search
main
0

Мы можем управлять парусом лодки. Татьяна СВЕТЕНКО, директор Псковской лингвистической гимназии, профессор Псковского государственного педагогического университета, эксперт фонда «Новая Евразия»

Любой директор стоит сегодня перед выбором: быть капитаном своего корабля, уверенно держащего курс на инновационное развитие образовательного учреждения, или позволить школе дрейфовать в море образовательных реформ. Курс движения в образовательной политике России задают стратегия развития и модернизация образования. Проектирование, планирование, аналитическое прогнозирование – так выстраивается траектория развития школы.

Директора постоянно ищут ответы на вопросы: как с наименьшими потерями перейти на нормативно-подушевое финансирование, какие механизмы государственно-общественного управления наиболее эффективны, как выстраивать взаимоотношения школы с социальными партнерами, какие образовательные программы лучше соответствуют требованиям компетентностного подхода. Список можно продолжать.

Помимо этого директору нужно постоянно держать руку на пульсе собственной бухгалтерии, предусмотреть, за счет чего можно обеспечить постоянный рост качества образования, позаботиться об условиях работы учителей и найти молодых специалистов. А еще не забыть о главном – поддерживать и сопровождать успех своих учеников и мотивировать на это родителей. Вся эта управленческая реальность в жизни каждого директора представляется порой бесконечной, нерешаемой проблемой.

Но тем не менее каждый из директоров находит порой выход из самой сложной ситуации, опираясь на логику, находчивость, здравый смысл, понимание и поддержку команды единомышленников. Таких ситуаций управленческого успеха скопилось немало. Директора обмениваются ими, часто при неформальном общении. Иногда можно познакомиться с лучшими образцами успешных практик на страницах педагогической прессы. Но этого, конечно, недостаточно. Именно поэтому фонд «Новая Евразия» решил инициировать проект «Международная школа директоров».

Цель проекта – создание международной сети директоров школ, которая будет способствовать развитию профессионального сообщества руководителей школ, заинтересованных во внедрении современных подходов в управлении и развитии образовательных учреждений. Стартовал проект в мае этого года, уже отобраны участники проекта, руководители школ из России, стран Центральной и Восточной Европы, СНГ. Участники проекта – творческие инициативные управленцы, которые заинтересованы в возможности сотрудничества с профессионалами и готовы делиться идеями, развивать кросс-культурное сотрудничество. Всего участников 20 человек. Они примут участие в международных школах. Первая в октябре этого года пройдет в России, вторая – в августе 2008 года в Румынии.

Прежде чем начать этот проект, фонд «Новая Евразия» провел встречу с более полусотни директоров школ-«миллионеров» из различных регионов России. Встреча еще раз подтвердила актуальность идеи. Практически все директора выразили готовность и желание продолжить участие в подобном проекте. По результатам вводной встречи экспертная группа проекта определила сквозные темы для обсуждения и обмена опытом во время проведения международных встреч. Эти темы охватывают следующие направления:

– перспективные модели современной школы: школа для общества, основанного на знаниях, школа, открытая для сообщества, «ответственная школа», профильная школа, интегрированная школа, адаптивная школа и многие другие виды;

– обеспечение качественного образования: уроки международного исследования PISA, качественные индикаторы измерения успешности работы школы, внутришкольный контроль и инспекционная деятельность, новые технологии в оценке учебных и воспитательных достижений учащихся;

– управление персоналом: новые подходы и модели к аттестации учителей и администрации школы, методы стимулирования персонала в условиях ограниченного финансирования и ресурсов, способы эффективного использования потенциала учителей, модели непрерывного повышения квалификации внутри образовательной системы, стратегический менеджмент в условиях изменений в образовании, требования к современной подготовке учителя, взаимодействие с работодателями и их запросами к подготовке кадров, мотивация учителей и поддержка их инновационной деятельности, оптимальные уровни ответственности персонала;

– новое поколение детей и молодежи: способы формирования позитивных взаимоотношений между учителями и учащимися, коммуникативная включенность подростков, молодежная субкультура, конкурентоспособность выпускников школ, активная жизненная и гражданская позиция учащихся, социальные практики молодежи, добровольческая работа во благо сообщества, дискуссионные методы работы с учащимися, инновационные программы для классных руководителей и воспитателей.

Все эти тематические направления будут обсуждаться во время встреч вместе с компетентными специалистами. Сами директора после обсуждения проблем и работы в мастерских разработают совместные пилотные проекты, направленные на методическое описание, адаптацию и внедрение лучших практик в реальную жизнь школы.

Результаты проекта обязательно станут достоянием педагогической общественности России при помощи интернет-портала. Планируется выпуск библиотеки проекта на бумажных и электронных носителях.

Директора, прошедшие через проект, станут компетентными экспертами в области образовательной политики и практики.

Двадцатка участников отбиралась через государственные органы управления образованием по добровольному желанию. Кандидаты писали эссе по любой проблематике управления школой. Темы на выбор: «Мое директорское кредо», «Моя школа сегодня и завтра», «Ресурсы развития моей школы».

Что же будет с этим сообществом директоров дальше? Новые проблемы, новые планы, новые проекты. И чем сложнее они будут, тем острее потребность в общении. Опираясь на знания, полученные в проекте, директора смогут принимать эффективные управленческие решения. Мы не можем управлять ветром образования, но мы можем управлять парусом лодки, на которой отправились в плавание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте