Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Мы не считаем свои требования чрезмерными». Михаил КУЗЬМЕНКО, президент Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы

Мой профсоюз, №37 от 13 сентября 2005. Читать номер
Автор:

30 августа Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы провел Всероссийское селекторное совещание, посвященное подготовке к единым действиям 12 октября. В радиостудиях всей страны находились лидеры территориальных и районных организаций профсоюзов. Руководители Ассоциации рассказали участникам о том, как складываются, а вернее, не складываются переговоры с правительством по выдвинутым требованиям. А территории в свою очередь доложили о своей готовности к акции протеста.

– Всероссийская акция протеста, намеченная на 12 октября 2005 года, – продолжение коллективного трудового спора на федеральном уровне с Правительством РФ, в который Ассоциация вступила в 2004 году. Наши требования рассматривались в сентябре и ноябре 2004 года на заседаниях Российской трехсторонней комиссии, в решениях которой были зафиксированы конкретные предложения в адрес органов исполнительной власти федерального уровня по их реализации. В результате достигнутых договоренностей и последующих решений заработная плата во всех учреждениях независимо от подчиненности была повышена на 20%. Федеральный центр выделил необходимую финансовую помощь, РТК приняла Единые рекомендации по оплате труда, которые позволили в 2005 году сохранить единство механизмов исчисления заработной платы работников бюджетных отраслей. В последующем мы настаивали на полной реализации наших требований. Я коротко их повторю:

• повышение зарплаты в бюджетных организациях на всей территории страны не менее чем в 1,5 раза в течение 2005 года (с учетом индексации на 20% с января) и в 1,5 раза – в 2006 году;

• реформирование системы оплаты труда в бюджетных отраслях при условии увеличения фонда оплаты труда учреждений не менее чем в 2 раза;

• законодательное установление минимальных государственных гарантий по уровням оплаты труда по основном отраслевым категориям работающих;

• разработка правового механизма оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ при повышении заработной платы на региональном и муниципальном уровнях;

• определение единого порядка установления и предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам, работающим и проживающим в сельской местности.

Мы не считаем эти требования чрезмерными. Более того, они уже не соответствуют современным условиям, когда все социальные расходы перекладываются с государства на плечи граждан. Даже Президент РФ оценил положение работников бюджетной сферы, которые находятся в зоне бедности, как унизительное. Именно поэтому мы настаиваем на выполнении главного требования – повышении заработной платы. И если оно не будет удовлетворено, 12 октября 2005 года начнется третий этап Всероссийских коллективных действий профсоюзов непроизводственной сферы. Будут проведены забастовки, шествия, демонстрации, митинги, пикетирование административных зданий.

Мы вовсе не заинтересованы в дестабилизации ситуации в наших отраслях и предпринимаем все доступные меры по урегулированию этих вопросов путем переговоров. Но к сожалению, переговорный процесс не приносит желаемых результатов. Чтобы сдвинуть его с мертвой точки, по настоятельному требованию Ассоциации этот вопрос был вынесен на рассмотрение РТК 24 июня. Трехсторонняя Комиссия полностью поддержала нашу позицию и признала необходимым продолжение переговорного процесса. Первые шаги были сделаны Правительством достаточно оперативно – 14 июля состоялось совещание в Департаменте трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития РФ, на котором стороны пришли к соглашению о продолжении взаимных консультаций по всему кругу проблем. Однако в последующем взаимные консультации продолжены не были. Конкретные меры по реализации требований профсоюзов не предприняты.

В первую очередь нас не устраивает крайне незначительная индексация зарплаты в бюджетной сфере до конца 2005 года, зафиксированная в Постановлении Правительства РФ № 522 от 18 августа. Не углубляясь в этот вопрос, приведу для сравнения несколько реальных фактов сегодняшнего дня.

По данным Госкомстата РФ, за 6 месяцев 2005 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

Стоимость только минимального набора продуктов питания в среднем по России увеличилась на 14,7%, значительно выросли цены на платные услуги.

В результате темпы роста инфляции опережают прогнозируемые. В целом за полгода рост потребительских цен составил 8% и превысил прогнозируемый в 2 раза.

Таким образом, очевидно, что повышение заработной платы во II полугодии 2005 года только на 11% не сможет компенсировать рост стоимости жизни.

Не может нас устроить и предлагаемый Правительством РФ механизм индексации заработной платы в бюджетной сфере, зафиксированный в проекте федерального бюджета на 2006 год. Нам предлагается трижды в течение года индексировать зарплату, но в крайне незначительных размерах: 8% с 1 марта, в среднем 4,5% – с 1 мая и 6,5% – с 1 сентября. Средний размер повышения в течение года составит около 20%, однако для разных категорий работников он будет различен. Причем для профильных специалистов наших отраслей

(с 4-го по 17-й разряд), от которых зависят качество и объемы оказываемых услуг, размер повышения меньше, чем для рабочих (1-3-й разряды), и незначительной части руководителей, тарифицируемых по 18-му разряду. Кроме того, проведение индексации будет дважды в течение года сопровождаться уменьшением межразрядных коэффициентов ЕТС, которые и до этого не обеспечивали необходимую дифференциацию в уровнях оплаты труда работников различной квалификации. Такая деформация тарифной сетки еще более обострит эту проблему.

Главный вывод из этих предложений напрашивается сам по себе – не определив концептуальные подходы по реформированию системы исчисления заработной платы в бюджетных отраслях, не согласовав их со своими социальными партнерами, Правительство страны предлагает чисто механистический подход, который не решает проблему низкого уровня оплаты труда и дифференциации ее размеров в зависимости от специфики деятельности. В конечном итоге это свидетельствует о полном отсутствии единой стратегии повышения уровня материального положения работников как важнейшего элемента реализации кадровой политики в наших отраслях. Я уже не говорю о том, что такой механизм индексации в значительной степени усложнит работу экономических служб учреждений федерального подчинения. А если учесть, что через РТК он будет рекомендован для субъектов РФ и муниципальных образований, то ясно, что ничего, кроме дополнительных трудностей и неразберихи, это не принесет.

Вызывает серьезную озабоченность и ситуация с Едиными рекомендациями на 2006 год по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней. Мы неоднократно обращали внимание Минздравсоцразвития на необходимость их разработки и внесения в сроки, установленные Трудовым кодексом, на рассмотрение РТК. Однако проект федерального бюджета в Госдуму РФ уже внесен, а проект Рекомендаций РТК, разработанный Минздравсоцразвития, еще не согласован даже членами Межведомственной рабочей группы. В частности, с нашей точки зрения, он требует существенной доработки. Это может привести к тому, что в бюджетах разных уровней рекомендуемые параметры и сроки индексации заработной платы учтены не будут. Очевидно, что Рекомендации опаздывают для тех регионов, которые уже сейчас разрабатывают свои территориальные системы исчисления заработной платы. И конечно, нельзя допустить дискредитации самой идеи этих Рекомендаций. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что они игнорируются даже на федеральном уровне. Нам же нужно добиться, чтобы нормы, заложенные в них, были обязательными для исполнения на всех уровнях. Именно поэтому мы настаиваем на изменении их статуса.

Предметом наших переговоров был и вопрос законодательного закрепления правового положения органов исполнительной власти всех уровней как работодателей и представителей работников при заключении соответствующих соглашений. Однако и на этот раз Правительство не прислушалось к профсоюзам. Принято Постановление от 10.08.2005г. № 500, наделяющее федеральные органы исполнительной власти правом представлять работодателей только тех организаций, которые им подведомственны. Таким образом, теперь мы имеем право заключать эти соглашения только с федеральными агентствами и службами. В то же время есть множество проблем, для решения которых необходима единая отраслевая политика, которая может быть сформирована в рамках соглашений с отраслевыми министерствами:

• До настоящего времени не изжито такое позорное явление, как задержки заработной платы.

• Существуют проблемы с установлением и выплатой повышенных окладов специалистам на селе.

• С начала года наши учреждения «лихорадит» в связи с тем, что изменен порядок оплаты листков нетрудоспособности, а средства для оплаты первых двух дней заболевания в бюджетных учреждениях не предусмотрены.

• Серьезную озабоченность вызывают предложения по изменению организационно-правовых форм учреждений бюджетной сферы.

• До настоящего времени не решен и вопрос о разработке единого порядка установления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам бюджетных организаций в субъектах РФ.

Мы не удовлетворены ни ходом, ни результатами переговоров с Правительством РФ. И сегодня ясно, что без вашей поддержки на местах нам успехов не добиться. А продемонстрировать нашу организационную силу мы можем только в рамках единых коллективных действий! Мы будем выступать с едиными требованиями к Правительству РФ, реализация которых в конечном счете будет определять единую политику в области образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы в целом. Если сегодня в одной территории обещают повысить зарплату даже в значительных размерах, это не значит, что такие подходы сохранятся и завтра. Отрасль в целом и судьбы конкретных работников не могут зависеть от наличия или отсутствия доброй воли конкретного руководителя региона.

Сегодня на карту поставлена судьба важнейших социальных отраслей, от деятельности которых зависит напрямую жизнь каждого российского гражданина. Необходимо объяснить это населению, добиться поддержки других профсоюзов. В стране сложилась такая ситуация, когда никто из нас не должен оставаться в стороне! Только вместе мы – сила!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту