия уникальна. И, наверное, правильно было бы изучать роспись, резьбу, ткачество, керамику, металлоизделия, народные игрушки, другие промыслы на уроках технологии именно там, где они возникли и развивались». Самый прекрасный результат педагога – когда ученики продолжают дело своего учителя. Такие ребята есть! Выпускник, уже став студентом, получил губернаторскую премию за научную работу «Сохранение традиций Самары». Еще один поступил в архитектурный институт и занимается резьбой.

«Универсальная ценность любовь в служении учителя» – такую необычную тему предложила учитель английского языка школы «Сафинат» Махачкалы учитель года Республики Дагестан-2004 Юлия Семендуева. «Часто задают вопрос: а должен ли учитель любить своих учеников? Но если мы не любим тех, для кого работаем, если не любим свое дело, оно превращается в подневольный труд», – убеждена Юлия Петровна. Она согласна с Шалвой Амонашвили, который сказал: учитель должен стать для ученика жизненно необходимым, любимым человеком. «Приятно, когда после уроков ребята пишут по-английски или по-русски: «Мы вас любим, Юлия Петровна». Твоя же энергия любви к тебе возвращается».

Юлия Семендуева работает по программе «Самопознание». В ее основе теория о пяти основных ценностях: любовь, мир, ненасилие, истина и праведность. И главная – конечно, любовь. Дагестанская учительница представила структуру урока, посвященного ценностям: позитивный настрой; цитата по теме; рассказ, история; вопросы, помогающие выявить отношение ребенка к теме; групповое пение. Одну из историй, притчу «Остров духовных ценностей», можно прочитать здесь: pritchi.ru/id_994. А метод группового пения мы опробовали прямо во время конференции – исполнили куплет из «Пусть миром правит любовь».

Фокус на имидж

Пара выступлений на межпредметной секции касалась поведения педагога в социальных сетях, точнее форм представления себя и своего опыта. И если я, журналист, дала участникам онлайн-конференции советы по текстам – как выстроить композицию, с чего начать, каковы особенности разных жанров, то Анастасия Полковникова, учитель искусства Повалихинской школы Алтайского края, призер краевого конкурса «Учитель года»-2020, перенесла нас в мир дизайна и красоты. Ее рекомендации были посвящены визуализации информации. Как сделать профессиональную страницу заметной, яркой?

Анастасия Анатольевна рассказала о приложении Canva – отличном помощнике в оригинальном оформлении блога. И предложила 10 лайфхаков для использующих это приложение:

  1. Дизайн (цветовая гамма, блоки фотографий) должен соответствовать цели поста и его настроению.
  2. Помнить о точке фокуса. Это самые заметные элементы, на которые обращают внимание в первую очередь. К ним относятся картинки, крупные надписи.
  3. Все элементы располагаются по принципу иерархии. Главное выносим вперед и делаем крупнее. Вспомогательным элементам отводим менее заметную роль.
  4. Расположенные рядом объекты воспринимаются как одна смысловая группа. Если необходимо разъединить смысловой ряд, используйте разные цвета для текста, разные текстовые блоки.
  5. Текст верстается блоками (прямоугольниками). Такие модули располагаются столбиками или рядами.
  6. Вокруг каждого объекта должно быть достаточно свободного места.
  7. Красивая, чистая типографика делает из текста произведение дизайнерского искусства. Базовые основы дизайна текста: удобочитаемость, сочетаемость, использование не более трех шрифтов за раз.
  8. Цвет создает нужное настроение и привлекает внимание. Красный, желтый, оранжевый – теплые цвета с позитивным настроением, синий, зеленый, фиолетовый – холодные, нужны для фокусировки внимания. Черный, белый, серый, бежевый – нейтральные.
  9. Контраст возникает, когда встречаются противоположности: разные цвета, размеры фигур. Контраст привлекает внимание.
  10. Необходима последовательность: одинаковый шрифт для текста на всех страницах, повторяющиеся цвета для фона и фигур, иллюстрации в одном настроении. Помните: один дизайн – один визуальный стиль!

Фокус на межпредметность

Я предложила коллегам ответить на вопрос: как лучше воплощать межпредметный подход: в классе или после уроков, силами одного учителя или разных предметников?

Анастасия Полковникова: «Мы должны учить детей, используя межпредметные связи. Стем-обучение как раз направлено на это. В проектной деятельности у ребенка может быть несколько руководителей. Например, учитель начальных классов и преподаватель биологии. И если мы заложим использование межпредметных связей, то ребенку в жизни, когда он выйдет из школы, будет гораздо легче. Я была на уроке, где учителя изобразительного искусства и музыки давали совместный урок. Когда два учителя в классе, это смотрится превосходно!»

Ирина Леонтьева: «На уроках технологии у нас используются все предметы. Невозможно говорить о плотности какого-то материала, не затрагивая физику, нельзя выполнить резьбу, не зная геометрию, невозможно рассчитать вытачки, не зная алгебру, невозможно говорить об искусстве, не зная историю».

Юлия Семендуева: «В учебниках английского языка сплошь межпредметные связи: и биология, и история, и география. Все в гармонии».

К разговору присоединилась и организатор онлайн-конференции Елена Смит: «Мы работаем по программе международного бакалавриата. У нас обязательно выделяется время в течение недели, когда учителя разных предметов собираются и планируют вместе тему исследовательской деятельности, которая длится в течение 2-4 недель».

Уверена, если бы я расспросила огромную аудиторию слушателей, у нас появилось бы целое пособие по межпредметным связям. Тема бесконечная!

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте