В последние годы только и слышишь о том, что на Россию никто не собирается нападать, договорились уже до того, что нам вообще не нужна армия! Однако мы видим, что межгосударственные отношения в мире и сегодня решаются с позиции силы. А после оккупации Ирака многие страны, особенно те, которые обладают существенными сырьевыми запасами, всерьез занялись вопросами своей безопасности. И первое, что они сделали, – усилили или ввели военно-патриотическое образование и воспитание молодежи.
А нам это сделать, как говорится, сам Бог велел – ведь сколько стран в нашей многовековой истории зарилось на нашу территорию и на наши природные богатства.
Уроки НВП дадут школьникам знания о современных видах вооружения, повысят интерес у юношей к службе в армии, позволят приобщить к военному делу тех, кто по своему физическому здоровью непригоден к строевой службе. Однако программа военно-патриотического образования и воспитания не должна сводиться лишь к изучению стрелкового оружия, строевой подготовке и военно-полевым сборам. Она должна быть шире, глубже, интеллектуальнее. Ведь сегодня подлинные защитники Отечества – это не только супермен с крутыми кулаками, обвешанный гранатами и стрелковым оружием, но и щуплый очкарик или хрупкая девушка, в совершенстве владеющие сложной боевой техникой, умеющие управлять военно-космическими аппаратами и системами наведения.
НВП в отличие от ОБЖ – это предмет, на котором у старшеклассников будут формироваться знания, умения и навыки, необходимые для защиты государства от внешней агрессии. Поэтому на этих уроках должна вестись подготовка молодежи не только к будущей вероятной войне, точнее, нападению, которого, разумеется, может и не быть за ненадобностью, но и прежде всего к защите Отечества от уже идущей на протяжении полутора десятка лет полномасштабной внешней агрессии против Российского государства. Я имею в виду психологическую «войну», уносящую ежегодно миллионы жизней наших соотечественников, преимущественно молодых мужчин. В ходе этой «войны» спецслужбам иностранных государств удается успешно решать, к примеру, такие психолого-диверсионные задачи, как социальная дезориентация молодежи, создание комплексов безысходности, утраты смысла жизни, а значит, условий для массового суицида; алкоголизация и наркотизация молодежи; разжигание территориальных и экономических конфликтов; шельмование и высмеивание Российской армии (да и не только).
Одним словом, мы продолжаем проигрывать психологическую «войну» с нашими традиционными соперниками. Вот почему я считаю, что учебные программы по обновленной НВП должны включать в себя следующие разделы: военно-политическая и социально-психологическая подготовка школьников, патриотическое воспитание, общевойсковая подготовка, знакомство с новейшими видами оружия (лазерным, нейтронным, электронным, метеорологическим), изучение военного потенциала вероятных противников, научно-исследовательская работа. Например, в разделе «Военно-политическая и социально-психологическая подготовка» можно рассмотреть такие темы: психологическая совместимость и несовместимость россиян с народами других стран, вероятные противники России в современных условиях и т.д.
Одной из слабых сторон Российской армии всегда был недостаток организаторских умений у военначальников всех уровней, поэтому на НВП полезно почаще проводить игры типа «Зарница».
Вышесказанное вовсе не означает намерения вновь милитаризовать нашу молодежь, речь идет лишь об элементарном удовлетворении инстинкта самосохранения. В США милитаризация молодежи, судя по содержанию американских мультфильмов, ведется с пеленок, дети там рано знакомятся с высокими военными технологиями, а уж о патриотическом воспитании юных американцев и говорить не приходится. Оно настолько эффективно, что перехлестывает все границы, формируя любовь и преданность Америке даже у молодежи других стран, в том числе и у российской.
Безусловно, надо воспитывать у наших юношей и девушек чувство уважения к другим народам, толерантность. Надо чаще организовывать молодежные встречи, фестивали, обмен студентами. Многие европейские страны, например, живут в мире и согласии, строят общий дом – Евросоюз. Вот и нам надо вливаться в европейское и мировое пространство. Но это не означает, что в мире, где волю пока что диктует сила, можно полностью расслабляться, доверяться, раскрывать душу нараспашку. Любое государство, если себя таковым считает, просто обязано уметь защищаться. И без начальной военной подготовки тут не обойтись, независимо от того, нравится это кому-то или нет.
Юрий ФИСИН, кандидат психологических наук, Казань
Комментарии