Ф.М.Достоевский считал особенностью русской души «всеоткрытость»: внимание, доброжелательное любопытство к явлениям иных культур, готовность принять и сделать чужое своим без насилия и агрессии. Этому способствовало и развитие российской государственности на всем протяжении ее истории как многонациональной, и огромное влияние на русскую культуру (и литературу в частности) иных народов. Достаточно назвать имена Василия Жуковского, Николая Карамзина, Александра Пушкина. В ХХ веке список в той или иной степени «нерусских» писателей, внесших весомый вклад в развитие русской литературы, значительно расширился. Вспомним Александра Блока, Осипа Мандельштама, Василя Быкова, Беллу Ахмадулину, Иосифа Бродского. Ахматова говорила, что избрала поэтический псевдоним, вспомнив семейные предания о легендарном предке, татарском князе Ахмате. Собственно русское, не теряя оригинальности и оставаясь неповторимым, почти всегда возникает на стыке культур. С этим связан большой воспитательный потенциал русской литературы, изучаемой в многонациональной аудитории. Именно на уроках литературы одна из целей, которые я ставлю, – формирование у учащихся толерантных установок.
Задача учителя заключается в том, чтобы показать школьникам то общее, что делает едиными все народы. Ценности, объединяющие представителей разных народов, могут быть сформулированы в виде неких абстрактных моральных правил. При изучении творчества Льва Толстого я говорю учащимся, что в конце ХIХ – начале ХХ в. великий писатель и философ выдвинул теорию о непротивлении злу насилием, что по своей сути стало утверждением толерантности в жизни. На уроках литературы в 5-м классе (программа В.Коровиной) при изучении рассказа Толстого «Кавказский пленник» школьники приходят к выводу, что война на межнациональной почве бессмысленна, что дружба разных народов – естественный закон человеческой жизни.Важнейшая сквозная для русской литературы тема, весьма актуальная для решения рассматриваемого здесь вопроса, – тема материнства. Многозначный философский образ женщины-матери часто воссоздается русскими писателями. Связь матери и ребенка Ахматова и для себя лично, и в общефилософском смысле всегда считала самой прочной, поэтому пронизана предельно личными интонациями ее поэма «Реквием». В основу сюжета этого произведения положена глубоко личная драма – арест сына. В то же время поэтесса стремится выразить трагедию общенационального масштаба. Именно единство с народом дает ей силы выстоять. Учащиеся осознают, что поэма о личном человеческом горе стала произведением о трагической эпохе национальной истории. Глава «Распятие» в этой поэме отчетливо связывает мысль о страдающей матери с понятием Родина-мать, а она одна для людей разных национальностей.Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин», с которой учащиеся знакомятся в 8-м классе, – поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Пафос объединения народа в своем стремлении спасти Родину, а значит и свою семью, свой дом от порабощения делает эту поэму поистине народной. Тема единения народа в годы Великой Отечественной войны нашла свое продолжение в литературно-музыкальной композиции «Мы этой памяти верны», над сценарием и постановкой которой работали учащиеся 8-9-х классов.В процессе изучения романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» одиннадцатиклассники приходят к пониманию того, что непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам Добра и Красоты определяют любую человеческую судьбу, что человек ответственен за все добро и зло, которое совершается на земле.Слова из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» я часто повторяю детям, потому что они, как мне кажется, выражают суть понятия «толерантность».С. ТИМОФЕЕВА
Комментарии