search
main
0

Мы из бригады. Школьники могут быть настоящими хозяевами полей

Первые ученические производственные бригады появились еще в далекие 1920-1930-е годы. Учителя и ученики сельских школ получали от колхоза или совхоза земельный участок, инвентарь, машины и на отведенной площади осуществляли полный цикл сельскохозяйственных работ. Эти трудовые ученические артели вносили свой весомый вклад в борьбу с разрухой, голодом, особенно в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

то было действительно мощное движение, служившее не только базой трудового и профессионального обучения, но и эффективной формой нравственной, психологической подготовки школьников к труду в сельском хозяйстве – школой воспитания сельских тружеников. Ученические производственные бригады почти за полвека своего существования (с 1954 года) доказали свою полезность и незаменимость со всех сторон – экономической, педагогической, социальной.Много хороших и добрых дел на счету ученических бригад, которые всей своей многолетней практикой доказали, что школьники могут быть настоящими хозяевами полей. Государство всегда высоко оценивало работу ученических производственных бригад.75 школьников, активных членов УПБ страны, были награждены орденами и медалями за высокие показатели в труде.Психологи провели интересное социологическое наблюдение: сельхозвузы и техникумы, как правило, успешнее оканчивают и закрепляются в хозяйствах те ребята, которые прошли через бригаду. И это неудивительно,  считают педагоги. Важность работы наших ребят в бригаде еще и в том, что мы воспитываем чувство коллективизма, общность интересов, умение переносить трудности, выполнять подчас неинтересную, но нужную работу. Все это очень пригодится ребятам и в учебе, и в жизни, и во время службы в армии.Ребята в бригаде имеют возможность применять на практике приобретенные знания по биологии и химии. Не случаен интерес у членов бригады и к чужому передовому опыту. Школьники жадно интересуются достижениями своих сверстников и коллег по ученическим производственным бригадам страны.В Одинцовском районе на животноводческом комплексе «Нарский» работает бригада учеников 8-10-х классов Асаковской школы, которая обслуживает 160 телят. У ребят результаты по всем показателям не хуже, чем у взрослых. Дети соревнуются с родителями. И весьма успешно. После такой практики многие остаются на ферме, подают документы в сельхозвузы и техникумы. Школьный совет Ершовской школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова постановил взять в аренду 30 соток теплиц совхоза «Звенигородский». Совхозные агрономы на ребят не нарадуются. «Результаты радуют, – делится своими мыслями директор Ершовской школы Татьяна Гарькавая. – Ребята стали оставаться в совхозе, после службы в армии возвращаются домой, не бегут в города искать счастья».Многие школы на арендованных землях выращивают сегодня фрукты и овощи для своей школьной столовой, сами себя кормят, подпитывают витаминами, так необходимыми растущему организму. 18 лет работает в совхозе «Каширский» бригада воспитанников местной спецшколы (не английской и не математической, отнюдь, а другой, где содержатся за совершенные правонарушения подростки от 12 до 16 лет). Но это дети, и им нужны витамины. Ребята охотно работают в теплицах и на полях совхоза. И, как рассказывает директор спецшколы, сами себя обеспечивают круглый год луком и картофелем, огурцами и помидорами, капустой, укропом, редиской. Ребята помогли совхозу убрать тысячи гектаров овощей. И совхоз в долгу не остался: спецшколе подарил видеокамеру, видеомагнитофон, несколько автобусов. Довелось мне стать свидетелем трогательной сценки. Родную спецшколу приехал проведать ее бывший воспитанник, выпущенный полгода назад. Дело было в конце мая, когда только-только закончилась посадка овощей. «Рано приехал, Володя, ничего еще не поспело, – обратилась к парню воспитательница. – Приезжай в июле, будет вдоволь огурцов и помидоров». И со мной поделилась: «Многие ребята только здесь вволю и наелись овощей всяких, дома такого никогда не видели. Вот и едут, особенно из Подмосковья. И мы никому не отказываем, всех принимаем».«А хорошо было бы приехать на два месяца, поработать в бригаде спецшколы в июле-августе, а потом снова уехать», – размечтался губастый 16-летний ученик плотника из Подольска, бывший воспитанник Каширской спецшколы.Польза от ученических бригад несомненна. И чем больше таких бригад будет, тем лучше. Если же мы похороним ученические производственные бригады, то, бесспорно, проиграем. Именно сегодня эти бригады нужны как никогда. Судите сами. Объем сельскохозяйственного производства упал на 13 процентов. Уменьшается производство мяса, молока, яиц, овощей. 15 процентов техники к посевной не отремонтировали. Не хватило картофеля для посадки (обеспеченность – 80 процентов), семян зернобобовых культур (87 процентов). Вот уже пять лет, как сокращаются посадки картофеля, овощей, сахарной свеклы, льна. Невыгодно, трудоемко, не хватает рук.Фермерские хозяйства?Но сколько продукции могут они дать? Удастся ли им перекрыть тот недобор, который возникнет в госхозяйствах? Решат ли они продовольственную проблему?- Любому специалисту сельского хозяйства ясно, – делились со мной селяне из Московской области, – что возможности фермерских хозяйств сильно преувеличиваются. Пока…Зато всюду приветствовалось возрождение ученических производственных бригад, в свое время так положительно себя зарекомендовавших. Школа должна повернуться лицом к земле.Лев КРАСНОВСКИЙ, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте