search
main
0

Мы не были ангелами

Учатся у тех, кого любят

С середины XVII века слово «наставник» в русском языке употреблялось в значении «учитель», «воспитатель». В дореволюционной России наставникам, должность которых вводилась в образовательных учреждениях с 1913 года, предписывалось наблюдать за учениками, изучать их, поправлять допускаемые ими ошибки, прививать приличия, вкусы и правила нравственности.

 

Со временем слово «наставник» было вытеснено из разговорной речи и в словаре С.И.Ожегова уже дано как книжное, устаревшее значение слов «учитель», «руководитель». Однако сегодня слово «наставник» не только вновь вернулось и в наш язык, и в нашу жизнь, но, как мне кажется, приобрело гораздо более широкое значение, нежели просто человек, по должности и статусу дающий нам знания и оказывающий поддержку в обучении или на профессиональном поприще. Профессиональный круг людей, оказывающих влияние на нашу жизнь, наставляющих нас на путь истины, достаточно широк: наши родители, друзья, родные, люди, чьим суждениям мы доверяем или к чьему мнению прислушиваемся. Но именно эти люди своим примером или вовремя сказанным словом способствовали и становлению наших характеров и нравственных принципов, и профессиональному выбору и росту.

Я родилась и выросла в учительской семье. С детства впитывала рассказы бабушки, дедушки и мамы о случаях из их педагогической практики. Моя бабушка Екатерина Архиповна Дробышевская, став учителем начальных классов, по распределению в 1940 году была направлена в сельскую школу Гомельского района в Белоруссии. Сейчас трудно представить те авторитет и любовь, которые она смогла завоевать у односельчан: никто из тех, кто ее знал, не только не донес на нее немцам во время оккупации, но всем миром люди смогли отстоять мою маму, первенца их учительницы и комсомолки, родившуюся осенью сорок первого, которую немцы хотели бросить в колодец, так как посчитали, что молодая девушка прикрывается чужим ребенком, чтобы не быть угнанной на работу в Германию. Ее не стало, когда мне было всего десять лет. Но именно она научила меня читать, писать и считать, еще не став первоклассницей, я уже хотела стать учителем начальных классов, как и моя бабушка.

Однако шли годы. В моей жизни появлялись новые учителя и предметы, которые становились любимыми именно потому, что их преподавали люди, пользовавшиеся любовью и уважением своих учеников. Сомнений в правильности профессионального выбора я не испытывала никогда, в разное время менялись лишь предметы, которые мне хотелось бы преподавать: русский язык и литература, биология, история и даже математика. Все именно потому, что мне везло на учителей. Окончательный выбор в пользу истории был сделан под влиянием семьи и моих учителей.

Мой дед Ефим Петрович Дробышевский окончил МПГИ имени А.С.Бубнова (с 1941 до 1997 года носил имя В.И.Ленина) в 1941 году и сразу ушел на фронт. К избранной им профессии учителя истории он смог вернуться только после Победы. По его стопам пошла и его дочь – моя мама Тамара Ефимовна Маркелова, более полувека преподававшая историю своим ученикам, прививая им любовь и уважение к своим корням, окружающим людям, родной стране. Сорок лет моя мама возглавляла московскую школу, учась у лучших коллег, с которыми ей посчастливилось работать: В.Ф.Овчинникова, первого директора московской физико-математической школы при МГУ №2, которая сегодня носит его имя, а мама окончила ее в 1958 году; Л.И.Мильграма, директора знаменитой школы №45, также сейчас носящей его имя; М.А.Комлевой (школа №199) и В.А.Железнова (математическая школа №21). С самого раннего детства все эти люди были для меня не просто абстрактными именами, а теми, на кого я равнялась, впитывая их опыт сначала опосредованно, через маму, а позже, став педагогом, и благодаря личному общению.

Я училась в разных школах, но всегда мне везло на учителей, а потом и на коллег, с которыми посчастливилось работать. К сожалению, многих из них уже нет в живых, но до сих пор их выпускники с большой теплотой и благодарностью вспоминают их самих, их уроки и то, что они открывали для нас неведомый мир, часто выходя за рамки своих предметов. Все, кто учился математике у Л.А.Овсянниковой, вспоминают не только ее блестящие уроки, саркастический юмор, уважительное обращение на «вы» ко всем ученикам, но и знаменитые музыкальные вечера для детей и юношества, на которые мы все ходили вместе с ней в Колонный зал Дома союзов. А.Е.Тувельман, учитель истории, уроки которой помогли мне окончательно определиться с предметным выбором, прививала нам интерес не только к истории, но и к литературе, открывая нам свою личную библиотеку, передавая в наши руки заветные томики Ю.Германа или М.Булгакова, которых не было в школьной библиотеке, или читая на уроках стихи так любимого ею Игоря Северянина.

Так же как и в школе, мне везло с вузовскими преподавателями. После поступления на вечернее отделение МГПИ имени В.И.Ленина мне посчастливилось учиться у лучших профессоров – В.Б.Кобрина, Л.С.Ильинской, С.А.Фарджевой, а знания по методике преподавания предмета, полученные на лекциях и семинарах И.Б.Гиндлин, стали такими же естественными для каждого из нас, как дыхание или умение ходить.

Несколько лет назад, перейдя на работу в школу №1179, я не могла предположить, какой необыкновенный подарок меня ждет. В первый же год работы во время проведения тренировочного экзамена к нам на ППЭ в сопровождении своего классного руководителя пришли ученики из соседней школы. Это была моя классная руководительница, выпустившая наш десятый класс много лет назад. «Здравствуйте, Алла Серафимовна!..» Да, это была она, Алла Серафимовна Тарнавская, даже не любимая, а обожаемая нами учительница. Мы стали ее первым выпуском, а она для нас… нет, не мамой, для этого она была слишком молодой, и не подругой, для этого мы слишком уважали ее, а образцом для подражания и, как это ни покажется парадоксальным, объектом заботы для всех моих тридцати шести очень взрослых и все с высоты своих семнадцати лет понимающих одноклассников. Ее уроки для нас были не просто уроками литературы, это были уроки, на которых мы, используя переживания литературных персонажей, делились своими собственными самыми сокровенными переживаниями, открыто отстаивали свое мнение, не боялись спорить. Во время таких споров мы боялись только одного – обидеть… Обидеть друг друга или нашего учителя. Нет, мы не были ангелами. Мы получали двойки, мы прогуляли однажды целый учебный день, сорвавшись в кино… Но мы раскаивались в своих ошибках и не обижали/обижались на тех, кто с нами был не согласен, а старались понять. И в этом тоже заслуга нашей замечательной Аллы Серафимовны. Сегодня она продолжает работать рядом, в школе №851, и я иногда, вспоминая наши уроки, завидую ее ученикам, которых она учит сегодня тому, чему, к счастью, научила когда-то нас.

 

Татьяна КЛЕЩЕВАзаместитель директора школы 1179

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте