Какое кино вы любите? Современное – с модными нынче спецэффектами, с баснословными затратами на производство ленты, часто раздутыми до бюджетов некоторых стран да с десятком актеров, кочующих из одного «шедевра» в другой? Или старое – с вечной моралью, гениальным искусством актеров и режиссеров? Нынешний кинематограф не дает выживать тем, кто движим лозунгом «Искусство ради искусства» – так или иначе, им приходится изменять свое творение, подчиняя его авторитету денег. А это и ведет к ослаблению роли кино в мировом искусстве.
Будущее, безусловно, за теми, кто сможет поставить искусство выше денег, применив этот принцип и к кино.
Нас так загружают количеством нулей в гонорарах «звезд», так много рассуждают вокруг о тратах и сборах того или иного прокатного кинофильма, что, наверное, никто уже не представляет себе, что можно снять картину не за миллионы. Это на практике смогли доказать кинематографисты творческого объединения «Свои 2000», вооруженные только цифровой видеокамерой, тремя тысячами долларов и безграничным энтузиазмом. Съемки кинофильма «Пыль» проходили два года, а участвовали в нем только непрофессиональные актеры.
Несмотря на известную поговорку, фильм «Пыль» «комом» не вышел. Он не был прорекламирован, и ему не заказывали хвалебных статей в прессе, тем не менее публика пошла. В итоге лента окупила свои расходы почти в десять раз. Похвальными были и отклики в прессе.
Успех «Пыли» непонятен только со стороны. На деле же он потрясает, потому что каждый может найти в нем себя – такой вот нонсенс… Картина представляется переплетением судеб, лиц, характеров – и за каждым при желании можно увидеть целую группу людей, точнее, все их отрицательные черты. Так, «Свои» показывают нам самих себя, что непременно и всегда ведет к изменениям человека в лучшую сторону.
Сюжет погружает нас в псевдофантастическую картину серых улочек и темного неба над головой – такой столица видится главному герою фильма Леше (Алексей Подольский). Он тучен, в каждом жесте видится обломовская леность, на глазах толстые очки, на теле белая футболка с изображением котенка на груди. Можно пересчитать по пальцам все слова, которые он говорит за время фильма, Алексей давно уже не мальчик, однако безвольному, обрюзгшему молодому человеку никак не прибавишь к имени отчество – он не вселяет уважения к себе. За стеклами толстых очков он потерял себя, свою индивидуальность. Под присмотром бабушки, которая опекает его, как младенца, лишился всякой самостоятельности и собственного голоса, потеряв все человеческие радости и ценности. Не ясно, из-за чего произошли все эти метаморфозы, и это придает ленте назидательный характер – чтобы каждый зритель всмотрелся в свою душу в поисках признаков Леши.
Волчьей истиной «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» окружающие доказывают Алеше свою правоту. Не звучит ни единого голоса поддержки, а все окружающее сочувствие – лишь фальшь. Над Лешей проводят опыт, и герою достается его побочное действие – минутное видение, парень будто видит себя в зеркале другим: мускулистым, подтянутым, уверенным в себе…
Наш герой даже не задумывается о том, что никакая обертка не сможет изменить вкус конфеты, которая находится внутри, а слепо пытается «оставить тело» себе. Герой встречается с разными людьми – от психологов до правозащитников, но ни один из них не способен или просто не хочет помочь ему – все заняты своими проблемами и заботами.
Невзирая на множество соединенных в одном фильме образов, судеб, персонажей «Пыль» – это не нравственно-назидательная беседа «Своих» с нами, а протест. Как ни странно, протест против системы. Она показана строгой и уничтожающей все проблески индивидуальности. Но помимо всего, система еще и проводит опыты над людьми – чтобы легче было ими управлять, чтобы ни один не смог подать голос против власти. И системе удается погубить человека, подчинить его навязанной воле – Леша погибает, решившись на опыт ради повторного видения.
В словах этого персонажа звучит мораль фильма, лучше всего обличающая роль человека в системе, воссозданной «Пылью»: «Вы знаете, кто вы такой? И вообще, кто мы все такие?.. Мы – ничто, пыль, атомы…»
Финал фильма потрясает – звучит песня группы «Кино» – «Перемен…» в сопровождении глухого певца, ведущего жестовую транслитерацию попутно с самой песней. Это выглядит как крик в сторону основоположников системы: «Не можете услышать, следите за пальцами! Мы – не пыль! Мы – хотим перемен!»…
Антон ИКОННИКОВ, сын, 16 лет
Комментарии