Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Музыка моего призвания. Как сберечь хрупкий мир особенных детей

Учительская газета, №47 от 20 ноября 2018. Читать номер
Автор:

В душе каждого человека живет музыка. У кого-то простенькая мелодия из четырех звуков, у кого-то симфония из сотен голосов. А какими мелодическими оттенками можно воспроизвести музыку призвания в профессии «педагог»?

Для меня педагог – это человек, который может расслышать музыку, идущую из сердца каждого ребенка, расслышать ее сквозь множество помех, дикого шума, который производит современный мир. Расслышать и воплотить: помочь ребенку самому ее спеть, сыграть. Соединить его голос с голосами других детей и создать ансамбль, в котором будет много разных голосов – от самых простых до самых сложных, но ни одного лишнего.Я работаю с необычными детьми. Тонкий, хрупкий детский мир у моих учеников во много раз более уязвимый, скованный ограниченными возможностями здоровья. У многих из них музыка сердца слышна очень ярко, вот только инструмент разбит или расстроен. К сожалению, с каждым годом приходит все больше таких детей, которые «не звучат», наглухо закрыты от мира. В то, что за этой маской живет душа, приходится веровать смиренно и терпеливо. И вера побеждает, когда звучит для мира человек, казалось бы, обреченный на тотальное одиночество.В клубе «Журавушка» Дворца творчества имени Н.К.Крупской города Новокузнецка созданы условия для позитивной социализации особых детей. Прежде всего это открытая и доброжелательная атмосфера, в которой оттаивают растерянные, усталые родители особых детей, успешно развиваются сами дети, естественно чувствуют себя здоровые дети в одном коллективе с особенными.Инклюзивное образование в клубе основано на освоении детьми комплекса предметов. Я веду три программы: «Природа. Музыка. Успех», «Я и флейта», «Художественная речь». Результатом освоения программ являются клубные праздники, музыкальные гостиные, большие спектакли, в которых участвует до 50 артистов. Помимо этого выпускаются небольшие спектакли на малой сцене, рассчитанные на одну-две группы детей. Во всех этих спектаклях звучит живая музыка, исполняемая детьми под моим руководством. В творческом сотрудничестве с другими педагогами клуба – режиссером, музыкантом, дефектологом, психологом – можно достичь почти невозможных результатов.Работая в клубе детей с ограниченными возможностями здоровья, я могу для них быть человеком, верящим в них самих, в то, что с каждым из них у нас может состояться встреча на уровне личности, которая многое изменит к лучшему. Могу быть другом, помощником. А может быть, стану музыкантом-волшебником, Дедом Морозом, папой Лисом или папой Карло, Сказочником, рядом с которым жизнь становится праздником? Но и этого мало! Нужно быть музыкантом, поющим и играющим на самых разных музыкальных инструментах: скрипке, флейте, фортепиано, ударных инструментах, балалайке. И даже автором детских музыкальных сказок и стихов, которые разыгрываются вместе с учениками, актером и режиссером детских спектаклей.Музыка – это открытие новых миров. И я непрерывно совершаю его в жизни и профессии. Сначала мир открылся мне через театр. В старших классах буквально жил в народном театре «Зеркало». Окончил с отличием Кемеровский институт культуры по специальности «режиссер любительского театра». Педагогику как искусство открыл в вальдорфской школе Новокузнецка, пройдя в ней путь от воспитателя до основного учителя класса. Каким волшебством превратить большой класс в единый организм, где каждый ребенок будет ощущать себя незаменимой частью целого? Как обучать одновременно разных по уровню развития и способностям детей? Как сделать урок, день, неделю, год живыми, дышащими, естественными для учителя и детей? Как учить, самому непрерывно учась и делясь с детьми радостью своих открытий? Как сделать так, чтобы понятия «школа» и «счастье» стали синонимами? Все эти открытия я совершил для себя еще в XX веке. А с начала XXI века применяю их в качестве педагога дополнительного образования.Помимо вопросов, чему, как, с какой целью учить и воспитывать, для меня еще очень важен вопрос: во имя кого все это делать? Чтобы ответить на него, я окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт и получил диплом бакалавра педагогики.В жизни я совершал для себя открытия в разных профессиях. Работал маляром, промышленным альпинистом, актером, помощником режиссера, певчим в церкви, педагогом театра, музыки, директором воскресной школы. Но профессия педагога дополнительного образования стала открытием в понимании моего призвания.Музыка – это энергия! Это мысль, выраженная звуками, это возможность изменить мир к лучшему. Мои воспитанники – победители и лауреаты конкурсов и фестивалей – находят себя не только в творчестве, но и в жизни. Ведь я стремлюсь вырастить не великого музыканта, а человека с большой буквы, который способен к созиданию. Поэтому важной частью жизни коллектива являются социальные акции: спектакли о вечных ценностях на городских площадках, выступления с концертами в домах престарелых, детских домах. Это возможность подарить радость тем, кто в этом нуждается, стать лучше, добрее, человечнее.Музыка – это гармония человека с самим собой и природой. Новые силы и вдохновение дают путешествия. Занятия пешим и велосипедным туризмом позволили мне прикоснуться к красоте Поднебесных Зубьев, Хакасии, Горного Алтая.Музыка – это краски жизни! Она очень разная – бодрая, лирическая, возвышенная, глубокая. Вся моя жизнь раскрашена яркими красками музыки детства, ведь я отец семерых детей. Мои дети первые помощники в ремонте, в огороде, домашней работе. В походе поставить палатку, распилить бревно, разжечь костер они могут уже лучше меня. В церковном хоре успешно заменяют взрослых певчих. В «Журавушке», среди особых детей, они моя надежда и опора. Не только потому, что могут взять на себя самые трудные роли, но и потому, что научились понимать, уважать, ценить этих детей, дружить с ними. Случилось так, что мне и моим детям не понаслышке знакомы и близки проблемы особых детей.Семью объединяет общее понимание сути профессии «педагог». Моя мама – учительница русского языка и литературы. Моя дочь Анна окончила школу с золотой медалью, сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов и поступила в Кемеровский государственный университет по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».Я педагог клуба детей с ограниченными возможностями здоровья, отец семерых детей, и вся моя жизнь проходит рядом с чудесным, хрупким, удивительным детством. Я хочу сохранить его, сберечь его природу и дать возможность каждому моему ученику почувствовать себя счастливым человеком независимо от каких бы то ни было жизненных обстоятельств. Клуб детей с особенностями развития «Журавушка» был и остается большой и дружной семьей для многих детей, их родителей и педагогов. И ощущение творческого полета, свободы мысли, проявления себя в искусстве, в совместной деятельности помогает обрести крылья. Уже 25 лет гимн клуба «Журавушка» убеждает всех в том, что «каждый носит крылья за плечами, нужно только захотеть взлететь…».

Моя жизнь и работа неразрывно связаны и составляют в своем единстве музыку моего призвания!

Досье «УГ»Андрей Борисович Меш – педагог дополнительного образования Дворца творчества им. Н.К.Крупской города Новокузнецка, учитель высшей квалификационной категории. 22 года своей жизни посвятил детям с ограниченными возможностями здоровья. В 2017 году стал лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в Кемеровской области, в 2018 году – победителем областного этапа XIII Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ. Андрей Борисович награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», медалью Кемеровской области «За веру и добро».

Кемеровская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту