search
main
0

«Мы обязательно вернемся»

Педагогические высоты Горного Алтая

Новый перелет. 3500 километров между Москвой и Горно-Алтайском. Высота 11000 метров, командир корабля – пилот, обладающий чувством юмора, – сообщает пассажирам о том, что «наша воздушная колесница перемещается со скоростью 750 километров в час сквозь пространство и время… и переносит нас в новую бытность».

 

Так и произошло, через четыре часа полета мы оказались в Республике Алтай. Татьяна Кривоспицкая, руководитель клуба «Учитель года Республики Алтай», пригласила меня принять участие во втором Межрегиональном чемпионате молодых педагогов. Еще в студенческие времена мы много путешествовали по этим местам, занимаясь водным спортивным туризмом. Красоты природы, культурный пласт, неповторимые ощущения притока энергии и сил, добрые, отзывчивые люди…

На чемпионате выступили тринадцать команд, которые представили все муниципальные районы Республики Алтай, а также Алтайский и Краснодарский края, Республику Тыва, Орловскую, Ленинградскую, Омскую, Свердловскую области.

Командам предстояло соревноваться в четырех испытаниях: представить на суд зрителей видеоролик «#УчитьВдохновлятьРазвивать2023», презентовать команду в коротком выступлении, в конкурсе «Педагогическая импровизация» за 10 минут подготовить и показать интересные приемы, которые можно использовать на разных этапах урока, и провести мастер-класс «Разговоры о важном» на заданную тему.

Предшествовала форуму интересная поездка на Телецкое озеро. Три часа на автобусе по красивейшим местам вдоль реки Бия с остановкой на перевале и традиционной дегустацией местного деликатеса – блинчиков со сливками и лесными ягодами. И вот мы уже на теплоходе «Пионер Алтая». Легендарное судно совершило путешествие вдоль берегов озера. Нас сопровождал голос великого экскурсовода Николая Дроздова, который с любовью рассказывал об этих местах. А мы стояли вдоль борта и любовались величием гор, неповторимыми оттенками неба, в облаках искали знакомые очертания пеликана, колокольчика, шахматного коня. Озеро в течение всего нашего путешествия дарило впечатляющие оттенки – от голубовато-изумрудного в дневное время до золотисто-подсолнечного на закате. Всех цветов не сосчитать. Мы посетили два водопада – Чоордон и Корбу. Величественные и мощные творения матери-природы зарядили нас особой энергией.

На одном дыхании прошел первый конкурс – «Визитная карточка команды». Два начинающих педагога и наставник рассказали о себе, о своей школе и о том, что они ждут от профессии «учитель». Удивительно то, что каждая команда творчески и необычно подошла к выполнению этого задания. За редким исключением, не было фальши, заготовленных клише, повторяющихся цитат. На мой взгляд, незашоренность молодых педагогов позволила интересно, в занимательной форме продемонстрировать педагогическую миссию, идеи, педагогическую культуру и потенциал участников команды. Мне очень понравилась команда Усть-Канского района «Риск», которая с помощью тюбиков краски показала красоту нашей профессии: «Учитель – художник с одним тюбиком краски, которой он может нарисовать радугу».

Это проявилось уже в следующем конкурсе «Педагогическая импровизация». Всегда оцениваешь себя и ставишь на место конкурсантов: а как бы ты справился с этим испытанием? Десять минут на подготовку и столько же на представление. Каждому участнику команды достается свой этап урока: мотивационное начало, актуализация знаний, рефлексия, повторение изученного на уроке, организационный момент и т. д. Необходимо было продемонстрировать приемы и формы, которые позволят сделать урок качественнее и результативнее. Молодые педагоги справились с этим конкурсным испытанием хорошо. Помимо известных приемов «Лошадь и жокей», «Шесть шляп», «Фотоаппарат», «Да или нет» мы увидели хорошо компилированные приемы «Удивляй», «Турагентство», «Юла», «Улыбка», «Нейросеть в помощь», «Спроси меня», «Чемодан», «Отсроченная отгадка», «Безумство архитектора». Не обошлось и без использования современных подходов. Команды демонстрировали применение в своем арсенале разных электронных и интерактивных платформ и программ. В этом испытании лучше всего себя проявили команды Ленинградской области и Шебалинского района Республики Алтай («ШебСОШ»).

Видеоролики «Спасибо учителю» мы решили посмотреть все вместе на большом экране. Во-первых, такой просмотр восхищает передачей положительных эмоций, общей энергетикой. Во-вторых, до вечерней программы оставалось еще время, хотелось потратить его с пользой. Технические возможности у команд были разные, но это не портило общего впечатления. Мы испытали истинное наслаждение от просмотра, а моим фаворитом в этом конкурсе стала команда Республики Тыва «Добрые сердца».

Вечерняя программа нам подарила два абсолютно разных эмоциональных действа. Первое – это командный тимбилдинг «Дружба», в рамках которого активисты клуба «Учитель года Республики Алтай» провели программу знакомства участников команд друг с другом. Вторая часть была просто волшебной. Мы очутились у памятника Рериху на бирюзовой Катуни. Наталья Рочева исполнила две композиции – Бородина и Рахманинова. Не знаю, слышали ли подобное оперное пение столетние сосны и тысячелетние скалы? Космизм Рериха и восхитительное исполнение Натальи стали откровением и запомнятся мне на всю оставшуюся жизнь.

Последнее, и самое сложное, конкурсное испытание – мастер-класс «Разговоры о важном». Команды получили задание и за двенадцать часов должны были спроектировать и показать событие. Важная составляющая испытания – увидеть существующие проблемы, найти пути их решения, выстроить продуктивную работу.

Было интересно работать вместе с командами и проектировать изобретения будущего. Узнавать, в частности, о героях, людях, прославивших регионы, говорить о важности знаний, о народах, населяющих нашу Родину, их традициях и неповторимости каждого этноса. Речь шла и о счастье, и о возможностях проектирования траектории своего развития, и об умении виртуально посещать места, которые являются природными изумрудами нашей страны, регионов России. В этом конкурсном испытании мне больше всего понравились команды из Турочакского района Республики Алтай и Свердловской области («ПроУрал»).

В завершение всех конкурсов клуб «Учитель года Республики Алтай» провел квест. Мы посетили несколько станций, на которых ознакомились с достопримечательностями города. Сфотографировались возле памятника первой учительнице, нарисовали картину у скульптуры Чорос-Гуркина, создали из подручных материалов недостающую овечку в одноименной культурно-парковой зоне, узнали о снежном барсе, посетив место, где этому животному установлена композиция…

На закрытии межрегионального форума министр образования и науки Республики Алтай Ольга Саврасова сказала важные для всех слова: «Земля сильна умными людьми. Такие мероприятия способствуют нашему общему обогащению. А для чего мы обогащаемся? Для того чтобы распространять знания, делиться ими с нашими учениками. Передавать энергетику и заряжать этой энергетикой детей, чтобы у каждого ребенка абсолютно в каждой школе, образовательной организации был значимый взрослый, на которого он равняется, с которого берет пример и который подскажет ему направление, путь развития и вовремя даст нужный совет».

Победители и призеры конкурса получили памятные призы, кубки и книгу Ирины Димовой «Окрыляющая педагогика». Среди региональных команд первое место завоевала команда Омской области, второе и третье места заняли команды из Ленинградской и Свердловской областей. Среди команд Республики Алтай первое место заняла команда города Горно-Алтайска «ТриО», второе и третье места поделили команды Шебалинского и Майминского районов.

В завершение эксперты конкурса показали мастер-классы. Денис Рочев, председатель жюри, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» из Ленинградской области, научил за двадцать минут говорить на немецком языке. Его харизма, обаяние, профессионализм очаровали участников мастерской, а в финальной части форума мы попали в Венскую оперу и услышали прекрасный голос Натальи Рочевой. Антон Гомозов, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года» из Орловской области, на примере войны 1812 года показал красоту истории. Мы узнали много интересных фактов и окунулись в далекое героическое прошлое нашей страны. Мария Тимченко, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года» из Ленинградской области, рассказала об информационной безопасности и работе в сети Интернет. Каждый участник получил чек-листы и ссылки на источники, в которых можно получить ответы на трудные вопросы. Свой мастер-класс я посвятил двум важным темам: 1) ученый-патриот; 2) как в большом информационном потоке найти правду и распознать ложь.

Вечером, после закрытия, мы разлетелись на воздушных колесницах в свои регионы, преодолевая пространство и время. Благодарю Светлану Сафронову, ректора Института повышения квалификации работников образования Республики Алтай, Татьяну Кривоспицкую, руководителя регионального клуба «Учитель года Республики Алтай», Валентину Курусканову, Ольгу Саврасову, моего друга, организатора всероссийских экологических экспедиций, за приглашение, за радость общения, за положительные эмоции и энергию, которую дарят эти места.

Прогуливаясь по вечерним улицам Горно-Алтайска, я услышал выступление рок-группы. Это был последний концерт выпускников одиннадцатого класса, которые прощались с городом, со своими слушателями, поскольку, став студентами, они готовились отправиться в новую жизнь, в другие города. Рядом с ними находился их наставник, который в нужный момент перетягивал порвавшиеся струны на гитаре, регулировал громкость звука, что-то советовал. Энергетика артистов завораживала, полтора часа звучала живая музыка и мои любимые песни. Солистка группы Соня в конце выступления сказала, что обязательно вернется сюда…

Вот и я говорю: «Мы обязательно вернемся!»

Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии школы №19 пос. Степной, Ейский район, Краснодарский край, заслуженный учитель Кубани, лауреат премий Януша Корчака и «Династия», учитель года-2000, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте