Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Москва и москвичи

Музыка «Радуги»

Путешествие сквозь время
УГ - Москва, №26 от 29 июня 2021. Читать номер
Автор:

Все мы родом из детства, именно в детстве мы формируем свое ощущение мира, отношение к жизни. Поэтому важно, чтобы с самых ранних лет ребенок познавал различные грани культуры, искусства, истории, особенно истории и жизни своей страны. Как интересно порой наблюдать, насколько сильно влияют традиции и фольклор на образ жизни, характер и даже эмоции целых народов! И очень жаль, что сейчас мы часто забываем о русском фольклоре, о том, что так бережно хранили и передавали из поколения в поколение наши предки. В центре творчества «Гермес» этой проблемы нет, ведь у нас есть «Радуга»!

Фольклорный ансамбль «Радуга» углубленно изучает интересный пласт традиционной музыкальной культуры – фольклор Тульской и Калужской областей. Особо пристальное внимание уделяется изучению песен, обрядов, инструментальных наигрышей, сказок и танцев через общение с живыми носителями данной культуры. Вся эта уникальная и самобытная фольклорно-этнографическая традиция передается как самым юным воспитанникам подготовительных групп возраста от четырех лет, так и до самых взрослых участников – родительского хора. Именно «воспитанникам», ведь это не учеба в привычном понимании этого слова, это образ жизни. Попадая в ансамбль, открываешь для себя настоящий мир прошлого.

Занятия проходят интерактивно с использованием подлинных этнографических предметов быта, музыкальных инструментов и элементов костюма, что позволяет делать яркие сценические образы и постановки. Коллектив проводит регулярную экспедиционную работу в изучаемом регионе с целью обогащения своего художественного репертуара.

Высокий уровень коллектива был неоднократно отмечен авторитетным жюри на конкурсах и фестивалях не только в России, но и в Италии, Словакии, Польше, Абхазии, Болгарии и Белоруссии.

Неоднократно в копилке наград коллектива появлялись Гран-при и звание лауреата 1‑й степени в таких городах, как Санкт-Петербург, Тихвин, Владимир, Рязань, Калуга, Курск, Кострома, Нерехта, Великий Устюг, Казань, Ярославль, Тула.

Воспитанники ансамбля являются золотыми медалистами Всероссийских Дельфийских игр и Московских Дельфийских игр. Еще одним важным достижением ансамбля является победа на Всероссийском детско-юношеском форуме «Наследники традиций», призом которого стало участие средней и старшей групп в творческой смене Международного детского центра «Артек».

Залогом успешного развития является вовлечение детей в фольклорную среду. Идеальной средой для развития ребенка является среда, которая окружает его с самого детства, – сказки, игры, песни, прикладное творчество. Уникальной чертой коллектива является не слепое копирование прошлого, что невозможно на данный момент, а уникальный синтез опыта прошлого и авторских научно-методических разработок. В рамках ансамбля родилась идея, чтобы не только на занятиях, а и в семье ребенка окружала фольклорная среда бытования. Для воплощения этой цели для родителей воспитанников был организован ансамбль «ПолЯница». Поначалу на репетиции приходили всего три мамочки, абсолютно не вовлеченные в фольклор. Специально для них была адаптирована методика глубокого погружения в фольклор, и вот спустя 10 лет ансамбль родителей, в составе которого более 10 участников, уже научился работать с аутентичными записями нашего региона, расшифровывать самостоятельно тексты песен и, конечно, демонстрировать свою работу на концертах и фестивалях.

В 2010 году была организована мастерская, целью которой стало не только вовлечение детей в прикладное народное искусство, но и создание своими руками элементов традиционного костюма, полностью соответствующего канонам этнографического костюма изучаемого региона. На этих занятиях дети не только развивают мелкую моторику, художественный цветографический вкус, внимательность, память и усидчивость, но и приобретают важные навыки достижения конечной цели любого начатого дела.

Новые яркие сценические краски в уникальном комплексе обучения привносит предмет «Традиционная хореография». На этих занятиях ребята развивают чувство ритма, координацию, учатся собранности и внимательности. Благодаря частым выступлениям на концертах, конкурсах и фестивалях у ребят пропадает чувство боязни выступления.

Такой уникальный сплав авторской научно-педагогической методики комплекса дисциплин, преподавательских кадров и талантов участников делает фольклорный ансамбль «Радуга» поистине уникальным не только в Москве, но и в других регионах России.

В прошлом году фольклорному ансамблю «Радуга» пришлось, как и всем, столкнуться с дистанционным обучением. Но и из этого опыта получилось вынести новые открытия и методики.

Ситуация самоизоляции заставила изменить привычные формы работы. В дистанционной форме занятий были использованы различные электронные платформы. Еженедельно ученикам рассылались аудио- и видеозаписи аутентичного исполнения песен, фрагменты фольклорных передач с записями живого исполнения изучаемого нами региона, а также теоретический материал по обычаям и обрядам народного календаря. Благодаря этому получилось более углубленно изучить те аспекты, на которые ранее отводилось меньше времени в учебном процессе.

В поиске новых творческих горизонтов педагоги стремятся сохранить традиции. Для этого было создано несколько онлайн-проектов, один из них – «Радуга.онлайн». Каждый участник проекта в домашних условиях с помощью рекомендаций по съемке записал видео собственного исполнения той или иной песни. Далее их аудио- и видеоряд соединили при помощи компьютерных программ. Одной из таких композиций стало общее исполнение песни «Многая лета», в записи которой были задействованы 50 участников ансамбля.

Не менее значимым является еще один проект – «Сказки от мала до велика». С целью достижения максимально доступной формы передачи изучаемой традиции Тульской и Калужской областей были записаны аудио- и видеоматериалы, которые позволяют обращаться к любой возрастной категории, включая дошкольников. Благодаря Александру Яшину, специалисту по локальной зоне, мы ознакомились с новыми для нас сказками, записанными от его прабабушки Евдокии Михайловны Алексановой (1918-2008), уроженки деревни Полевая Белевского района Тульской области. Для привлечения большей аудитории к традиционным сказкам была добавлена песочная анимация. Это помогло добиться не только новой формы совмещения традиционности и новизны, но и облегчило восприятие традиционного диалекта, не всегда понятного современным детям, при помощи иллюстрации динамичных образов. Немаловажным аспектом традиционного звукоряда являлось исполнение наигрышей учениками ансамбля на традиционных народных инструментах. Также сказки принесли большую пользу для рассказчиков в части работы с диалектом.

Бесценными для учеников стали творческие встречи на электронных площадках с ведущими специалистами по нашему виду творчества. На этих встречах воспитанники узнали для себя много нового, получили импульс для новых свершений в изучении нашей традиции, а также ощутили сопричастность кругу выдающихся профессионалов своего дела.

Без знания прошлого нельзя понять настоящего. Очень хочется, чтобы богатейшее наследие нашего фольклора продолжало жить, изучаться и тонко вплеталось в современную культуру.

Ольга СПИРЯЕВА, педагог дополнительного образования центра развития творчества детей и юношества «Гермес»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt