search
main
0

Мы – команда

На выставке-форуме «Россия» московские школьники узнали о том, как работает правительство

Genius loci – так в античной мифологии называли духа, покровительствующего определенному месту – дереву, горе или поселению. В современном понимании любое пространство имеет свой характер, а «гений места» выражает его индивидуальность.

Мастер-класс в Координационном центре Правительства РФ
Фото Юлии ЕСАУЛЕНКО

Каждый из павильонов открывшейся 4 ноября 2023 года на ВДНХ международной выставки-форума «Россия» представляет собой уникальное пространство, которое погружает посетителя в свой особый мир. В павильоне Министерства просвещения мы, словно в машине времени, перемещаемся по коридорам-лабиринтам от одного этапа развития образования к другому и даже оказываемся в лифте, чтобы попасть в современность. Павильон Координационного центра Правительства Российской Федерации – это интерактивное пространство, подчеркивающее слаженность работы различных министерств, место, где встречаются традиции и инновации, возникают вопросы, находятся ответы и принимаются важные для будущего страны решения.

Когда двери правительства приоткрылись для обучающихся начальной школы, у организаторов и ведущих интерактивного занятия «Мы – команда» возникло множество вопросов, ответить на которые стало возможно в сотрудничестве профессионалов, каждый из которых смотрел на задачу под своим углом зрения.

Как использовать возможности пространства выставочного павильона, созданного для проведения экскурсий и заседаний, в поддержании внимания и мотивации учеников узнавать новое о деятельности правительства? Какими качествами необходимо обладать, чтобы работать в министерстве?

Варвара Лаврентьева, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года России»-2020, предложила несколько простых, но эффективных упражнений, которые помогли достичь поставленной цели. Например, совместный счет, когда группе участников нужно общими усилиями, не перебивая друг друга, досчитать до заданного числа. Что делать, когда такую простую задачу не так просто решить? И что нужно сделать для того, чтобы вместе прийти к результату? Оказывается, важно договариваться и уметь слушать друг друга, и результата можно достичь быстрее, если кто-то один возьмет на себя роль лидера, а все остальные согласятся следовать за ним. Какие еще качества личности важны? Школьники говорили о том, что нужно внимательно слушать другого человека, быть ответственным, добрым, отзывчивым, уважать других людей, и тем самым настраивались на совместную работу и восприятие новой для них информации о составе правительства, деятельности министерств.

Как сделать рассказ о деятельности отраслевых министерств интересным и запоминающимся? Как через получение опыта в игровой и учебной деятельности транслировать ключевые ценности и погрузить учеников в содержание работы министерств?

Татьяна Олешкевич, продемонстрировавшая педагогическое мастерство в работе с учениками начальной школы в финале Всероссийского профессионального конкурса «Первый учитель»-2023, предложила взять за основу сценария занятия персонажей детских сказок, которые ассоциируются с различными направлениями деятельности. Так родилась идея сказочных министерств, которые, конечно, должны носить необычные названия, раз в них работают Мальвина, доктор Айболит и Золотая рыбка.

Занимаясь в подгруппах оформлением информационных плакатов, ученики глубже погрузились в деятельность министерств и смогли больше узнать о функциях и направлениях работы министерств здравоохранения, финансов, культуры, труда и социальной защиты, просвещения. Работа оказалась интересной не только для школьников, но и родителей, учителей. Совместная деятельность всегда несет в себе огромный потенциал для развития коммуникативных функций, нестандартных идей, дает возможность взглянуть на обыденные вещи с совершенно новой стороны.

Большое путешествие завершилось защитой проектных идей – предложений по улучшению жизни в сказочной стране, которые прозвучали от каждого из придуманных на мастер-классе министерств. Фантазия ребят не имела границ: они предложили разработать новое оборудование для школ, захотели изобрести волшебное лекарство от всех болезней, выступили с инициативой проведения гастролей знаменитых артистов в самые отдаленные населенные пункты.

Занятие, проведенное в павильоне Координационного центра Правительства Российской Федерации, стало частью воспитательной работы, направленной на формирование гражданской позиции, уважения к своей стране, народу, обществу. Невозможно изменить будущее, будучи эгоистом, привыкшим слушать только себя. Заботясь и прислушиваясь к окружающим, применяя свои знания во благо людей, человек становится сильнее, открывает новые возможности для себя и своей страны. А инновационное пространство павильона Координационного центра Правительства Российской Федерации с его уникальным характером и индивидуальностью, а значит, собственным гением места помогает эти возможности увидеть и реализовать.

Варвара ЛАВРЕНТЬЕВА, главный специалист дирекции методического сопровождения проектов в сфере общего и дополнительного образования Центра просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации; Татьяна ОЛЕШКЕВИЧ, учитель начальных классов Тарасковской средней общеобразовательной школы, деревня Тарасково, городской округ Кашира, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте