search
main
0

Музыка – лекарство для души,. или Как помочь детям стать счастливыми?

Каждый из нас хочет, чтобы его ребенок был счастлив, получил хорошее образование, нашел достойную работу. Современные молодые люди, дети успешных родителей, оканчивая элитные английские спецшколы или продвинутые физико-математические лицеи, свободно владеют английским, с легкостью решают математические уравнения и чувствуют себя как рыба в воде в Интернете. Но вот счастливы ли они? Судя по количеству самоубийств в подростковой и молодежной среде, новое поколение страдает от депрессии, душевной пустоты и тотального одиночества. Попытки найти счастье в виртуальном мире зачастую оказываются неудачными. Можно ли помочь нашим детям? Вполне, если в корне изменить отношение к предметам художественно-эстетического цикла, перестать считать музыку, МХК и изобразительное искусство второстепенными, а значит второсортными. Так, качество жизни напрямую связано с индексом счастья. Примечательно, что наиболее высокие показатели этого индекса помимо высокоразвитых Нидерландов и Норвегии, где большинство жителей поют в хорах, оказались у… африканских стран, как известно, отличающихся хоть и примитивной, но музыкальностью.

Кстати, у наших предков – древних русичей – главными предметами были пение, чтение и грамота. Причем именно пению отводилась первостепенная роль. Падение уровня музыкальной и эстетической культуры сказалось не только на моральном облике подрастающего поколения, но и на его душевном здоровье. Об этом, а также о перспективах развития музыкального образования, о недопустимости сокращения часов предметов художественно-эстетического цикла более четырех часов говорили на слушаниях в Общественной палате РФ «Творческое развитие личности в музыкальной науке, искусстве и образовании: пути взаимного содействия» (см. «УГ» №7 от 14 февраля 2012 года). Открыл заседание председатель президиума Российской ассоциации содействия науке Евгений Велихов, его соведущим была заместитель председателя Комиссии по образованию Общественной палаты доктор педагогических наук Любовь Духанина.Спасение от агрессии Музыка способна излечить, успокоить, спасти от агрессии. Об этом говорила в своем выступлении ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии Психологического института РАО Алла Торопова.- Уже доказано, что музыка относится к числу нелекарственных способов лечения, – заявила Алла Владимировна. – Уже есть фундаментальные исследования, подтверждающие лечебный эффект от музыкальных занятий и просто от прослушивания музыки. Человек, не обладающий музыкальной культурой, страдает от скудости чувств. Как правило, он испытывает либо довольство, либо агрессию, то есть ему доступны лишь грубые переживания. Вообще музыка всегда была способом сохранения человеческого в человеке. Занятия музыкой в детстве помогают человеку в будущем выработать психологическую устойчивость к стрессам, делают его более терпеливым.Заведующий пре- и перинатальным отделением здоровья детей научного центра РАМН Михаил Лазарев высказался о необходимости создания профессиональными композиторами дородовой музыки, той, которую ребенок будет слушать, еще находясь в материнском животе.Эдуард Абдуллин, председатель совета Общероссийского общественного фонда «Художественное образование и культура», заявил, что в стране «отсутствует четкая, внедряемая в жизнь государственная политика в области художественного образования:- Два года назад в общем музыкальном образовании создалась небывалая прежде в истории России ситуация, связанная с угрозой перевода предметов искусства в разряд дополнительного образования, разумеется в основном платного. Только благодаря открытому письму членов попечительского совета нашего фонда, опубликованному в «Учительской газете», это решение было остановлено.Эдуард Борисович также отметил снижение статуса уроков музыки, в первую очередь из-за приказа Министерства образования о безотметочном обучении предметами искусства от 03.12.2003 года.Для того чтобы этот статус был восстановлен, необходимо, чтобы предметы искусства, музыки заняли прочное место во всей основной школе, вплоть до девятого класса, – убежден Эдуард Абдуллин.Тревогу у Абдуллина вызывает и тот факт, что из школьной жизни уходят хоры.Важной особенностью слушания было то, что говорили не только о насущных проблемах и болевых точках музыкального образования, но и о перспективах его развития, об огромном воспитательном потенциале предметов художественно-эстетического цикла. Так, профессор кафедры музыкального образования Московского государственного университета культуры и искусств Лариса Майковская в своем выступлении рассказала о возможностях музыкального образования в воспитании толерантного отношения к миру.- Изучая музыкальные предпочтения и вкусы разных социальных групп, психологи выяснили, что музыкально образованные люди тяготеют к плюрализму, они и в политике, и в социальной жизни придерживаются либеральных воззрений, – отметила Лариса Станиславовна, сославшись на исследования Бентани Брайсона. – Ученые Fucci, Petrosino Banks, Zaums подтверждают, что большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание между разными слоями общества. А одним из кирпичиком прочного социального мира может быть широкое и всеобщее музыкальное образование, психологически сближающее людей и обращающее «чужое» в «свое». Таким образом, музыкальное искусство помогает установлению толерантных открытых отношений между людьми, народами и странами.Декан музыкального факультета МПГУ Павел Анисимов обеспокоен состоянием музыкальной культуры в современной России. Павел Васильевич рассказал о том, что в МПГУ на базе музыкального факультета открыта кафедра ЮНЕСКО и учрежден с согласия дочери Дмитрия Кабалевского Марии Кабалевской международный конкурс «Учитель музыки XXI века» им. Д.Б.Кабалевского. Он убежден, что необходимо вернуть программе по музыке, разработанной под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского, ведущую роль и достойное место среди других музыкально-образовательных программ.Автор учебников по музыке доктор педагогических наук Юлий Алиев, говоря о задачах современного музыкального образования, заявил, что «человек, оканчивающий школу, должен ориентироваться в музыке».Особая тема – электронное музыкальное творчество. С развитием компьютерных технологий появилась возможность обновить, расширить возможности музыкально-творческой деятельности. Однако отношение к ним в музыкальной среде разное. Этой проблеме посвятил свое выступление Игорь Красильников, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института художественного образования:- Электронное музыкальное творчество в образовании развивается в России с 2002 года, однако не все в этой сфере складывается беспроблемно. Новое всегда встречает сопротивление. Успехи нашего движения нередко вызывают ревность у коллег-музыкантов. С одной стороны, ими признается привлекательность электронных музыкальных инструментов, а с другой – зачастую выражаются сомнения: а приводит ли данное обучение к качественным показателям, не является ли оно тупиковым, непрофессиональным? Ошибочно мнение, что обучение по синтезатору или музыкальному компьютеру некачественное. Сохранить уникальную концепциюВесьма острым и полемичным было выступление доктора педагогических наук, академика РАО, директора Института художественного образования Людмилы Школяр.- Спасти искусство в школе, – считает она, – мы можем только конкретными делами, имеющими результат, который доказывает невозможность исключить искусство из жизни ребенка, школьника, студента, проявляющийся в наличии культуры, положительном воздействии на успеваемость по другим предметам, укреплении духовного общения в семье. А вот программу Кабалевского, по мнению Школяр, спасать не надо, ибо большое количество учителей работают и будут работать по этой программе, так как в ней заложена уникальная концепция преподавания музыки, раскрывающая ее природу и закономерности. И все программы, которые считаются современными, базируются на идеях научной школы Д.Б.Кабалевского. Доктор психологических наук, профессор Александр Мелик-Пашаев подчеркнул важность для формирования личности ребенка всех искусств, заметив, что «влияние музыки наиболее интенсивно и непосредственно»:- Как особую ценность надо отстаивать  дисциплину «Мировая художественная культура», никакие трудности в преподавании этого предмета не могут перевесить его значимость и уникальность.Не забыли на слушаниях и об учителях музыки, тех, кому непосредственно приходится сталкиваться с последствиями нововведений и реформ в области музыкального образования. Так, учитель музыки Ломоносовской школы Артур Заруба, учитель года России-1992, отметил недопустимость уменьшения часов по музыке.Примечательно, что на слушаниях присутствовала дочь Дмитрия Кабалевского Мария Кабалевская:- Я признательна всем за то, что услышала так много хороших слов о моем отце, и поддерживаю идею о необходимости объединения всех наших усилий, чтобы отстоять предметы художественно-эстетического цикла в средней школе.На слушаниях в Общественной палате выступила также первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, отметившая, что после публикации письма деятелей науки, культуры и искусства «Учительская газета» стала площадкой для обсуждения проблем преподавания в школе предметов художественно-эстетического цикла:- Мы готовы и дальше продолжать дискуссию, дабы остановить вымывание художественных дисциплин из средней школы. Ирина Димова предложила обсудить эту тему на одном из заседаний Общественного совета при Минобрнауки РФ.P.S. Полный текст упомянутых в статье выступлений можно прочитать на сайте www.ug.ruПо итогам слушаний Общественная палата РФ выработала ряд рекомендаций Минобрнауки РФ. Среди них:    считать общее музыкальное образование важной и обязательной частью всестороннего гармоничного развития личности на всем протяжении обучения и воспитания в начальной и основной школе, что необходимо подчеркнуть в законе «Об образовании в РФ» и ФГОС;    сохранить в основной и профильной школе гуманитарной художественно-эстетической направленности предмет «Мировая художественная культура» с активным включением в его содержание музыкального искусства и осуществлять эту работу с привлечением учителей, имеющих специальную подготовку;    не допускать преподавание музыки в начальной и основной школе учителями, не имеющими соответствующей квалификации: специалист – учитель музыки – бакалавр педагогического образования с профильной музыкально-педагогической подготовкой. Ограничить сферу музыкально-педагогической деятельности учителей начальных классов проведением уроков в малокомплектной школе.А что думаете вы по поводу музыкального образования в современной школе? Оставьте свои комментарии на сайте в рубрике «Проблемы и решения».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте