Музей Железнодорожных войск России был открыт 20 февраля 1976 г. на территории одной из воинских частей, дислоцирующейся в Щелковском районе Московской области. В залах музея общей площадью почти 700 квадратных метров размещены сотни экспонатов, рассказывающих о славной истории, богатых трудовых и боевых традициях воинов-железнодорожников.
В музее проходят встречи тех, кто в свое время в короткие сроки, в боевой обстановке строил и восстанавливал железнодорожные объекты, кто грудью встал на пути смертельной угрозы Чернобыля, кто сейчас разминирует и восстанавливает железные дороги в Чеченской республике. Здесь отмечаются юбилеи соединений, заслуженных ветеранов, известных в войсках военачальников, проводятся тематические экскурсии и методические занятия с офицерами и прапорщиками по общественно-государственной подготовке. При музее работает лекторская группа, члены которой – частые гости в школах и ПТУ, железнодорожных техникумах и подразделениях ЖДВ РФ.
На базе музея проходят встречи директора ФСЖВ России и его заместителей с руководителями российских средств массовой информации, а также представителями ветеранских организаций Железнодорожных войск РФ.
В музее хранятся и демонстрируются более 15 тысяч экспонатов. Среди них холодное и огнестрельное оружие, макеты техники и построенных объектов, документы, форма одежды военных железнодорожников разных эпох, электрифицированные схемы и многое другое. Все это дает возможность представить, как развивались Железнодорожные войска со дня своего создания (августа 1851 г.) по сегодняшний день.
Много места в музее занимают фотографии, личные вещи солдат, сержантов, офицеров, генералов, награжденных орденами и медалями, удостоенных званий Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.
Представлены также макеты первого в мире паровоза отца и сына Черепановых, станционный колокол XIX в., подрывная машинка русской армии времен первой мировой войны, инструменты для восстановления и ремонта пути, буденовка и пулемет “Максим”, макет железнодорожного моста через Днепр, построенного в ноябре 1943 г. в рекордно короткий срок, макет трофейного немецкого путеразрушителя “Крюк”. Есть и фронтовая кузница легендарного воина-железнодорожника Героя Социалистического Труда ефрейтора В. Жукова. Он известен тем, что в годы войны изготовил станок для штамповки металлоизделий, дающих возможность выполнять до 20 норм за смену.
Имеется в музее и фотокопия телеграммы с личной резолюцией Маршала Советского Союза Жукова: “Молодцы!” – оценка действий военных железнодорожников в Берлинской операции 1945 г.
Представлены и экспонаты, рассказывающие о трудовых буднях военных железнодорожников на мирных стройках: Абакан – Тайшет, Ивдель – Обь, Тюмень – Сургут, БАМ. И лица людей – серьезные и радостные, в зависимости от момента, запечатленного фотографом.
В залах музея нередко бывает людно. Среди посетителей молодые солдаты, ветераны, школьники. Они с интересом слушают рассказ экскурсовода о действиях военных железнодорожников при ликвидации стихийных бедствий и катастроф на железных дорогах Сахалина, Бурятии, Екатеринбурга, Арзамаса, Армении, Ярославля, Чернобыльской АЭС, при восстановлении и эксплуатации железных дорог в Чеченской республике, строительстве стальных магистралей в Дагестане.
Большое впечатление на посетителей музея оказывают награды, которыми отмечался труд военнослужащих. Например, специально учрежденные правительством Югославии медали за строительство железнодорожного моста через Дунай в 1946 г. А вот орденом Белого Льва – высшей наградой Чехословакии – был награжден генерал С. Беляев. Золотой орден первой степени “Партизанская слава” принадлежит полковнику Я. Круизенскому.
Представлены в экспозиции и современные награды России: Золотая Звезда Героя РФ, орден “За заслуги перед Отечеством” с мечами, ордена Жукова, Мужества и другие. Рядом знаки, недавно учрежденные в ЖДВ РФ: “За отличие в службе”, “Лучший специалист по профессии”, “Отличник Железнодорожных войск”, наградные карманные и наручные часы с символикой; эмблемы ЖДВ.
Неподалеку от большой фотографии Парада Победы в 1945 г. на Красной площади в большой стеклянной витрине – трофейное оружие гитлеровцев, фашистские кресты и медали.
Немало в музее и скульптурных групп и композиций, бюстов и портретов воинов, отличившихся в боях за освобождение Родины и в мирное время. Диорамы дают представление о напряженном труде военных железнодорожников, нередко под обстрелом и бомбежкой врага. В фондах музея хранится большое собрание картин и портретов, обширная коллекция значков, посвященных железнодорожному транспорту в Великой Отечественной войне, богатая библиотека и фототека.
Многие военнослужащие неоднократно участвовали в тематических экскурсиях, проводимых в музее. В его залах воины дают клятву на верность Отечеству.
Работники музея оказывают большую помощь музеям и комнатам боевой и трудовой славы частей и соединений материалами и методическими советами.
Создание музея – плод большой целенаправленной работы командования ЖДВ РФ. Значительная заслуга, несомненно, принадлежит и его сотрудникам – руководителю коллектива Олегу Лебедеву, лектору-экскурсоводу Раисе Пономаревой и хранителю фондов музея Юрию Косогорову. Эти увлеченные своим делом люди вносят огромный вклад в патриотическое воспитание воинов-железнодорожников. Благодаря их самоотверженному труду музей стал центром пропаганды боевых и трудовых традиций Железнодорожных войск, уникальным хранилищем материалов и документов об их героической истории и воинской доблести бойцов стальных магистралей.
Виталий АНЗИН
Комментарии