search
main
0

Мужчина в школе лучше всего смотрится даже не в директорском кресле, а в классе, среди учеников

Нет, не перевелись еще настоящие мужчины в российском образовании!И значит, слухи об отсутствии у него перспектив сильно преувеличены. Разумеется, делая такое заявление, я не имею в виду сильную половину образовательного управленческого аппарата. Кого-кого, а мужчин-чиновников в России всегда хватало. И сегодня, несмотря на декларируемое гендерное равенство, наблюдается их значительное численное превосходство.

Однако засилье мужского элемента в государственных структурах не сделало ни экономику нашу более устойчивой, ни общественную жизнь и тем более систему образования более гуманной и разумной. Напротив, прорвавшийся к власти мужчина становится все более опасным для общества явлением. Причина понятна: при продвижении наверх мужчина, нацеленный на карьеру, вынужден ежедневно идти на сделки с совестью. Кому-то это труднее дается, кому-то легче, но все двигаются вверх по лестнице, ведущей вниз – в нравственном плане. Причем такая тенденция наблюдается не только в России (яркий пример тому – недавний суд над Сильвио Берлускони).

И напротив, успешнее других развиваются страны, где ключевые сферы возглавляют женщины. Почему, скажите, Германия, уже несколько лет руководимая Ангелой Меркель, оказалась наиболее устойчивой к кризисам и стала, по сути, единственным гарантом европейской стабильности? Вероятно, потому, что материнский подход к согражданам, основанный на древнем женском инстинкте (всех накормить, обо всех позаботиться, никого не забыть), работает в социальном плане гораздо успешнее, чем не менее древний мужской инстинкт: любой (природный, человеческий, военный, административный) ресурс использовать прежде всего для личного обогащения. Не торопитесь обвинять меня в феминизме. Далее станет понятно, что я отношусь к представителям противоположного пола с большим уважением. Разумеется, не ко всем подряд.  Если мужчины-политики доверия не вызывают, то во всех остальных сферах и отраслях народного хозяйства мужчины-профессионалы ценятся на вес золота. Видеть мужчину в школе особенно приятно. Причем лучше всего он смотрится не в директорском кресле, а в классе, среди учеников. Не умаляя роли женщины в деле воспитания и просвещения, хочу подчеркнуть: мужчина, одаренный в педагогике, может дать детям (а значит, всему обществу и государству в целом) намного больше, чем столь же одаренная женщина. Вот тут у женщин и мужчин абсолютно разные весовые категории. И тягаться с сильным полом трудно, с этим согласятся, наверное, все женщины-педагоги. Не случайно поэтому учителя-мужчины гораздо чаще становятся победителями профессиональных конкурсов. Потенциал у них выше и мощнее, это нужно признать. Не располагая полными социологическими выкладками, опираясь исключительно на свой профессиональный опыт и отчасти на интуицию, могу сказать: хоть медленно, но мужчины в школу возвращаются (написав эти слова, я суеверно стучу по дереву). Мой оптимизм отнюдь не беспочвен. Совсем недавно я была по заданию редакции в Кировской области. За полдня мне посчастливилось общаться с пятью мужчинами-педагогами, причем не с первыми попавшимися, а суперпрофессионалами, каждый из которых достоин отдельной большой статьи. Именно тогда я поймала себя на мысли, что в образовательной сфере не все так плохо, как мы привыкли говорить в последнее время.

С Дмитрием Скурихиным, абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Директор школы России 2011 года», лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года-2005», и Александром Шибановым, лауреатом недавнего «Учителя года-2012» (он, как и Дмитрий в свое время, вошел в пятнашку), я познакомилась два года назад. Разумеется, за это время успела многое услышать об их профессиональных и человеческих талантах. Знала, в частности, что Дмитрий не только автор учебников и множества статей в специальных педагогических изданиях (приятно отметить, что долгое время Дмитрий Скурихин вел авторскую колонку в постоянной рубрике \”Учительской газеты\” \”Директорский клуб\”), но и беспощадный сатирик (продолжает  традицию, заложенную в свое время Салтыковым-Щедриным, начинавшим свою карьеру именно в Вятке) и острый публицист. Кроме того, он пишет самую настоящую прозу – в июне нынешнего года его повесть «Протоплазма» была опубликована в литературном  журнале «Нева». И это только дебют! Готовится к публикации «Рэгги-роман» – остросюжетное повествование из жизни современной провинции. Лихо закрученная фабула,  перипетии жизни героев не отпускают читателя до самого финала, и те, кто прочел роман в рукописи, единодушны во мнении: более правдивого и безжалостного изображения сегодняшнего состояния российской глубинки не найти. Теперь Дмитрий Скурихин уже вовсю продумывает новую повесть – ее героем будет знаменитый автогонщик, участник «Формулы-1», потерявший в результате травмы обе ноги, но не сдавшийся, сумевший, будучи инвалидом, покорить олимпийский пьедестал. Умение побеждать и не сдаваться очень помогло Дмитрию во время конкурсов, своим опытом он щедро делится с младшими коллегами, которые начинают участвовать в профессиональных соревнованиях. Дмитрий даже создал сообщество лауреатов и победителей конкурса «Учитель года Кировской области», его деятельность направлена на развитие в регионе творческого движения среди педагогов. Работа сообщества далеко не формальна, и она уже дает свои результаты.  Не случайно Александр Шибанов смог заявить о себе в Липецке как о незаурядном педагоге. О нем тоже можно сказать много хороших слов, но главное, пожалуй, в том, что Александр по признанию его учеников является идеалом в отношении к себе, к людям, к знанию. Не случайно почти каждый 11-классник, с которым я беседовала, собирая материал для очерка об Александре, отметил важную черту своего педагога – он умеет увлечь, зажечь и повести за собой. Такое признание дорогого стоит.

С Игорем Рубановым, основателем  и руководителем Кировского областного центра дополнительного образования одаренных школьников, я познакомилась недавно, когда по просьбе Министерства образования и науки РФ готовила материал об одном из лучших на сегодняшний день учреждений, занимающихся развитием талантов. С первых же слов нашей беседы стало понятно, насколько сам Игорь Соломонович незаурядный  человек. Удивительно ли, что разработанная и созданная им система выявления и развития одаренности дает столь превосходные результаты. Основной секрет ее в том, что она сама для себя готовит кадры. В кировском центре реализована модель, в которой талантливая личность находит наилучшую сферу приложения сил и способностей – собственно, это и является основной целью, а не пресловутые победы в олимпиадах, которые педагоги воспринимают как «побочный» продукт образовательной деятельности. С самого начала (а оно было положено в 1985 году) Рубанов решил привлекать к работе со школьниками студентов, имеющих склонность к педагогической деятельности. В качестве вожатых они выезжали в летнюю школу и, получив там первый опыт (почти всегда положительный), охотно соглашались вести занятия в течение года. Возможно, на первых порах студентам не хватало опыта. Но зато во всем, что они делали, не было и следа рутины. Не было у молодых преподавателей ни усталости, ни пресловутого синдрома эмоционального выгорания. Была энергия, поиск, радость открытий. Было взаимопонимание со старшеклассниками. Совместная познавательная и исследовательская деятельность давала неожиданно высокие результаты, удивлявшие многих. Для организаторов же удивительного было мало: они знали, что если создать интеллектуальную среду и творческую атмосферу, то результаты ждать себя не заставят. Именно своей атмосферой, отличавшейся от прочих загородных лагерей, летняя многопредметная школа привлекала к себе и детей, и взрослых. Она никогда не испытывала дефицита кадров. Провести занятия с одаренными детьми в Кировскую область охотно приезжали и продолжают приезжать видные ученые из столичных вузов. В этом «питательном бульоне» созревало мастерство начинающих педагогов.  Так, из нескольких потоков студентов, привлеченных Игорем Соломоновичем, сформировалась достойная смена. Молодое поколение преподавателей, выросших из студентов и аспирантов, привлеченных Рубановым, сегодня основной состав успешной команды. На ее счету множество побед. Самым большим своим достижением коллектив ЦДООШ считает повышение престижа научной деятельности. Трудно сосчитать, сколько подростков города и области привлекли педагоги центра к интеллектуальным занятиям. Среди сегодняшних воспитанников наверняка есть те, кто возьмет со временем преподавательскую эстафету в свои руки. И это особенно радует. Пример, который подают им наставники, не может не вдохновлять. Не скучная обязанность, а любимое дело, не рутина, а творчество – разве не этого подсознательно ищет каждый, задумываясь о выборе профессии?

Константин Коханов, заведующий физическим отделением ЦДООШ, помнит свои первые впечатления от работы в летней школе, куда он приехал второкурсником – ему было 19 лет. Его коллега Вадим Сидоров, методист математического отделения,  попал в летнюю многопредметную школу сразу после окончания первого курса матфака педагогического института. Оба сегодня не представляют, где еще смогли бы более полно реализовать свои способности. Оба защитили кандидатские, учатся в докторантуре. Вадим является доцентом кафедры алгебры и дискретной математики Вятского государственного гуманитарного университета. Но все-таки главным делом своей жизни оба считают работу с одаренными ребятами. Кстати, что более всего удивляет в самом хорошем смысле: и Константин, и Вадим считают, что нынешнее поколение школьников намного лучше, чем прежнее. Сегодняшние старшеклассники, по их мнению, гораздо эрудированнее и воспитаннее, они лучше разбираются во многих вопросах, чем те, с кем приходилось работать 10–15 лет назад. И разве это не говорит о том, что у российского образования совсем не плохие перспективы? Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте