Трехдневный праздник, а именно праздником называют российские школьники олимпиаду по граждановедческим дисциплинам, пролетел как один миг, которому так хотелось бы многим участникам сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Они, юные граждане России, приехали в тихий, уютный и зеленый поселок «Московский» не бороться за места, не соперничать друг с другом, а просто продемонстрировать свои знания, подискутировать с членами жюри, со сверстниками, обрести новых друзей и увезти с собой незабываемые впечатления ярких, как майское солнце, дней. Так все и было.
По традиции олимпиаду открыл главный редактор «Учительской газеты», президент Ассоциации «За гражданское образование» Петр Положевец.
Участников и их педагогов поздравили: заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ Андрей Артюхов, министр-советник по вопросам печати и культуры Посольства США в России Анна Чермак, доктор психологических наук Александр Асмолов.
В первый день для учителей прошла конференция «Толерантность в российском обществе: что может и должна сделать школа». Вели ее вице-президент Ассоциации «За гражданское образование» Наталия Воскресенская и первый заместитель главного редактора «УГ», исполнительный директор Ассоциации «За гражданское образование» Ирина Димова.
С беседами на эту тему выступили заместитель руководителя Департамента общего среднего образования МО Алексей Водянский и доктор педагогических наук, директор центра образования № 109 Москвы Евгений Ямбург. Эти выступления стали своего рода увертюрой, вступлением к основному действию, к обсуждению этой проблемы на семинаре-тренинге «Методика формирования установок толерантного сознания школьников». Работу в двух группах вели кандидат исторических наук Андрей Иоффе и кандидат педагогических наук Павел Степанов.
А школьники после письменных испытаний участвовали в деловой игре «Толерантность» (ведущая – кандидат педагогических наук Марина Шкробова).
Продолжением конференции во второй день стал «круглый стол», за которым уже сами учителя вели обстоятельный разговор о том, как воспитать наших детей толерантными. В обсуждении приняли участие заместитель атташе по вопросам культуры Посольства США в России Рэм Вангала и координатор образовательных программ Посольства США Мария Львова.
«Круглый стол»
Жанна ВЕРШАНСКАЯ, Санкт-Петербург:
– Мы седьмой год на наших уроках говорим о толерантности, потому что участвуем в программе «Европа в школе». Эта важнейшая проблема, и о ней нельзя вспоминать от случая к случаю. У нас есть программа, согласно которой проводим занятия и другие мероприятия по толерантности. Об этом ведут речь учителя на уроках литературы, мировой цивилизации, географии, истории, английского языка. Толерантность – это все, что нас окружает.
Галина ПОПОВА, Самара:
– Это очень точно сказано: «Мы обречены на толерантность». Я считаю, что наш город Самара уже во многом живет по ее законам. Люди довольно терпимы друг к другу.
Анжелика ПОЛУШИНА, Нижний Новгород:
– У нас не столь благополучный город, хотя в школе дети разных национальностей относятся друг к другу вполне толерантно, а на улице сразу начинается деление на «своих» и «чужих».
Маша ЛЬВОВА, координатор образовательных программ Посольства США в Москве:
– Толерантность только усилиями одной школы не воспитать. Учителя учат детей одному, а дома они слышат другое. Мы слишком увлекаемся теорией, надо обращать внимание даже на мелочи во взаимоотношениях к людям, в том числе и другой национальности.
Майя КОЛЯДЕНКОВА, Саранск:
– Дети в своем кругу никогда не делятся по национальному признаку. Но они очень четко ощущают социальное неравенство.
Ольга КАЧИНА, Ижевск:
– Действительно, теория без практики – пустое занятие. Можно сколько угодно говорить красивые слова о толерантности, терпимости друг к другу, к иным, непохожим людям, но не достичь цели. Мы должны воспитывать гражданина мира, и все это делать на основе толерантности. Мне кажется, что в этом очень помогают наши олимпиады.
Зинаида МУРИНА, Удмуртия:
– Я из маленького поселка в Удмуртии. Когда впервые приехала в столицу на олимпиаду, то меня вы встретили толерантно. И мы здесь действительно учимся толерантности. Но вот в школе ребята не всегда терпимо относятся к слабым, незащищенным. Приехала к нам учиться девочка из Чечни. Однако ребята встретили ее довольно враждебно. Пришлось с ними беседовать и со всеми, и индивидуально.
Наталья БЫКАНОВА, Орел:
– Я не согласна с таким мнением, что нельзя воспитать толерантность, пока не улучшится социальная и экономическая стороны жизни. Мы сегодня, сейчас должны формировать у детей толерантное отношение ко всем людям без исключения. Мы в своей школе проводим уроки по толерантности.
Люция ЛИТВИНЦЕВА, Красноярск:
– У нас есть лагерь, который называется «Я – гражданин». В течение смены подростки готовят социальные проекты по проблемам толерантности.
Владимир САМОДЕЛКИН, Киров:
– На мой взгляд, здесь в поселке Московский самое толерантное место. Потом идет наша школа. Я согласен, что наши люди, возвращаясь из-за границы, испытывают шок. После поездки за рубеж мы лучше начинаем понимать себя, отчетливее видеть свои недостатки, у нас рождается желание исправлять их.
Марина ШКРОБОВА:
– К сожалению, у нас отсутствует опыт толерантного отношения на уровне сознания. Мы ищем формы, благодаря которым могли бы приобрести этот навык. Ребятам следует объяснять, что далеко не всегда в реальной жизни можно встретить толерантные отношения и как можно этому противостоять.
Галина БОНДАРЕВА, Татарстан:
– Мне близка мысль о том, что терпимость была всегда свойственна русскому народу. Однако мы приучились создавать образ врага. От этого надо уходить.
Алексей ГОРДИН, Нижний Новгород:
– Согласен, что должна быть система, целенаправленная политика в воспитании толерантности. В вузе эта проблема стоит еще острее. Студенческая молодежь у нас брошена на произвол судьбы. Здесь есть место для размышления.
Анжелика ПОЛУШИНА:
– Мы спросили десятиклассников, к кому они в первую очередь в трудную минуту обратятся за поддержкой? Большинство хотели поделиться своими проблемами с друзьями. Они боятся, что взрослые их не поймут.
Вся олимпиада проходила под знаком толерантности. О ней не только говорили, но и жили по ее законам. Настолько уютно, тепло, радушно, приветливо принимали в подмосковном поселке всех без исключения. Три дня здесь, по сути, существовала маленькая планета, где все население объединяли дружба, согласие, взаимная забота, предупредительность и желание друг другу успехов и счастья. И разъезжались все с огромным зарядом толерантности, чтобы нести его своим ученикам, коллегам, друзьям, родителям, просто знакомым, чтобы в конце концов зарядить им все наше общество.
P.S.
Подробный рассказ об итогах VII Олимпиады читайте в ближайшем номере «Граждановедения».
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ открывает VII Всероссийскую олимпиаду по граждановедческим дисциплинам
Комментарии