Метапредметная олимпиада для учителей
Как-то вечером мне пришло по электронной почте письмо с таким содержанием: «Вы же мужчина! Вот и примите участие в конкурсе «Мужская профессия». До этого момента я и не знал, что в России проходят такие мероприятия. Посмотрел условия, показались они мне очень сложными, но я же мужчина и еще учитель, вот и решил попробовать. Первый этап заочный. Написал резюме, ответил на вопросы. Кстати, они заставили меня задуматься. Почему я принимаю участие в конкурсе «Мужская профессия»? Каково мое главное профессиональное достижение? Какую профессиональную проблему мне пока не удалось решить? Попытался ответить очень емко и лаконично.
Честно говоря, рутина повседневных дел закрутила, и я забыл, что отправлял материалы на конкурс. Пришло письмо: «Поздравляем с выходом в очный тур конкурса «Мужская профессия». Мы решили дать вам возможность ближе познакомиться со Школой имени А.М.Горчакова и сделать конкурс «Мужская профессия» более интересным и полезным для вас с профессиональной точки зрения, добавив в него встречи с учителями школы и приглашенными экспертами. Все события мы объединили под названием «МЕТАконференция» (речь-то на конкурсе будет идти в основном о метапредметных навыках). Будет возможность – участвуйте во встречах, задавайте вопросы, делитесь опытом!» «Вот здорово!» – подумал я и решил предложить свое выступление. У нас давно работают прекрасные программы летних экспедиций, зимних школ, международных олимпиад, которые, на мой взгляд, как нельзя лучше развивают метапредметные навыки.
Павловск нас встретил ранним утром моросящим дождиком. Спокойное, уютное место, мы прошлись по аллеям парка, сфотографировали крепость Бип, полюбовались старинными домами известных особ и вышли к зданию дачи А.П.Брюллова. В этом здании и расположилась Школа имени А.М.Горчакова.
В школе учатся только мальчики и работают учителями в основном мужчины. Образовательное учреждение создано двадцать лет назад по инициативе местного предпринимателя Сергея Эдидовича Гутцайта. При наших встречах он неоднократно повторял одну очень важную мысль: «Главные и бесценные вложения могут быть только в образование!»
Традиции школы удивляют и восхищают. Мальчишки играют на музыкальных инструментах: волынке, органе, фортепиано… Они не сидят в телефонах, а на книжных полках у них произведения маститых классиков и модных современных писателей. И дети читают…
Каждый год ребята участвуют в образовательных путешествиях по России и миру. На стене школы можно увидеть фотографии, сувенирные тарелки и рисунки по мотивам путешествий. Родители обязаны посещать уроки, определенное количество, участвовать в педсоветах. А все уроки в школе открытые. Результаты оцениваются по накопительной системе: суммирование баллов по предмету. Отличное здоровое питание, несколько вариантов развивать свои физические кондиции. Главный принцип: учить детей должны разные учителя! Но к педагогам подход особый, попасть на работу в школу очень сложно, но если ты действительно талантлив и у тебя есть амбиции, то попытаться можно. Дополнительные занятия, кружки, а их очень много, ведут приглашенные специалисты. Именно поэтому в школе дети играют на волынке, а по вечерам рубятся в го – самую сложную и «человечную» игру на планете.
Мне понравилась учительская. Это место, где работают директор, учителя и… ученики, для них выделены компьютеры, столы. Отдельного кабинета у руководителя нет, и все свои дела он решает в учительской.
Атмосфера в школе потрясающая, в воздухе витают добро, счастье и жажда знаний. Мною не было замечено ни одного угрюмого, подавленного учителя, ни одного обиженного, забитого ученика. Наоборот, все было открыто для общения и получения удовольствия от процесса познания.
Это идеальное место для проведения МЕТАконференции. Кирилл Прудников, заместитель директора Школы имени А.М.Горчакова, поведал участникам о том, как организовать образовательное событие и оценить личностные качества. Дополнением к его рассказу стало выступление Евгения Личкина, учителя английского языка из школы №1570 г. Москвы, «Образовательное событие как инструмент развития функциональной грамотности и метапредметных компетенций». Удивил своим выступлением Василий Кузнецов, учитель истории из Лицея НИУ ВШЭ, «Ролевые и деловые игры как пространство формирования метапредметных навыков». Роман Шеренков, учитель обществознания, рассказал об опыте внедрения экспериментального метапредметного класса в лицее.
Отличный мастер-класс по формированию универсальных учебных действий продемонстрировал учитель физики Школы имени А.М.Горчакова Валентин Воронов. Геннадий Старунов, учитель ОБЖ школы на Юго-Востоке г. Москвы, поведал участникам о том, как сделать школу необыкновенной. Об использовании форм современного искусства в качестве образовательного продукта рассказал Максим Расторгуев, учитель МХК из школы «Дуплекс» г. Перми.
Александр Кузьмин, директор Школы имени А.М.Горчакова, эксперт конкурсов «ТОПШкола», «Школа» (Рыбаков Фонд), поведал нам о горчаковских лайфхаках при подготовке заявки и проекта на грантовый конкурс. В завершение конференции состоялся круглый стол с основателем компании Tensy «Р2Р обучение: прошлое или будущее?».
Первый очный этап конкурса представлял собой контрольную работу для учителей. Нужно было написать эссе на заданную тему и решить три метапредметные задачи. Ручку не держал много лет подряд, из-за этого пальцы скручивает судорога. Немного тесновато за партой. Из-за того, что чего-то недоучил, что не успеваешь за отведенное время качественно выполнить упражнения, чувствуешь себя двоечником. Мы сравнивали разделы, касающиеся метапредметных результатов, в редакциях существующего ФГОС ООО и проекта ФГОС ООО, заполняли таблицу, делали выводы, анализировали и интерпретировали диаграмму исследования успешности различных факторов, влияющих на образовательные результаты учащихся, составляли тезисный план. И важной частью контрольной работы было написание эссе. Тема на первый взгляд простая: «Что такое школьный проект?».
Пока компетентное жюри оценивало наши работы, мы смогли пообщаться с удивительным человеком, основателем Школы имени А.М.Горчакова Сергеем Эдидовичем Гутцайтом. Было интересно и познавательно. Таких бы предпринимателей больше, понимающих и смотрящих в будущее.
Прогулки по улочкам небольшого городка Пушкина, Царское Село, лицей, Большой Екатерининский дворец, Гостиный Двор, Московские ворота, Белая башня, Арсенал, соборы подарили нам незабываемые эмоции праздника души, прикосновение к далекой истории принесло массу ярких запоминающихся впечатлений, спокойствие, одухотворение и радость.
Финал. Нас шестеро, представляем разные регионы и разные предметные области. Все очень легкие в общении, интересные и глубокие люди, влюбленные в свое дело. Открытый урок. Темы названы. Время определено.
Отличную групповую работу продемонстрировал учитель обществознания Роман Широков на уроке в 7‑м классе «Как работает предприятие в условиях конкуренции?». Антон Седов, учитель литературы, поведал семиклассникам о том, что делать, если в доме завелось привидение. Читали, осмысливали, выдумывали свои персонажи и места действия. Спасибо рассказу О.Уайльда «Кентервильское привидение». Геннадий Старунов на практических примерах показал, что делать, если на территории школы появился посторонний. Разыгрывали всевозможные ситуации, отрабатывали действия. Было интересно и немного забавно. На своем уроке «Механические волны» я попробовал на примерах из природы, литературных произведений показать красоту физики и ее применимость. Мы говорили о поведении медуз перед штормом, путешествовали в музей блокадного Ленинграда, экспериментировали и проектировали. Молодой учитель истории из Бердска Егор Рублев на примерах, переживших перестройку, выстроил объективные и субъективные критерии оценивания того периода. Завершал учебный день Максим Расторгуев уроком «Перформанс – провокация». Как красиво и изящно он показал связь современного искусства с классическим, а дети создали свои уникальные представления!
Председатель жюри Людмила Серикова, начальник Департамента образования города Перми, и Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ (Москва), поделились своими впечатлениями после увиденных открытых уроков. Называлось это действо «Полеты во сне и наяву: МЕТАморфозы современного учителя».
Школьники одарили нас музыкальными подарками, и в реальном времени началось подведение итогов. 22 мнения большого жюри, составленного из приглашенных экспертов, родителей учеников, учителей и выпускников Школы имени А.М.Горчакова. На наших глазах вскрывались конверты, а на большом экране высвечивался рейтинг учителей…
В Санкт-Петербурге в нашей культурной программе значилось посещение Музея современного искусства. Первоначально для меня это образовательное событие виделось таким, как его культурно показали артисты из фильма «О чем говорят мужчины», но это оказалось абсолютно не так. Меня озадачили картины и арт-объекты, которые были представлены в музее. Дополненная реальность и работы победителей конкурса парикмахеров, космические фотографии и цифровое искусство, объемные инсталляции и нереальная живопись – все тонко, красиво, неоднозначно и поэтому интересно.
Традиционно к празднику Дня защитника Отечества Школа имени А.М.Горчакова (Павловск, Санкт-Петербург) подводит итоги конкурса «Мужская профессия». Первое место в нем занял я, Андрей Семке, учитель физики СОШ №19 поселка Степной Ейского района Краснодарского края. И безмерно этому рад. Второе и третье места заняли учителя из московских школ Геннадий Старунов и Антон Седов.
Андрей СЕМКЕ, учитель физики школы №19 пос. Степной, Ейский район, Краснодарский край
Комментарии