В Южном образовательном округе сегодня работают 123 музея, имеющих статус «Школьный музей», подтвержденных сертификатами Департамента образования.
Ежегодно в школах округа открываются и сертифицируются разнообразные по форме и содержанию музеи: военно-исторические, этнографические, исторические, истории образовательного учреждения, краеведческие, художественные, мемориальные, истории науки и техники, естественно-научные, культурологические, спортивные и другие, но 36% – это все-таки военно-исторические музеи. Во многих образовательных учреждениях созданы музейные комплексы, уголки боевой славы и выставочные экспозиции.Музею в образовательном учреждении необходимо иметь свою концепцию развития и воспитания юного музейного посетителя, социокультурную (досуговую) программу деятельности. Сменные выставки способствуют привлечению посетителей в музей. Продуманная программа таких выставок, привлечение СМИ, поддержка родителей, рекламная кампания дают возможность ребятам попробовать себя в настоящем, серьезном деле, приобрести жизненно необходимые навыки и умения. В современном музее необходимы разработки новых форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий, игровых программ и мероприятий. Новый инструментарий – информационно-коммуникационные и инновационные технологии (виртуальные выставки, интернет-конференции, исследования и проекты, дистанционные консультации, форум-дискуссии и многое другое) должны служить привлечению молодого поколения к вопросам истории Отечества, края и семьи. Музей служит средством самообразования самого педагога, средством поддержания его профессионального уровня. Школьный музей, его экспозиции, архивы могут быть полезны педагогам в повышении их уровня профессиональной компетенции и этики, а также помогут больше узнать, например, об образовательном учреждении, его традициях.Многие музеи образовательных учреждений начинали свою деятельность с проектной работы, с деятельности органов ученического самоуправления образовательного учреждения, творчества педагогов и учащихся, бережно собирающих интересующий их материал об истории школы, района, жизни ветеранов, посещающих школы, с инициативы родителей учащихся, которые изъявили желание оказать помощь школе в создании музея. В такой деятельности просматривается интеграция различных педагогических методик и технологий, направлений деятельности воспитательной работы: нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, эстетическое и трудовое воспитание, то есть комплексное воспитание и развитие детей и подростков.Особое место в системе патриотического воспитания занимает поисково-исследовательская и туристско-краеведческая работа, которая способствует развитию школьных музеев, прежде всего краеведческого профиля. Именно эта работа аккумулирует в себе особенно эффективные формы и методы патриотического воспитания. Интересны в этом отношении музеи образовательных учреждений №504, 867, 942, 998, 1451, 1582. Школьный музей сплачивает вокруг себя детей и взрослых, учеников, учителей и родителей, представителей разных поколений. Особенно это относится к музеям боевой славы. В школах, где открыты такие музеи, как родных встречают ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов локальных войн, ветеранов трудового фронта. Они стали для учеников и учителей своими, дорогими и нужными людьми, без которых не обходится ни один значимый день школьной жизни. Они на линейке 1 сентября приветствуют первоклашек, их приглашают в День учителя, вместе с ними водят хоровод возле новогодней елки, с ними встречают рассвет выпускники. А что уж говорить о таких праздниках, как день разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, День артиллериста, День защитника Отечества, День Победы! Вместе с ветеранами учащиеся пополняют и совершенствуют экспозиции школьных музеев, посещают памятные места Москвы и Подмосковья, совершают экскурсии по местам их боевой юности. Все это особенно относится к образовательным учреждениям №463, 494, 511, 550, 581, 667, 770, 832, 851, 858, 866, 893, 947, 936, 1173, 1272, 1587. Возрастает значение школьных краеведческих музеев, изучающих историю и культуру региона, города, округа, улицы. Очень интересен в этом отношении опыт таких образовательных учреждений, как №867, 942, 1451, 1582. К краеведческим музеям тесно примыкают музеи этнографические, музеи народного быта. В последние годы интерес учащихся к созданию подобных музеев возрос. Это не случайно, ведь каждому хочется знать, откуда и как начинались мы как общность, как народ, как нация. Этот вид музеев, как никакой другой, привлекает не только детей, но и взрослых. Родители, бабушки и дедушки участвуют в поисково-исследовательской работе, в обработке найденных материалов. Они же и первые посетители школьных музеев. Говоря об особой значимости школьных музеев в аспекте воспитания, невозможно не привести в качестве примера опыт работы музея школы №1623, посвященного традиционной русской культуре. Появление этого музея послужило толчком для творческого подъема коллектива школы. Здесь проходят творческие конференции, тематические вечера, различные смотры и конкурсы. Подобная работа с успехом проводится и в образовательных учреждениях №514, 927, 987, 992, 996, 999, 1034, 1569, 1828, 1861, 1862.Школьная музейная сеть округа хотя и не так быстро, как хотелось бы, но все же пополняется музеями истории школ. Их немного: в образовательных учреждениях №510, 939, 1272, 1861, но они очень интересны, например, в школе №1861 музей рассказывает об истории сравнительно молодой школы, а музей школы №510, которой более 80 лет, рассказывает об истории школы как частичке истории Москвы. В Центре образования №1466 когда-то училась известная всему миру культуры юная художница Надя Рушева. Много лет ее нет на свете, но память о ней, о ее творчестве запечатлена навеки в школьном мемориальном музее. Интересно, творчески работает и мемориальный музей Героя Российской Федерации А.Н.Рожкова в школе №502. При музее созданы творческие объединения, кружки МЧС, в которых занимаются воспитанники.Невозможно не отметить Центр образования №2000. Коллектив учащихся, их родителей и педагогов создал три великолепных музея: истории спорта, боевой славы, народного быта. Эти музеи – результат поисковой деятельности всех детей и взрослых центра, поэтому отношение к ним со стороны всех учащихся, учителей и родителей трепетное и бережное.Центром воспитательной, методической работы стал музей школы №866. Классные часы, встречи с ветеранами войны, презентации проектов по истории – это лишь небольшой перечень мероприятий, которые проводятся в музее. То же самое можно сказать о музеях школы №494. Здесь два музея: боевой славы и трудовой славы ЗИЛа. В воспитательной системе школы они занимают главное место. Именно такие музеи – инициаторы и организаторы таких акций, как «Орден в моем доме», «История трудовой славы семьи», «Помоги памятникам Москвы». В музеях проходят традиционные встречи с ветеранами боевых действий и ветеранами труда, конкурсы творческих работ, уроки Мужества, различные смотры. Подобная работа проводится и в музеях школ №667, 893, 900, 463, 511, 1272, 832, 770, 2000.Пример совместной деятельности управы, родителей, совета ветеранов и других общественных организаций – создание музея школы №1173. Благодаря активной позиции администрации школа получила реальную помощь в комплектовании фондов, изготовлении экспонатов, в приобретении оборудования. Большую помощь оказал Совет ветеранов, что позволило в довольно короткие сроки открыть и сертифицировать музей. Для организации эффективной деятельности, обмена опытом и развития музейного движения в округе создано межшкольное содружество музеев, которое способствует созданию новых форм организации культурно-досуговой деятельности детей, развитию музейно-педагогической деятельности на более качественном профессиональном уровне.Сегодня, анализируя достигнутое, можно с уверенностью сказать, что достаточно обеспечены современное качество и эффективность музейно-педагогической деятельности через внедрение инновационных технологий, обновляется содержание и усовершенствованы организационные формы музейного дела; созданы условия повышения квалификации руководителей музеев образовательных учреждений; создано межшкольное содружество музеев, которое способствует развитию музейно-педагогической деятельности на более качественном профессиональном уровне; развивается инфраструктура и материально-техническая база музеев; совершенствуется информационно-методическое сопровождение музейно-педагогической деятельности через разработку специальных музейных образовательных программ. Все это способствует формированию социокультурной среды, которая стала базой для творческой, исследовательской, экскурсионной, поисковой деятельности детей.Музеи нашего округа активные участники всех городских мероприятий и конкурсов. Среди них есть и победители, и, увы, только участники. Участие в конкурсах – хороший стимул для дальнейшей работы музеев, поиска новых форм и методов деятельности, способ обмена информацией и определения новых путей для достижения положительных результатов.Спасибо всем ветеранам войны и труда, живущим на территории Южного округа и принимающим активное участие в работе школьных музеев. Они не жалеют ни времени, ни сил на встречи с учащимися, передают в школьные музеи дорогие для них вещи и предметы, ставшие уже реликвиями. Члены муниципальных и окружного советов ветеранов, руководимые и организуемые председателем окружной Комиссии по патриотическому воспитанию молодежи Анатолием Цветковым, очень помогают педагогам школ в воспитании учащихся, в формировании у них гражданских и патриотических качеств. Конечно, создание и развитие школьных музеев связано со многими проблемами: недостатком приспособленных помещений, зависимостью от режима работы школы, дефицитом материально-финансовых средств и другими. Решение этих проблем на окружном и городском уровнях может придать воспитанию юных москвичей новое качество. А пока школы округа вместе с окружными и районными комитетами ветеранов войны и труда целенаправленно работают над созданием новых музейных экспозиций по истории Отечества, по истории своей малой родины, по истории своей школы.Т.РЯБЦЕВА, руководитель структурного подразделения лаборатории воспитания и дополнительного образования МЦ ЮОУО; А.ЖИРЯКОВА, методист лаборатории воспитательной работы
Комментарии