В 2012 году Россия будет отмечать 200-ю годовщину одного из самых ярких, значительных и драматических событий своей истории – Отечественной войны 1812 года. И вот уже в третий раз на базе московской гимназии №1572 в марте 2012 года состоялась окружная ученическая научно-практическая конференция, посвященная этому событию.
Для организации конференции в юбилейном 2012 году под руководством методиста окружного учебно-методического центра Ольги Набялэк был собран актив из опытных и творческих учителей округа, составлен план работы, определены секции и критерии оценки проектов. В этом году было решено отойти от тематического подхода к организации секций и разделить проекты по тем формам, в которых были представлены работы, что привело к обновлению структуры конференции. Секция «Историческая реконструкция» предполагала восстановление на основе изучения письменных и вещественных источников материальных объектов изучаемой эпохи (элементов обмундирования, вооружения, различных предметов, использовавшихся в военном быту), а также создание макетов сражений. Уровень работы определялся в первую очередь тем, насколько точно были воспроизведены объекты исследования. В секции «Творческая мастерская», напротив, от участников требовалась изрядная доля воображения и фантазии. Авторы получили возможность представить в художественной форме образы и события того героического времени. Здесь приоритетными критериями оценки работы стал уровень художественного мастерства, наличие своего видения Отечественной войны 1812 года, умение рассказать историю своей работы, ее грамотная презентация. Секция «Экскурсия» предоставляла неограниченные возможности с помощью мультимедийных средств совершать путешествия по эпохе войны 1812 года (музеи мира, история портрета или батального полотна, краеведческая тематика, биографии, сражения). Наибольшее предпочтение здесь отдавали не только умению подобрать и грамотно представить интересный материал, но и таким качествам экскурсовода, как эмоциональность, коммуникативная культура и грамотность речи. Авторы, представившие свои работы в секции «Мультимедийные проекты», должны были продемонстрировать не только умение найти, отобрать и представить исторический материал, но и возможность использования фильма для объяснения учебного материала, простоту навигации, цельность и последовательность изложения, художественно-эстетические качества, а также высокий уровень владения компьютерными технологиями. Участникам секции «Исследовательские работы» представилась возможность погрузиться в атмосферу самостоятельного научного поиска, от них требовались умение грамотно поставить проблему, научность, самостоятельность исследования.Естественно, жюри (в каждой секции оно было представлено опытными учителями школ округа) обращало внимание и на то, в какой степени та или иная работа может быть использована при изучении Отечественной войны 1812 года на уроках или во внеклассной работе.Всего на конференции, состоявшейся 1 марта 2012 года в гимназии №1572, гостеприимно открывшей свои двери перед ее участниками, были представлены 60 работ из более чем 30 учебных заведений округа.Начало конференции было украшено небольшим костюмированным представлением, подготовленным учениками кадетской школы №1778.Надо отметить, что качество ученических работ растет с каждым годом. Теперь недостаточно только найти интересный материал, что не так сложно в последнее время благодаря использованию Интернета, необходимо умело обработать этот материал и не менее умело представить его в том качестве, которое требуется. Для этого творческая группа учителей и разрабатывала критерии оценки работ в разных секциях. Лучшие выступления были отмечены дипломами по трем номинациям: «За научный подход», «За творческий подход», «Дебют» (для самых юных участников конференции).Нельзя не отметить самые интересные ученические проекты, представленные на конференции. Макет фрагмента редута Раевского во время 2-й атаки на него французских войск, представленный Денисом Жаровым и Ольгой Евсеевой (гимназия №1572), отличала глубокая проработка деталей вооружения и обмундирования, а также устройства самого редута, отражавшая кропотливую работу авторов с соответствующей литературой, что позволило вполне адекватно представить картину боя. Проект Димы Иванова из школы №751 (макет фрагмента Бородинской битвы) отличался не только качеством исполнения, но и интересным рассказом о технологии работы. Среди творческих работ жюри особо отметило портрет М.И.Кутузова, выполненный в технике торцевой мозаики учеником кадетской школы №1778 Даниилом Фоминым, а также портрет П.И.Багратиона, написанный Димой Киселевым (школа №960). Среди мультимедийных проектов научный подход отличал работу Миши Курганского (гимназия №1565), посвященную Барклаю-де-Толли. Очень грамотно и оригинально был сделан сайт, посвященный войне 1812 года, Андреем Данилиным, Александром Чураковым и Ильей Тереховым из школы №233. Антон Горшков, Денис Гриценко и Артем Бутенко из школы «Венда» сумели создать мультимедийную дидактическую разработку, которую можно с успехом использовать на уроках. Интереснейшей «Экскурсией в виртуальный музей Наполеона» порадовала Ольга Скутова из школы кадетов №1778. Полнота в сочетании с научным подходом характеризует виртуальные экскурсии по темам «Бородинское поле» и «Война 1812 года языком искусства», подготовленные большой группой учеников школы «Лотос» и учениками школы №1380 Святославом Истоминым и Каролиной Стрекаловой. Интересно подобранным и прекрасно представленным материалом был исследовательский проект учащихся Центра образования №1444 Романа Юнина и Влады Клюкойть «Москва в период Отечественной войны 1812 года». Оригинальностью выбранных для исследования тем, глубиной проработки материала и умением заинтересовать слушателей отличались исследовательские проекты учеников гимназии №1518 Александра Романова «Организация снабжения русской армии», Светланы Комиссаровой «Отражение событий Отечественной войны 1812 года в почтовой открытке» и Георгия Федотова «Судьба французских пленных».Нельзя не отметить, что все участники конференции в той или иной степени получили бесценный опыт соприкосновения с историей в процессе работы над проектами, удовольствие от возможности представить плоды своего иногда очень кропотливого и нелегкого труда на суд сверстников и учителей. Надежда МАТВЕЕВА, учитель истории гимназии №1539; Александр ПЕТРОСЯН, учитель истории гимназии №1572
Комментарии