search
main
0

Музейная педагогика – средство воспитания многогранной личности

ЦРР – детский сад №1039 расположен в районе Вешняки, и руководит им заведующая Людмила Короткова. Уже не первый год детский сад активно использует в образовательно-воспитательном процессе интегративный подход. Такая форма работы с детьми ведет к положительным результатам  в развитии дошкольников.

Интегрированные занятия, как правило, насыщены разнообразной информацией, включают в себя различные виды деятельности, объединенные одной темой. Педагоги  нашего детского сада участвуют в разработке и апробации методических материалов к программе «Росинка», авторы которой Л.Куцакова и С.Мерзлякова. Работа  ведется  по четырем направлениям –  природоведческому, социальному, музыкальному, с приоритетом музейной педагогики. Многие материалы, авторами которых являются педагоги детского сада, были опубликованы или приняты к публикации в специализированных изданиях.С 2008 года наш детский сад работает в сетевом взаимодействии с Ресурсным центром «В таланты с малых лет» (ЦРР – детский сад  №2452) в рамках совместного проекта Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».  Участие в этом проекте стало очень интересным и плодотворным. За истекший период наши детские сады  были участниками и организаторами  различных мероприятий городского и окружного уровня: открытых показов интегрированных занятий, семинаров передового педагогического опыта, «круглых столов», мастер-классов, выставок детского художественного творчества, городского семинара «Истоки творчества», конференций. Творческое взаимодействие сотрудников ЦРР привело к положительным результатам. Обмен опытом помогает педагогам в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. На нынешнем этапе творческая группа Ресурсного центра «В таланты с малых лет» создает электронную библиотеку, где будут собраны самые интересные и познавательные методические материалы, разработанные педагогами Ресурсного центра и сетевых детских садов. Наш детский сад тоже внес свою лепту в накопительный фонд библиотеки. Многие  наши материалы имеют направленность музейной педагогики. Направление музейной педагогики настолько широко, что применять ее методы можно практически на любых занятиях,  а не только интегрированных, хотя элементы интеграции в учебном процессе присутствуют почти всегда. Кроме основного психолого-педагогического образования, я имею еще дополнительную специальность экскурсовода. Это очень помогает мне в работе. Я стараюсь поделиться интересными историческими фактами с коллегами и воспитанниками, предварительно адаптирую информацию к дошкольному возрасту, использую нетрадиционные приемы. Такое дополнение делает занятие ярче, вызывает заинтересованность дошкольников, развивает их познавательную активность. Важно понять, что музейная педагогика – это не только знакомство с определенными музеями и правилами поведения в них. История России, многовековая культура и обычаи русского народа – все это ежедневно окружает нас и связывает невидимой нитью прошлое, настоящее и будущее.Каждое занятие  с ребятами  детского сада – это маленькая экскурсия. В юбилейный год А.С.Пушкина они учились писать портреты в стиле XIX века во время изобразительной деятельности, знакомились с грамотой, держа в руке настоящее перо (хоть и не пушкинское), речь детей обогатилась новыми понятиями (старинные слова просто завораживают),  они говорили комплименты пушкинским языком (упражняясь с психологом), а экскурсии по пушкинским местам (как очные, так и заочные) позволили  им увидеть свидетелей пушкинского времени (улицы, дома, предметы), а также познакомиться с окружением поэта. Обучая детей лепке из глины, я совершаю вместе с ними путешествие в прошлое: знакомлю с древними ремеслами, историей московских улиц, объясняю значение топонимов, специальных терминов. Работа со словами очень интересна. Детям становится понятно происхождение того или иного слова. Например, слово «нож» – инструмент, который носили у ноги, за голенищем сапога, «ножной меч». «Изразец» происходит от слова «изрезать», орнамент вырезали на глине специальным ножом. Во время обучения развиваются все психические функции и практические навыки: память, речь и мышление детей, мелкая моторика пальцев рук, воображение, творческие способности. Интегрированное занятие «В гончарной мастерской» стало итогом большой творческой работы детей и взрослых. Изобразительная деятельность может выражаться не только в живописи, графике, скульптуре или декоре. Ремесла, с которыми мы знакомим детей, тоже требуют подключения невербального воображения. Ткачество на миниатюрном станочке, работа на гончарном круге, плетение из нитей, изготовление оберегов, кулинарное искусство – далеко не все виды практической деятельности, в которые включаются дошкольники, используя фантазию и изобразительные навыки. Можно ли все это связать с музейной педагогикой? Конечно, можно. Ведь любая работа берет свое начало в далеком прошлом. Надо только сделать несколько мысленных шагов на годы или века назад. Познакомить детей со старинными утюгами (есть даже «Музей утюга» в Переславле), с появлением пожарной службы (об этом можно узнать в Политехническом музее), с происхождением автомобиля (Музей старинных автомобилей есть в Москве), все эти знания  будут очень кстати на занятиях ОБЖ. Математика вполне согласуется с древним зодчеством и кораблестроением (такой информации более чем достаточно, даже если использовать одни легенды), а обучение грамоте будет сочетаться с рассказами о берестяных грамотах, рунах, папирусах и чернилах. И  физкультура связана с музейной педагогикой: одни богатыри чего стоят (репродукция здесь будет вполне уместна),  и Олимпийские игры, и происхождение футбола, и многое другое. Современные информационные технологии позволяют найти самые разные наглядные материалы.Как психолог, я часто использую в работе с детьми арт-методы. Это очень эффективное средство в личностном развитии ребенка. Здесь элементы музейной педагогики хорошие помощники. Рассматривание произведений искусства, прослушивание музыки, коллажи и монотипия, сопровождающиеся определенными комментариями, позволяют ребенку отвлечься от обыденности, закрепить уверенность в себе, развить воображение, творческие способности. Родители с удовольствием включаются в такие занятия и получают положительные эмоции. Многие продолжают затем использовать подобную арт-терапию в семейном кругу для создания положительного эмоционального настроя и детей, и взрослых, предварительно посоветовавшись с психологом.Во многом воспитательно-образовательному процессу помогает музейный комплекс «Ладень», созданный в нашем детском саду. Вначале появились мини-музеи, а потом количество экспонатов и полезной информации стало соответствовать музейному комплексу. Артметоды позволили сделать работу по созданию «Ладеня» увлекательной и плодотворной. В ней принимали участие все сотрудники ЦРР, дошкольники и их родители. Знакомство с изделиями ручной работы, сохранившимися с прошлого века, помогает воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к труду, бережное отношение к историческому и культурному наследию. Экспозиция музейного комплекса пополняется и с помощью бывших воспитанников детского сада –  нынешних школьников. По договоренности с учителями в «Ладене» проходят экскурсии для учеников начальных классов. И здесь не обошлось без музейной педагогики. Нет никакого сомнения, что в разностороннем развитии  детей огромную роль играет интегративный подход к воспитанию и обучению. Марина КРЕТОВА, педагог-психолог и педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности ЦРР – детского сада №1039

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте