search
main
0

«Мы не обязаны убирать территорию!». Актуально

Эта фраза из уст девятиклассника в очередной раз заставила задуматься , а сможет ли сегодня школа научить детей трудиться? Возвращение в школы трудового воспитания: на уроках, во внеурочное время привлечение учащихся к обслуживающему труду как-то «взбудоражило общественность. Чиновников как-то вдруг осенило – надо ввести в школах и трудовое воспитание, и обслуживающий труд. Даже встал вопрос о создании целых программ трудового воспитания. И как у нас принято, все засучив рукава ринулись исполнять сказанное, опередив конкретные рекомендации.

…Сама я училась  в той же самой малокомплектной школе, где сейчас  и работаю. Тогда уроки технологии  для каждого из нас, учеников, были любимыми.  Мастерская  находилась в отдельном здании. Стояли станки: фрезеровочный, токарный. Десять верстаков. Весь инструмент от молотка до напильника был расположен в отдельных шкафах. Прежде чем нас допускали в мастерскую, мы долго и упорно занимались  теорией, учились делать технологические карты, чертежи, высчитывали затраты. Преподавал технологию Алексей Васильевич Сыкеев, бывший фронтовик, имевший среднее специальное образование.В самой мастерской царил полный порядок.  Было чисто, каждый инструмент знал свое место. На уроке выполняли задания, а потом  убирали свое рабочее место (сметали стружку, щеточкой чистили верстаки). Девчата учились с мальчишками (разделения не было). Только мальчикам доверяли более сложные вещи. Все, что появлялось в школе, – стенды, полочки, подставки для цветов, наглядный материал для уроков – делали сами ученики  под руководством Алексея Васильевича.  Материалом для  изделий  делился совхоз (был строительный отдел).  Бревна заготавливал сам учитель в  лесу, предварительно получив  разрешение в лесхозе. Алексей Васильевич говорил, что каждой вещи можно найти применение, и поэтому ученики несли в школу то, что стало лишним в доме.Школьный забор ремонтировали  сами.  Штакетины, правда, пилил учитель во внеурочное время на пилораме, которая была у него.  Пилорама пользовалась большим спросом в селе, она была в  то время единственной.Осенью и весной   уроки технологии  проводились на земле: перекопка и подкормка почвы на пришкольном участке, обрезка деревьев и кустарников. Каждый класс имел свой участок, на котором  делал посадки и вел наблюдение. Даже рассаду помидоров, капусты сажали сами ученики.Прошло уже  много лет, а в школе сохранилось многое, сделанное учениками под руководством Алексея Васильевича  Сыкеева.  А мы, бывшие ученики, многое умеем в жизни благодаря  навыкам, полученным на уроках технологии. Что было потом? Учитель ушел на  пенсию,  вскоре его не стало.  Здание мастерской было  признано построенным не по стандарту, и его разобрали, еще до того как я стала работать в школе. Станки вдруг понадобились администрации поселка,  и их забрали. Потом списали…  А уроки технологии уже давно ведутся только теоретически  в соответствии с законом.Понятно, что детей надо учить труду, им надо показывать, что и  как делать. Если учесть, что нынешние семьи  либо вахтовые, либо неполные,  то  опираться в трудовом воспитании не на кого, только на школу. В нашей сельской школе  мы  никогда  не отказывались ни от обслуживающего труда, ни от сельскохозяйственных работ. Убеждали  родителей (законных представителей интересов детей) в нужности  и важности данных дел. Сегодня, чтобы возобновить настоящие уроки технологии,  нужны  кадры,  мастерские, оборудование и, конечно, финансирование. Уверена,  по привычке чиновники  будут спускать  указания на руководителей школ,  а решить эти вопросы директор своими силами не сможет, нужны немалые средства. Так  способна ли при таком раскладе нынешняя школа научить детей трудиться?​Марина СОРОКИНА, директор основной школы,  с. Андреевка, Адамовский район, Оренбургская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте