search
main
0

Мы готовы принимать и рассматривать предложения москвичей

​В мэрии на Новом Арбате под председательством Владимира Долгих и Сергея Атанасяна состоялось совместное заседание Общественной палаты Москвы по образованию и президиума Общественного совета Москвы. Перед участниками заседания выступил и ответил на вопросы министр образования Москвы Исаак КАЛИНА.

Исаак Иосифович, каковы цели и задачи программы комплексной модернизации в Москве? – Ну, во-первых, разработка программы только еще идет, мы на сайте Департамента образования обратились к москвичам с просьбой давать свои предложения. Сейчас мы в содружестве с инициативной группой разработали более подробный вопросник, ответы на который просили давать относительно будущей программы. С помощью москвичей мы уточним цели и задачи программы, постараемся обозначить то, что считаем первоочередным в целях и задачах развития образования. Сайт Департамента открыт для всех, мы готовы принимать и рассматривать предложения с помощью экспертов. – Как будет обеспечен материально переход на новые стандарты? – Для перехода на новый стандарт в первом классе, который начнется с 1 сентября 2011 года, Москва закупала в прошлом году и закупает необходимое оборудование. Но тут нужно понимать, что речь не идет о том, что все старое убрали, все совершенно новое поставили. Там, где нужно дооснащение, мы это делали и делаем в тех объемах, которые требуются. – Чем будут отличаться бюджетные и автономные образовательные учреждения? – Коротко скажу, что у автономных учреждений будет гораздо больше свободы в расходах. Это не означает уменьшения ответственности. Как известно, увеличение степени свободы означает увеличение степени ответственности. Автономное учреждение будет отвечать за рациональный расход средств. Переход в статус автономного учреждения можно рассматривать как особый знак доверия учредителя к учреждению. Мы сегодня принимаем заявки от ОУ, правда, не столько на переход, сколько на обучение администрации этих учреждений возможности руководства АУ. По нашим прогнозам, более склонны переходить в статус АУ МИОО, большая группа колледжей, детские сады, которые в этом движении оказались очень активными, хотя мы будем очень аккуратно и внимательно смотреть за их переходом. Для школ, мы уверены, это явление точно не будет массовым, какие-то учреждения добьются права на такой переход, но наверняка подавляющее количество школ, думаю, в ближайшее время и в ближайшей перспективе останутся бюджетными учреждениями. – В последние годы много делали для подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья. Будет ли продолжаться эта работа в дальнейшем? – Мы должны и будем сохранять то, что сделано. 10 лет назад, работая в другом регионе и попав в гости в Департамент образования, я испытал чувство восхищения от того, чтобы было сделано в Москве для детей с ограниченными возможностями здоровья. Недавно я, не предупреждая заранее, заехал в санаторно-лесную школу №7. Я до сих пор считаю, что эта школа – учреждение, в которое можно и нужно возить гостей из самых разных богатых стран и показывать, каким должно быть учреждение для детей с проблемами, с особыми потребностями. Я могу только выразить благодарность всем своим предшественникам за то, что это направление работы находится на таком уровне, что его обязательно нужно удерживать, ни в коем случае не дать ему понизиться. Я скажу, что даже если бы кому-то захотелось все испортить, ему не удалось. К счастью, дело идет так, что за него уже можно не беспокоиться. – Вы сказали, что в целях модернизации нет разногласий. А какие цели определены для преобразования образования в Москве, ведь прежде чем преобразовывать надо понять, зачем? – Скажу, что не считаю необходимым модернизировать систему образования Москвы. Я считаю необходимым, как и в любом процессе, модернизировать механизмы, которые используются в системе. Да, был механизм чисто поурочной системы оплаты труда, которая не очень учитывала результаты работы. Сегодня для повышения мотивации людей, для повышения возможностей распределения дополнительных ресурсов ровно тем коллективам и людям, которые демонстрируют высокие результаты работы, важно ввести новую систему платы труда, в которой результаты учитывались бы гораздо больше. Но когда мы говорим о результатах, их оценка не может идти только административным путем. Поэтому не зря используется комплексный проект. Не зря в названии проекта было использовано слово «комплексный». Этимология слова «комплексный» – «взаимно переплетенный». Настолько все задачи комплексного проекта модернизации переплетены и невозможно решать одну, не решая другую, что просто удивительно. Не зря, наверное, говорят «система образования», а не «совокупность». Давайте идти по порядку. Есть ли у нас возможность объективной оценки результата? Объективность всегда имеет определенный допуск, но в данном случае она сегодня появляется. За счет чего? Нравится нам ЕГЭ или не нравится, но в сочетании с огромным комплексом предметных олимпиад, которые существуют (я отказываюсь рассматривать отдельно олимпиады, а отдельно ЕГЭ), это можно рассматривать как единый комплекс оценок продвижения людей. При этом единый государственный экзамен скорее оценивает нижнюю часть этих результатов – понятно, что нельзя сказать, что тот, у кого 88 баллов, знает математику лучше, чем тот, у кого 87. Это точно не фильтр тонкой очистки. Но если человек не может сдать математику на 21 балл, то это значит, что человека не учили, что человек не учился. Есть огромное количество предметных олимпиад, но только 21 всероссийская олимпиада и 87 олимпиад, которые проводятся Советом олимпиад школьников, возглавляемым Виктором Садовничим. Когда мы соединяем два инструмента – ЕГЭ и олимпиаду, то получаем точную оценку, когда плохо – с помощью ЕГЭ и когда хорошо – с помощью олимпиадного движения. То есть у нас появились более или менее объективные методы оценки результата. Но не только учебными результатами, как мы все понимаем, ценна школа. Поэтому мы сегодня пытаемся ввести в школе общественное управление, ведь общественность в состоянии уловить и другие результаты деятельности системы образования, например те, что мы привыкли называть социализацией, а я бы позволил себе использовать более привычный термин – «воспитательные результаты деятельности системы образования». Когда появляется объективная система оценки результатов, то только тогда можно говорить о системе оплаты, которая учитывает не только количество часов, проведенных учителем, но и результат проведения этих часов, уроков, внеурочных занятий. Да, появляется дифференциация в оплате труда. Как всякая дифференциация, она не должна быть критической, заоблачной (один учитель получает в три раза больше другого), то есть появляется нормальная система оплаты труда с соответствующим результатом. Тогда, естественно, появляется возможность выделить образовательному учреждению положенные ему средства и доверить ему самому распределять их. Средства приходят в соответствии с подушевым нормативом, и мы понимаем, что финансовый ресурс, который нужен школе, зависит, во-первых, от количества учеников, которые учатся там, во-вторых, от количества часов, которые преподавателю необходимо провести с ребенком (если в учебном плане 2-го класса 22 часа, а 11-го – 36 часов, то это разные финансовые ресурсы для того, чтобы обеспечить эту учебу). Наконец, всегда необходимо учитывать особые потребности детей, например, в московской санаторно-лесной школе №7 477 тысяч рублей приходится на одного ребенка, и мы все понимаем, что другой цифры там быть не может, потому что там совершенно другие потребности у детей. Поэтому нормативное подушевое финансирование приводит деньги в школу единым пакетом и дает возможность не директору, а коллективу с участием родительского сообщества, управляющего совета распределять эти деньги рационально, в том числе и на дифференциацию оплаты труда педагогов, и нести ответственность за то, что эти деньги распределены рационально и дают результат. Вот это новые механизмы, которые (не могу сказать, что их нет) есть, они достаточно успешно действуют во многих субъектах Российской Федерации, там, где их пытались ввести не комплексно, они провалились. Я еще раз подчеркиваю, что бесполезно вводить новую систему оплаты труда, если не введено нормативное подушевое финансирование, бесполезно ее вводить, если нет участия общества в соуправлении, тогда через год мы получим если не коррупционную, то по крайней мере блатную систему распределения этих средств. Поэтому как ключевое слово я все-таки использовал бы слово «комплекс», а не использование новых механизмов, комплекс, состоящий из НСОТ, нормативного финансирования и общественного соуправления. – Что будет в столице с профессиональным образованием, будет ли оно готовить высококвалифицированные рабочие кадры, необходимые для Москвы? – Я провел несколько общих встреч с директорами колледжей, поскольку это учреждения городского подчинения, собеседования практически с каждым директором. Мы рассмотрели, что сегодня должен делать коллектив учреждения среднего профессионального образования, где он должен усилить свои действия, в чем мы можем помочь каждому колледжу. Потом мы провели очень интересный семинар директоров с участием заместителя мэра Ольгой Голодец. Должен сказать, что, наверное, та реорганизация системы профессионального образования, которую провели пять лет назад, при всех дискуссиях, которые разворачивались тогда (я тоже в них участвовал), привела к очень удачному результату. Большинство из этих 77 колледжей, с которыми мы поработали, колледжи, обладающие достаточно мощным потенциалом. Могу сказать, что после собеседований я пригласил на работу в Департамент образования двух директоров колледжей, так как увидел, что это люди, которые, пройдя школу колледжа, в самом деле могут много дать всей системе столичного образования. Самое главное, с чем мы сегодня стараемся работать, так это свести воедино интересы предпринимателей, работодателей и колледжей. Я должен отдать должное нашим объединениям работодателей, ТПП, которые моментально откликнулись. Например, такой крупный предприниматель, как Вадим Дымов, уже ведет на своей площадке семинары для директоров колледжей, причем не только для тех, которые готовят кадры для него, но и для тех, которые готовят кадры и для других сфер. Я думаю, что система колледжей в Москве оказалась достаточно самоустойчиво сформированной, поэтому я очень надеюсь, что мы еще не раз увидим хорошие результаты работы московских колледжей. – Есть важный вид педагогической работы – воспитание. Нас беспокоит то, что происходит, мы все под впечатлением событий на Манежной площади. Какие вы видите механизмы модернизации, коренной перестройки именно этого вида педагогической деятельности? Будет ли система образования спешно реагировать на происходящее в молодежной среде? – Реагировать, конечно, нужно, только я бы не использовал слово «спешно». Я думаю, что нужно реагировать не спешно, а очень аккуратно, потому что очень часто жажда профилактики при использовании не очень адекватных средств приводит к пропаганде явлений, против которых мы все выступаем. Поэтому я призывал бы все же к очень большой осторожности. Мы проанализировали все списки ребят, которые так или иначе оказались на Манежной площади. Думаю, мы обязаны сказать о том, что эта выборка случайная. Нет ни одного образовательного учреждения, из которого была бы какая-то группа ребят. Это были отдельные ребята (со многими из них встречался я, встречались другие педагоги), которые шли мимо, попали туда из любопытства. Я хотел бы, чтобы люди, не знающие подростковой психологии, очень осторожно комментировали, а тем более пытались выступать с профилактикой этих явлений. Мы специально погрузили в это дело Московский городской психолого-педагогический университет, который провел довольно много семинаров и обучение тех людей, которые работают с этими детьми. Хочу сказать: как бы нам не устроить игру «Казаки-разбойники», то есть если мы начнем ловить, то у подростка будет появляться желание поучаствовать в этой игре. Да, какие-то проявления есть, но, к счастью, все же довольно устойчивая система воспитания в Москве, а с отдельными ребятами психологи работают. Сейчас я по субботам, используя своих знакомых, устраиваю в зале Московского городского Дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах встречи с людьми, интересными для подростковой среды. Я смотрю, что мальчишки (уж точно не паиньки и не отличники) слушают этих людей, например академика Михаила Ковальчука, который рассказывал о суперсложнейших вещах – о конвергенции научных дисциплин. Михаил Валентинович изумительный рассказчик. Я думаю, что мы должны показывать подросткам, насколько полезными они могут быть себе и людям. Одними воспитательными беседами, боюсь, мы многого, как всегда, не добьемся. Поэтому я призываю всех людей, которые чувствуют в себе силы для того, чтобы быть интересными и полезными подросткам, устраивать такие встречи. – Будут ли использованы в свободнее время для занятий с подростками школьные спортивные залы? – Мы встречались с председателем Департамента по физкультуре и спорту Михаилом Степанянцем и договорились о совместном использовании спортивных залов школ. То есть два департамента на базе каждой школы будут пытаться создавать спортивные клубы, и за счет сил тренеров спортивных школ Департамента физкультуры и спорта мы продлим работу спортивных залов до такого времени, какое будет возможно. У нас недавно побывали представители Федерации дзюдо, которые сегодня тоже идут на работу в школу.     Продолжение в следующем номере. Информация к сведениюДепартамент образования Москвы приступил к разработке проекта комплексной программы развития образования в столице на период 2012-2016 годов. Программа по развитию образования вошла в число 15 первоочередных государственных программ города на 2012-2016 годы, которые утвердил мэр Москвы Сергей Собянин. Она должна охватить все сферы, включая дошкольное, общее, начальное и среднее профессиональное, дополнительное образование. Нынче к работе подключены ведущие специалисты и эксперты, сформирован экспертный совет программы, на заседаниях которого будут обсуждать основные положения программы. Новая программа должна ответить на такие вопросы: как удовлетворить потребности населения Москвы в качественном образовании с учетом запросов экономики города, какими должны быть московский стандарт качества образования и последовательность действий для его внедрения, как повысить статус и обеспечить профессиональную работу педагогического корпуса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте