search
main
0

Мы из будущего

​Сегодня, в пору больших преобразований, когда кто-то с надеждой, кто-то с опаской, а кто-то и с предубеждением смотрит в будущее, ни для кого не секрет, что слова «конкурентоспособность», «профессионализация», «оптимизация» становятся такой же неотъемлемой частью системы образования, как, например, бизнес-сферы, о чем еще несколько лет назад не было принято говорить во всеуслышание. Чтобы идти в ногу со временем и не просто приспособиться к новым веяниям, но следовать за ними осознанно, придется многое преодолеть. Причем перестраивать себя придется абсолютно всем, независимо от опыта и стажа работы, традиционного или новаторского взгляда на преподавание.

Молодые педагоги, пришедшие в образовательные учреждения совсем недавно (в этом сентябре, год или два назад), оказались в весьма затруднительном положении. С одной стороны, начинающие специалисты только что получили багаж, казалось бы, уже не поддающихся сомнению знаний, а теперь столкнулись с тем, что придется и доучиваться, и в чем-то, конечно, переучиваться. С другой стороны, молодые педагоги активны и готовы осваивать новое образовательное пространство. Понимая необходимость собственного активного участия в его выстраивании, они рады любой возможности, которая бы позволила встать на следующую ступеньку профессионального и личностного развития.Для этого есть самые разные пути – курсы повышения квалификации, семинары и конференции, тренинги и мастер-классы. Но, конечно же, одним из самых эффективных способов остаются профессиональные конкурсы. Мобилизующие силы, как ни одно другое испытание, они раскрывают участников порой с неожиданной стороны. Можно долго вынашивать идею, но не решаться даже приступить к ее осуществлению, а можно, повинуясь условиям конкурса, на основе своих задумок вынужденно разработать проект, возможно, даже заручиться поддержкой в его реализации. Можно одному заниматься разработкой педагогической проблемы, а можно, найдя единомышленников, выступить объединенной силой. Можно каждый день давать блестящие уроки и быть примером для своих учеников, а можно стать примером для коллег и выйти за пределы класса, провести открытые конкурсные занятия и разделить успех с коллегами. Можно жить, замкнувшись в себе, а можно не бояться перемен и быть открытым для всего нового.Особенно важно это для молодых педагогов, которые горят работой и стремятся познакомиться с миром образования во всех его проявлениях, в том числе конкурсном. Центральный округ может гордиться тем, что некогда, а именно семь лет назад, по инициативе Центрального окружного управления образования, Окружного методического центра и Совета молодых педагогов был создан конкурс профессионального мастерства молодых педагогов «Поколение будущего». В самом деле – начинающие специалисты, с энтузиазмом берущиеся за работу, стараются следить за новостями, которые приходят со всем известного конкурса «Учитель года». Между тем, не обладая педагогическим опытом, необходимым для участия, молодые люди лишены возможности испытать на себе все трудности профессионального состязания. Закономерно возникает вопрос: как быть с теми, кто уже сейчас, через год или даже месяц работы, хочет показать себя и готов поспорить с другими в борьбе за звание лучшего? «Поколение будущего» дает такую возможность. К тому же в конкурсе принимают участие не только учителя-предметники, но и психологи, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования и уже работающие студенты, воспитатели групп продленного дня и педагоги дошкольных образовательных учреждений.На «Поколении будущего-2011» честь 46 образовательных учреждений ЦАО защищали 78 молодых специалистов. Во время конкурсных испытаний их сопровождали наставники – лучшие представители педагогических коллективов. Можно верить или не верить словам о том, что побеждает команда, но практика показывает – это на самом деле так! Причем речи нет о том, чтобы молодой педагог выступал лишь проводником чужих идей. Уже на первом этапе – самопрезентации – в полной мере проявляется индивидуальность участников, которые, опираясь на подсказки и советы коллег, создают нечто особое и запоминающееся. Есть и другая сторона медали – конкурсант, уверенный в себе, может исключительно себе же и доверять. Но нет того, кто бы шел на «Поколение будущего» вопреки – поддержка родных, коллег, друзей чувствуется всегда.Самопрезентация стала свидетельством того, какие талантливые и энергичные педагоги пришли в образовательные учреждения Центрального округа. Первый этап позволил конкурсантам оказаться в роли и умелого рассказчика, и певца, и танцора, и, конечно же, зрителя. Среди участников было немало тех, кто, набравшись терпения, посмотрел вместе с членами жюри большинство выступлений. Кем-то двигало желание увидеть силу конкурентов (проснулся спортивный азарт), кто-то ждал выступления товарища, а кого-то по-настоящему заинтересовало увиденное.Показательным моментом для конкурсантов и членов жюри стало эссе на тему «Шипы и розы педагогического труда». Тема оказалась выбрана вовсе не случайно. Именно под таким девизом одновременно с «Поколением будущего» проходил конкурс творческих работ, учрежденный «Учительской газетой – Москва» и Московской городской организацией Профсоюза работников народного образования и науки. Победителем городского конкурса эссе в этом году стал учитель истории и обществознания школы №232 Алексей Филиппов – абсолютный победитель прошлогоднего конкурса «Поколение будущего-2010», а участники 2011 года смогли попробовать свои силы еще в одном интересном конкурсном направлении.Вторым этапом «Поколения будущего», как и в предыдущие два года, стала защита проектов. Их многообразие помогло раскрыть разносторонние интересы конкурсантов. Научные проекты и проекты, направленные на углубленное изучение материала вместе с учащимися; работы, ставящие целью эстетическое и патриотическое воспитание детей; проекты, реализуемые совместно с учащимися в рамках добровольческого движения Центрального административного округа, – все это лишь малая толика того, что привлекло внимание конкурсантов.Следующее испытание стало сюрпризом, но позволило проявить себя в действии. На одной чаше весов – незнакомые дети, всего пятнадцать минут отведенного времени, зато целая комиссия из членов жюри и участников конкурса, постоянное напряжение и неизвестность. На другой чаше – возможность показать себя грамотным специалистом, пополнить профессиональную копилку, приобрести опыт проведения открытых занятий и испытать радость успеха.Молодые педагоги, достойно выдержавшие отборочные испытания, стали участниками выездного этапа, проводимого на базе ДООЦ «Истра». К своему большому удивлению, участники «Поколения будущего-2011» узнали, что организаторами испытаний выступят они сами. Однако заранее предположить, придется ли вести дискуссию, готовить спортивные соревнования, творческий вечер или обсуждение проблемных ситуаций из кинофильмов о школе, составлять «Кодекс чести педагога» или же готовить в ночь очередной выпуск газеты «СПАМ (Самые позитивные, активные, молодые)» было почти невозможно. Не обошлось и без традиционного «круглого стола», во время которого между участниками состоялся динамичный, непосредственный обмен мнениями по вопросам включения молодых педагогов в реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».Пожалуй, самым напряженным для финалистов оказалось итоговое испытание, кода они уже в звании лауреатов соревновались за звание абсолютного победителя «Поколения будущего». Выявить сильнейшего помог новый, не известный конкурсантам прошлых лет этап – разработка и презентация дистанционного урока, который продемонстрировал компетентность участников в разных, порой далеких областях знания.Наконец приблизился день триумфа. Волнующий момент объявления имени героя-победителя (им оказался учитель истории и обществознания школы №1283 Константин Левушкин) стал важным звеном фестиваля творчества молодых педагогов с уже знакомым названием «Поколение будущего».Почему эти два столь значимые события вновь, как и год назад, совпали? Во-первых, большинство победителей и лауреатов конкурса «Поколение будущего» со временем становятся активистами Совета молодых педагогов ЦАО, а значит, уже на фестивале (впрочем, как и во время первых профессиональных испытаний) могут ознакомиться с работой совета, чуть позже подключившись к реализации действующих проектов. Во-вторых, фестиваль «Поколение будущего-2011» позволил молодым педагогам ЦАО объявить о начале в Москве Года спорта и здорового образа жизни. Активисты совета выступили на фестивале с новыми предложениями, но уже на Год спорта и здорового образа жизни.Предложения, прозвучавшие со сцены, оказались близки и понятны всем участникам фестиваля, но особенно тем, кто уже сейчас успешно реализует проекты по разработке и внедрению здоровьесберегающих технологий, тем, кто выбрал стилем жизни непрестанную заботу как о собственном состоянии (будь то физическое или эмоциональное здоровье), так и о состоянии учеников. Стоит подумать: если театр, по общеизвестному выражению, начинается с вешалки, с чего же начинается школа? Кто-то назовет ученика, кто-то – учителя, кто-то – директора. Одни вспомнят расписание, другие – традиции, третьи – педагогические вузы. Вариантов множество, и нет среди них абсолютного. Но для победителей окружного фестиваля идей «Здоровый учитель – здоровое поколение» ответ очевиден: школа начинается со здоровья каждого из нас!Глядя на них, молодых, открытых, позитивно настроенных, участники фестиваля убеждались в том, что все у этих ребят получится и многое еще их ждет впереди. В этом не сомневается и руководитель детского оздоровительно-образовательного центра «Центральный» Инесса Николаичева. Поздравляя победителей фестиваля «Здоровый учитель – здоровое поколение», она отметила, насколько ценна работа начинающих преподавателей, а кроме того, как почетно и важно открывать Год спорта и здорового образа жизни на Фестивале творчества молодых педагогов ЦАО, опережая торжественную окружную церемонию. В этом, конечно, проявилось желание молодых быть всегда и во всем первыми.Каковы же их планы на год наступивший? Это реализация проекта «ВИЖУ (Вместе играем, живем, учимся)», направленного на взаимодействие разных поколений такого большого педагогического сообщества. Это проекты «Школа, укрепляющая здоровье», «Здоровый учитель – здоровое поколение», «Педагогический квест» и «С улыбкой на зарядку!». Вполне понятно, почему молодые педагоги решили сосредоточиться именно на этих пяти проектах. Закономерно и то, что во время исполнения песни о спорте в зале вдруг появились пять больших шаров, окрашенных в цвета олимпийских колец. На этих шарах участники фестиваля оставили пожелания молодым педагогам успешно реализовать все задуманное.Под занавес фестиваля состоялось событие, к которому восемнадцать молодых педагогов Центрального округа шли в течение нескольких месяцев, – церемония награждения победителей и лауреатов конкурса профессионального мастерства «Поколение будущего-2011». Для кого-то эти испытания оказались очередной ступенькой на пути педагогического и личностного роста, для кого-то только открыли дверь в мир профессионального становления. Но, безусловно, каждому из тех, кто вышел на сцену Московского городского Дома учителя, фестиваль «Поколение будущего» запомнится как один из самых важных дней – день признания, успеха и личной победы.Каким будет следующее поколение, покажет время. Но уже сейчас можно не сомневаться – за такими педагогами, как победители и лауреаты конкурса профессионального мастерства молодых педагогов ЦАО, будущее. А значит, именно на них будут равняться наши ученики!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте