search
main
0

Музыка зовет нас в путешествие. А если не бояться проявлять себя творчески?!

Всякий работник, будь то писатель, художник, композитор, ученый, деятель науки и культуры, не может создавать, оторвавшись от общественной работы, от жизни. Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта – нет творчества», – говорил Дмитрий Шостакович. Жизнь школьного учителя невозможно представить без творческого начала. Каждый день учитель вовлечен в процесс индивидуального и совместного с его учениками творчества. Планируя свои уроки, учитель выступает в роли режиссера – продумывает каждый этап, выстраивает драматургию, возможные импровизационные моменты. Проводя урок, учитель уже выступает как актер – владеет ситуацией, чувствует аудиторию, выстраивает диалог с учениками, вовлекает в совместную работу. Ромен Роллан говорил: «Творить есть не что иное, как верить». Учитель верит в свой успех и успех своих учеников, эта вера является для него движущей силой творчества. Часто случается, что наши ученики подсказывают нам более интересные пути решения тех или иных учебных задач. Для учителя важно не пропустить это, а принять и вместе с учениками воплотить. Необходимо выстраивать свою работу так, чтобы ученики не боялись проявлять себя творчески.

Однажды на уроке музыки в одном из шестых классов я разучивал с учениками песню «Журчат ручьи», одна из учениц во время исполнения знаменитого припева этой песни – «журчат ручьи, слепят лучи…» решила пошалить и тонким голосом начала подпевать что-то похожее на подголосок. Это нельзя было оставить без внимания, я тут же предложил ей  исполнять подголосок в тех местах, где она пыталась это делать, и показал, как это сделать правильно. Получилось весьма привлекательно. Так мне удалось идею разрушительную превратить в созидательную. На музыкальных занятиях в дошкольном отделении всегда стоит творческая атмосфера – дети с большим удовольствием вовлекаются в различные виды творческой деятельности: поют, танцуют, участвуют в инсценировках, читают стихи, играют на элементарных детских музыкальных инструментах. Процесс подготовки различных праздников в дошкольном отделении увлекает всех, в него с удовольствием включаются воспитатели, дети и родители, а иногда еще и профессиональные актеры. Например, когда мы готовили праздник к 8 Марта, мы выучили «Вальс для мам», на репетициях дети танцевали в парах друг с другом, а на празднике должны были пригласить на танец своих мам. Мамам перед праздником были показаны движения, и они не растерялись, когда дети в финале праздника пригласили их на танец.Часто в нашей работе бывают ситуации, требующие сиюминутного творческого решения. На одном из уроков музыки в первом классе мы с ребятами изучали тему «Песня, танец и марш зовут нас в путешествие». Начался урок, мы только начали погружаться в содержание темы, как раздался звонок служебного телефона и меня предупредили о том, что к нам на урок зайдет сотрудник ГИБДД и проведет беседу о правилах дорожного движения. Я тут же спросил у ребят: какие правила нужно знать и соблюдать в путешествиях? Многие из них ответили – правила дорожного движения, и в этот момент зашел сотрудник ГИБДД и провел с ними беседу о важности соблюдения правил дорожного движения. Дети были в восторге от того, что специально для них, как им показалось, с боевого дежурства приехал настоящий полицейский.Как-то раз на одной из перемен ко мне в класс вбежала одна из барышень, учащихся в третьем классе. Барышня прямо с порога спросила, можно ли поиграть на пианино. Я знал, что она не умеет играть на фортепиано, но отказать не мог, мне было интересно, что же будет дальше. Она некоторое время безуспешно пыталась найти определенную клавишу, с которой хотела начать «пленять своим искусством свет…». Потом не выдержала и попросила помощи у меня.- Где у вас здесь «до»? – спросила она.Я показал ей нужную клавишу. От нее она быстро сыграла небольшой мотив, затем она попыталась повторить его, но у нее ничего не получилось.- Так нечестно! У вас клавиши какие-то странные! – промолвила она, слегка обидевшись и разозлившись на инструмент и на меня.Я решил помочь юной пианистке получить удовольствие от игры на этих «странных клавишах». Учась в третьем классе, она уже имела некоторое представление о простейших музыкальных формах. Для нашего совместного шедевра мы выбрали форму периода повторного строения. Она сыграла свой мотив, который, как потом выяснилось, она выучила, будучи в гостях у своей подружки, которая училась в музыкальной школе. Затем я сочинил к нему продолжение, а потом попросил барышню сыграть ее мотивчик, но изменить в нем несколько последних звуков. Всю мелодию ей удалось запомнить, в результате совместного творчества у нас родилось маленькое музыкальное произведение, которое мы исполнили в четыре руки на тех самых «странных клавишах».- Ну что, клавиши-то оказались нормальные? – поинтересовался я у нее.- Да! – с восторгом ответила она мне. – Можно я еще как-нибудь к вам забегу и мы что-нибудь подобное сочиним?- Забегай, – сказал ей я, внушив ей надежду на дальнейшее творческое сотрудничество.Эта ситуация напомнила мне слова Марины Цветаевой о том, что «творчество – общее дело, творимое уединенными». Эта ситуация является подтверждением того, что творчество требует смелости и не надо бояться делать то, чего ты никогда не делал. Надо верить в успех, и он непременно к тебе придет.В своей работе мне иногда приходится обращаться к такому виду творчества, как сочинение музыки. Это очень увлекательный процесс, особенно если музыку надо написать на текст, да еще и в кратчайшие сроки. Однажды ко мне пришли ребята, которые готовили праздник Последнего звонка. У них были стихи об окончании школьной жизни, которые написал кто-то из родителей выпускников. Ребята попросили меня сочинить музыку на эти стихи, выразив пожелание, чтобы музыка была трогательной, чтобы пробивала зрителей на слезу. Я пообещал ребятам написать музыку на их стихи уже к завтрашнему дню. На следующий день состоялось премьерное исполнение, песня очень понравилась ребятам, и они с удовольствием ее разучили и исполнили на празднике Последнего звонка. Не так давно проходил конкурс, на который надо было представить оригинальный исследовательский проект на тему бережного отношения к природе и эффективного использования вещей, отслуживших свой век. Учащиеся начальных классов совместно со своей учительницей готовили проект на эту тему, а презентацию проекта решили сделать в форме песни, призывающей беречь природу и окружающий нас мир. Учительница написала текст, мне было поручено написать музыку. Так благодаря творческому союзу учителей и их учеников родилась «Экологическая песенка», которая по своей стилистике оказалась близка к песням В.Шаинского и А.Островского.А.П.Чехов говорил – «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют». Мы учителя, люди чрезвычайно счастливые, потому что подобное творческое наслаждение можем испытывать очень часто, такая у нас работа. «Кто не использует свои таланты для обучения и воспитания других, тот либо плохой, либо ограниченный человек», – говорил когда-то Г.Лихтенберг, а Н.Островский считал, что «творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд». Так что труд учителя – это прекрасная, необычайно тяжелая, но при этом изумительно радостная работа, в которой всегда есть место творчеству и которая без него невозможна. В заключение хочу пожелать всем своим коллегам сил, здоровья и творчества во всем его многообразии. Сергей ЖУКОВ, учитель музыки школы №1280

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте