В Крыму победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2023 году стал Евгений Аршанский – учитель музыки Советской средней школы № 1. Работу музыкального педагога он считает своим призванием и продолжением семейной династии. Евгений Семенович рассказал о своем участии в профессиональных состязаниях и о месте музыки в воспитании школьников.
Мир музыки открылся для Евгения Семеновича еще в детстве, когда он участвовал в концертах детского садика, обучался игре на пианино и пению в хоре феодосийской ДМШ. По окончании музыкальной школы поступил в Симферопольское музыкальное училище им. П.И. Чайковского. После армии он в течение 15 лет преподавал теорию музыки в ДМШ поселка Советский, где до сих пор живет с семьей. Педагог учит воспринимать музыку так, чтобы она воздействовала на душу ребенка, делая ее лучше и чище. Иногда сочиняет песни и стихи. По словам учителя, любовь к литературе унаследовал от отца, учителя русского языка, корректора и внештатного корреспондента газеты «Крымская правда». Евгений Семенович рассказывает: «Мир музыки – это весь мир, окружающий меня. Ведь неспроста в моей песне, которую я написал о кабинете музыки, есть такие строки:
Евгений Аршанский любит театр. Он сочинил детский мюзикл про Незнайку, а также играет на разных музыкальных инструментах. По его словам, жизнь заставляла брать в руки тромбон, тубу, аккордеон, сопилку, гитару, блок-флейту, саксофон. Педагога нередко спрашивают, какую музыку он любит. Как настоящий профессионал и в то же время поклонник этого вида искусства Евгений Семенович охотно отвечает: «Разную. Тут и джаз, и классическая, и эстрадная, народная и рок, барды и французский шансон… спектр интересов большой. Главное, чтобы она трогала сердце и радовала душу».
По словам учителя, музыка для него – как море для дельфина. «Я бесконечно благодарен Создателю за то, что настроил меня в нужной тональности в жизни и не позволяет отклоняться в другие. Сколько помню себя, постоянно я в окружении детей. Не представляю себя без них», – отмечает Евгений Аршанский. Педагог рассказал Сетевому изданию об участии в профессиональном конкурсе «Учитель года», где стал единственным учителем музыки среди финалистов, и о своей работе.
– Расскажите, как проходил республиканский этап Всероссийского конкурса, кто помогал вам готовиться?
– Республиканский конкурс проходил в три этапа. Первый — по школам моего района. Я давал урок в соседней школе, а перед этим писал эссе на тему «Я учитель». Вдобавок, перед жюри мы, конкурсанты, проводили мастер-класс. Второй этап предполагал написание эссе в столице Крыма. Тему выбрал компьютер, рандомно. Она звучала так: «Привлекай, удивляй, фантазируй!». А третий этап был очень ярким и запомнился в мелких деталях. Апрель, Алушта, солнечная погода, пятизвездочный отель RIVIERA SUNRISE, где мы прожили четыре очень насыщенных дня. Торжественное открытие, конкурсный урок, воспитательное мероприятие «Разговор о важном», мастер-класс и, наконец, проблемный разговор с большой аудиторией, включая жюри, конкурсантов и гостей отеля в конференц-зале.
Помощь в подготовке к конкурсу мне оказывали и коллеги, и завуч моей школы Марина Петровна Аксютец, и даже жена. Но особо выделю мою наставницу, методиста по предметам искусства в Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования Ольгу Алексеевну Ромазан.
– А как готовитесь к федеральному этапу состязаний?
– Подготовка к федеральному этапу проходит по намеченному плану, в расчетные сроки, очень доступно и грамотно. И даже весело. Четыре дня мы общались в рамках видеоконференции с кураторами, организаторами, разработчиками конкурса. Перед нами выступила целая плеяда уже прошедших подобные испытания учителей, которые становились лауреатами конкурса в предшествующие годы. Нам давали советы, проводили мастер-классы, показывали пути достижения тех целей, которые ждут нас в сентябре.
– На ваш взгляд, что дают профессиональные конкурсы участникам?
– Профессиональных конкурсов много. Они все разные, но преследуют одни цели — совершенствование мастерства, расширение кругозора, знакомство с интересными людьми и их методиками. Но я более всего ценю возможность обрести уверенность в себе, еще раз утвердиться в правильности выбранного жизненного пути.
– Зачем, по вашему мнению, детям изучать музыку? Должна ли она быть обязательным предметом в школе?
– Для меня этот вопрос равнозначен вопросам «Зачем дышать?», «Зачем любить?», «Зачем жить?». Сама музыка легко на него отвечает: «Нам песня строить и жить помогает…», «Верни мне музыку, без музыки тоска…» и тысячами подобных слов! Сама история помогает понять, для чего нужно изучать это великое искусство. Людвиг ван Бетховен даже оглохнув, продолжал сочинять и создал самые грандиозные свои творения. А дети порой чувствуют и воспринимают музыку лучше взрослых.
Формулировка «изучать музыку» несколько не точна, на мой взгляд. Мы учим детей прежде всего чувствовать красоту, которую дарит музыка, понимать ее смысл. Знакомим с выдающимися музыкантами и произведениями, с историей музыки. А для изучения ее структуры и законов ее создания существуют другие заведения, к примеру, детская музыкальная школа.
Да, музыка должна быть таким же обязательным предметом в школах, как математика или литература – как все, которые необходимы для обучения и воспитания современного гражданина нашего государства. Я вижу школьную программу в образе бриллианта, каждая грань (школьный предмет) которого должна быть тщательно отшлифована. Только тогда он станет по-настоящему ценным.
– Какие произведения должны быть обязательны для изучения школьниками?
– Разные. Но обязательно такие, которые воздействуют на душу ребенка, вызывая сопереживание, сострадание, восхищение, удивление и море других эмоций. Ибо, музыка — искусство эмоциональное.
– Как научить детей любить музыку? Всем ли доступно ее понимание?
– Личным примером. Уже в утробе матери ухо ребенка слышит звуки. Что слушает мама, что поет, — все воспринимает младенец. Это и создает его будущую натуру… В школе моя задача – сформировать тот нравственный стержень его души, который будет всю жизнь определять и музыкальный вкус, и стилевые приоритеты. Понимать музыку могут все.
– Встречали ли вы людей, которые не любят музыку?
– Не встречал. Уверен, таких людей нет. Если кто-то говорит, что не любит музыку, на самом деле ведет речь не о музыке вообще. Она является настолько неотъемлемой частью нашей жизни, что человек даже не осознает ее значения. Ведь она пронизывает буквально все, что связано с нашим миром. Утверждающие свою нелюбовь к музыке при этом могут увлекаться, например, детективными фильмами. А в них обязательно есть музыкальное сопровождение, которое как раз и создает тот накал адреналина или азарт, вызывающий их интерес. Возможно, они не понимают классическую музыку или народную аутентичную… Ну не научили их в свое время. Таких много. Но музыка в целом – это настолько обширный океан, у которого столько морей, рек, озер или махоньких ручейков, что не воспринимать хотя бы какую-то ее часть немыслимо.
В 2007 году Евгений Аршанский окончил Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова. За время своей работы награжден Премией Автономной Республики Крым, 2009 г.; Знаком «Работник образования года», 2009 г.; грамотой Верховной Рады Украины, 2009 г.
Евгений Семенович уверен, что именно музыка через творчество приближает человека к Всевышнему. Творить – вот главная задача человека в искусстве. Евгений Аршанский не стал концертирующим музыкантом, как мечталось в юности. Но, работая с детьми и приобщая их к музыке, педагог ощущает себя постоянно на сцене, в образе. С читателями Сетевого издания «Учительская газета» педагог делится словами из недавно сочиненной песни:
«Мы все – дети на планете этой сказочно большой.
Мы все твердо верим в то, что все тут будет хорошо.
Мы все вечно задаем вопрос и вечно ждем ответ.
Мы все постоянно просим то, чего на свете нет».
Комментарии