Работаю воспитателем в своём любимом детском саду уже 43 года. Замечала, что воспитанники старших и подготовительных к школе групп всегда интересуются \”звёздной темой\”. Поэтому было решено создать \”научную\” лабораторию, где дети имели бы возможность исследовать свойства воды, земли, воздуха. Изучив литературу по теме \”Занимательный мир астрономии\”, с коллегами изготовили много дидактических игр. Знания детей пополнялись. Они приносили книги для чтения, задавали вопросы, делали зарисовки. Идея проекта \”Звёздное небо\” возникла у меня, воспитателя, и нашей заведующей Татьяны Васильевны Жуковой. Вот уже три года наши ребята посещают мини-планетарий. Занятия проводятся с детьми 5 – 7 лет. Кроме того, сейчас действует \”Музей космонавтики\”.
базируется на программе Н.А. Рыжовой для дошкольников \”Наш дом – природа\”. Блок «Солнце». Темы: «Сезонные изменения в природе», «Солнце в жизни человека». формировать элементарные представления о Вселенной, о планетах Солнечной системы (их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения) и о зодиакальных созвездиях. \”Планеты Солнечной системы\”, \”Мир звёзд\”, \”Звёздное небо\”, \”Созвездия\”, \”Узнай планеты\”, \”Весёлый лабиринт\”, \”Скафандр\”, \”Моё созвездие\”, сюжетно – ролевая игра \”Мы – космонавты\”. \”Вращение планет вокруг Солнца\”, \”Падение метеоритов\”. Использование дыхательно-звуковой гимнастики \”Полёт на Луну\”. 1. \”Планета Земля\” – познавательное занятие, рисование.
Идея проекта
Идея проекта базируется на программе Н.А. Рыжовой для дошкольников \”Наш дом – природа\”. Блок «Солнце». Темы: «Сезонные изменения в природе», «Солнце в жизни человека».
Тайны звёзд, космоса, планет всегда необыкновенно притягивают к себе ребят. В космонавтов с удовольствием играют все. Но как объяснить дошкольникам устройство Солнечной системы?
Предварительная работа:
– чтение книг, в том числе детских энциклопедий,
– посещение планетариев в Москве, Туле,
– наблюдение за Солнцем в разные времена года и в разное время суток.
Цели: 1. Создать мини-планетарий – голубую комнату со звёздным небом.
2. Формировать у детей представление о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы:
– их расположение относительно Солнца;
– орбиты движения планет;
– зодиакальные созвездия.
3. Закреплять представления детей о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев (по названиям и порядковым номерам), частей суток. Развивать логическое мышление.
4. Формировать речевое развитие детей. Развивать навыки творческого рассказа. 5. Воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Работа с детьми: беседы, чтение литературы, экспериментирование, музыкальные и дидактические игры.
Оборудование и материалы:
– Мини планетарий – подвесной потолок фигурный синего цвета из гипсокартона со сверкающими созвездиями (из мелких галогенных лампочек) над помещением экологического комплекса группы \”Шалунишки\”.
– Макет \”Солнечная система\”, основа макета – ковролин синего цвета круглой формы (орбиты планет выполнены из серебристой тесьмы, есть фигурки Солнца и планет).
– Дидактические игры: записи пения птиц и звона ручья, диск \”Планеты Солнечной системы\”, картотека созвездий.
Зоны ответственности за выполнение идей проекта:
1. Коллектив Центра развития ребёнка:
– дидактические игры;
– картотека созвездий;
– аудио и видеозаписи;
– подборка литературы;
– разработка системы занятий, посвященных звёздному небу, для детей старшей и подготовительной к школе групп;
– посещение детьми выездного планетария из Санкт-Петербурга;
– подвесной потолок (3×4), договор со строительной организацией;
– приобретение овального ковра в тёмно-синих тонах (3×3);
– проведение работ по проводке электричества;
– пошив костюмов космонавта;
– приобретение обоев голубого цвета для ремонта группового помещения.
2. Родители детей группы \”Шалунишки\”:
– ремонт помещения с учётом космической темы;
– изготовление \”звёздной\” атрибутики – космической станции, ракеты, лунохода, телескопа, макета планеты Земля, летающей тарелки.
– приобретение штор голубого цвета на окна.
Предварительная работа по внедрению проекта
– Памятка для родителей о том, как дать ребёнку первоначальные представления о космосе, Вселенной, движении планет Солнечной системы.
– Задания для домашних занятий:
1. Беседы на тему \”Земля – наш дом\”, \”Солнечная система\”, \”О космонавтах\”.
2. Наблюдения за солнцем, ночным небом.
3. Чтение художественной литературы:
– Г. Майорова \”Игры и рассказы о космосе\”, М., 1999 г.,
– Т. Гонтарук \”Я познаю мир\”, М., 2006 г.
– С.И. Дубкова \”Сказки звёздного неба\”, М., 2004 г.,
– Ж. Парамонова \”Забавная астрономия для малышей\”.
4. Работа в читальном зале детского сада, в изостудии, зимнем саду.
5. Организация фотовыставки. Задания для детей:
1. \”Планета Земля и её спутник\” – рисование.
2. \”Нарисуй планету, которая тебе больше запомнилась\”.
3. Вылепи из пластилина 9 планет. Играй в Солнечную систему, используя нити-орбиты. 4. \”Понаблюдай за солнцем в течение дня, нарисуй на бумаге солнце\”.
5. Наблюдение за Луной и зарисовки увиденного.
Система занятий с детьми по осуществлению проекта \”Звездное небо\”
Старшая группа
Цель: формировать элементарные представления о планете Земля, её спутнике Луне, о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев.
Игры: \”Почему бывают день и ночь\”, \”Зима и лето\”, \”Собери картинку\”, \”Что изменилось?\”, \”Составь картинку\”, \”Космический кроссворд \”, \”Найди лишнее\”, \”Полёт на Луну\”, \”Звёзды\”, \”Я – планета солнечной системы!\”.
Экспериментирование: \”Земля вращается\”, \”Солнце – горячий шар\”.
Занятия: 1. \”Земля – наша планета\” – познавательное занятие.
2. \”В гости к солнцу\” – познавательное занятие с экспериментированием.
3. \”Луна – спутник Земли\” – познавательное занятие.
4. \”Времена года\” – познавательное занятие, математика, экспериментирование.
5. \”Части суток\” – познавательное занятие, математика, экспериментирование.
6. \”Звёзды. Кометы\” – познавательное занятие, рисование.
7. Дидактические игры – закрепление знаний.
8. Конкурс интеллектуалов \”Наша голубая планета\” – закрепление знаний.
9. \”Весёлые космонавты\” – музыкальное занятие.
Подготовительная к школе группа
Цель: формировать элементарные представления о Вселенной, о планетах Солнечной системы (их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения) и о зодиакальных созвездиях.
Игры: \”Планеты Солнечной системы\”, \”Мир звёзд\”, \”Звёздное небо\”, \”Созвездия\”, \”Узнай планеты\”, \”Весёлый лабиринт\”, \”Скафандр\”, \”Моё созвездие\”, сюжетно – ролевая игра \”Мы – космонавты\”.
Экспериментирование: \”Вращение планет вокруг Солнца\”, \”Падение метеоритов\”. Использование дыхательно-звуковой гимнастики \”Полёт на Луну\”.
Занятия: 1. \”Планета Земля\” – познавательное занятие, рисование.
2. \”Покорение космоса\” – познавательное занятие, развитие речи.
3. \”О жизни космонавтов в космосе\” – познавательное занятие.
4. \”Большое космическое путешествие\” – познавательное занятие, математика.
5. \”Созвездия\” – познавательное занятие, рисование.
6. \”Жизнь на других планетах\” – познавательное занятие, физкультурное.
7. \”Солнечная система\” – познавательное занятие, лепка, экспериментирование.
8. Дидактические игры – закрепление знаний.
9. Конкурс интеллектуалов – закрепление знаний.
10. \”В гостях у звёзд\” – музыкальное занятие.
Результативность проекта \”Звёздное небо\”
Повышение квалификации воспитателя.
Распространение передового педагогического опыта.
Положительные отклики родителей.
Любознательность, познавательная активность детей.
Открытие \”Музея космонавтики\”.
Изготовленные руками детей альбомы, книги-зарисовки, книги-высказываний детей о космосе, стенды – коллективные работы детей на темы космоса.
Зоя Болтенкова, воспитатель Центра развития ребёнка – детского сада №14 города Ефремов Тульской области, участница XII конкурса «Сто друзей»
Фото с сайта chaoslend.ru.
Комментарии