search
main
0

Музей московского образования. На наших глазах прошлое встречается с будущим

​Еще совсем недавно в столице такого музея не было. Москва прихорашивается, меняется, наполняясь новым современным и содержанием и интерьером. И такой музей очень важен для города. Ведь, опираясь на традиции прошлого, в XXI веке Москва создает новую и уникальную систему образования. Складывается новая биография русской школы.

Московский музей образования расположен в старинном купеческом особняке в объединенной охранной зоне южной части исторической Москвы, в заповедной зоне «Замоскворечье» (постановление Правительства Москвы №881 от 16.12.1997 г.).Памятник истории и культуры федерального значения находится под охраной государства (реестр №676 по решению Моссовета №84 от 30.07.1992 г.). «Дом жилой (палаты) конца XVIII – XIX вв.» с восстановленными реставраторами фасадами и интерьерами купеческой усадьбы Ленивовых в Вишняковском переулке, дом 12, представляет собой сегодня интересное место и как живой свидетель жизни московского купечества, и как пример возможности активного участия подлинного старинного дома в современном образовательном процессе. Дом построили в XVIII веке в один этаж, на фундаменте еще более старого каменного строения. К усадьбе принадлежали деревянные флигели, конюшня и хозяйственные постройки, большой сад. До 1772 года владельцем дома был купец Иван Иванович Дорофеев. От него усадьба перешла к купцу Липинскому, затем к купцу Исаеву. Произошли эти изменения оттого, что к началу XIX века мелкие участки-дворы объединялись в крупные имения более состоятельных владельцев. После пожара 1812 года новой хозяйкой усадьбы стала Ольга Степановна Макеева. Она восстановила и отделала в новом стиле главный дом, построила два каменных флигеля, расширила свои владения, прикупив соседний участок. В середине XIX века владельцы усадьбы также менялись довольно часто: с 1837 по 1851 год хозяином был купец третьей гильдии Василий Алексеевич Коровин, с 1851 по 1868 год – Егор Прокофьевич Клоповский, затем Прасковья Ивановна Титова. При перемене владельцев в этот период дом почти не менялся.С 1879 по 1917 год, на протяжении 38 лет, усадьбой владела семья Ленивовых. Именно они перестроили и благоустроили главный дом усадьбы в том виде, в котором он пребывает в наши дни после реставрации и восстановления интерьеров.Евдокия Иосифовна Ленивова принадлежала к известному роду предпринимателей и купцов Сеньковых, основавших во Владимирской губернии производство текстиля, льняных и джутовых изделий. В городе Вязники Сеньковы были хорошо известны своей благотворительной деятельностью. В начале 1891 года Евдокия Иосифовна обращается к городским властям за разрешением начать перестройку дома. Автор проекта – архитектор Николай Николаевич Васильев – разрабатывает один проект, но летом того же года представляет другой вариант, который и был осуществлен. Вместо невысокого деревянного мезонина был построен полноценный каменный второй этаж, ликвидирован балкон со двора, надстроен вторым этажом и соединен с основным домом флигель. Над центром объединенного здания появился декоративный аттик, в красивом картуше появился вензель из букв «ЕЛ» – в честь владелицы Евдокии Ленивовой. Как и большинство московских купеческих семей, Ленивовы были многодетны. В семье росли четыре дочери – Надежда, Евдокия, Мария и Анна, два сына – Андрей и Николай. С 1907 года усадьбой владели сыновья – Андрей и Николай Андреевичи. Частный дом семьи Ленивовых в 1917 году был реквизирован. Началась новая жизнь старинной московской усадьбы.Революционные перемены разрушили привычные экономические отношения, торговлю, бытовой уклад, столетиями отшлифованные семейные и религиозные традиции, отношения между людьми. В 20-30-е годы в Москве резко увеличивается численность населения, проводится политика уплотнения квартир и частных домовладений. Дом №12 в Вишняковском переулке перешел в управление жилтоварищества и в результате уплотнения превратился в коммунальное жилье для 73 человек. Позже, в конце 1930-х годов, здание перешло в управление Московского отдела образования. Его использовали для образовательных и воспитательных функций различные учреждения. В 1939 году в глубине двора построили детские ясли, историческую усадьбу дополнили многочисленные достройки и пристройки с торцов и со двора. После Великой Отечественной войны до 1956 года в бывшем доме купчихи Ленивовой располагался детский дом на 50 детей, затем здание было передано педагогическому техникуму. В начале XXI века Правительство Москвы в соответствии с городской программой возрождения культурно-исторического наследия выделило средства на реставрацию объекта культурного наследия «Жилой дом (палаты) XVIII – XIX вв.», и в 2005 году по решению Департамента образования города Москвы в доме №12 в Вишняковском переулке был учрежден Музей образования. Мировая практика создания музеев образования свидетельствует о востребованности данной темы в музейном пространстве. Музейное дело стремительно срастается с образовательными, воспитательными, культурными запросами современного общества. Яркой иллюстрацией этого процесса является совместная программа департаментов культуры и образования «Урок в музее», успешно реализуемая Московским центром музейного развития. Но наш музей еще очень молод.Сегодня Музей московского образования активно развивается как подразделение Московского городского Дома учителя, отражая и воплощая все самое ценное из того, что существует в системе московского образования.В фондах музея хранятся более трех тысяч исторических документов и предметов, иллюстрирующих развитие московского образования. Эти документы позволят организовать интереснейшие и полезные экспозиции и для учителей, и для учащихся, и студентов. Ведь формирование новых педагогических систем всегда идет через анализ прошлого опыта.Мы же свой опыт еще только накапливаем, но очень стараемся.Ежедневно в музее проводятся экскурсии, интерактивные театрализованные программы, концерты и спектакли коллективов художественной самодеятельности Дома учителя. В 2017-2018 учебном году Музей образования реализует новую театрализованную образовательно-развлекательную программу-путешествие «Московский первоклассник». За две недели, с 1 по 15 сентября, путешествие на машине времени в XIX век совершили 306 первоклассников и 50 взрослых сопровождающих (учителей и родителей). Все посетители отметили насыщенность программы интересными познавательными моментами, например учились писать пером и чернилами. Запись желающих попасть на экскурсионную программу «Московский первоклассник» идет полным ходом!Прошло заседание круглого стола «Макаренковская среда» с участием членов правления Московской Макаренковской ассоциации. Были обсуждены планы по проведению мероприятий в честь 130-летия А.С.Макаренко в марте 2018 года. Важность использования опыта А.С.Макаренко понимают все. Чтобы написать новую «Педагогическую поэму», нужно всегда опираться на фундамент, прочность которого проверена временем.Увлекательны и начавшиеся пешеходные экскурсионные маршруты по интереснейшим местам Замоскворечья, где находилось много образовательных и воспитательных заведений Москвы XIX века. В настоящий момент Музей московского образования завершает реставрационные работы по восстановлению исторического облика интерьеров особняка и работает над концепцией новой экспозиции. Планы по созданию актуального музейно-выставочного пространства разрабатываются с привлечением лучших дизайнеров и проектировщиков.К 130-летию А.С.Макаренко к марту 2018 года в Музее московского образования планируется открытие новой экспозиции, посвященной учителю, признанному ЮНЕСКО одним из величайших педагогов XX века. В ближайшем будущем посетители музея получат возможность ознакомиться с авангардными тенденциями в области преподавания и педагогики на примере московской системы образования. Значительная часть музейных залов будет посвящена деятельности ТемоЦентра Департамента образования города Москвы, уникальный опыт апробации и внедрения инноваций в образовании уже демонстрируется на примерах работающих в московских школах систем, которые подтверждают высочайший мировой уровень используемых в Москве технологий.      Музей московского образования – место, где сегодня на наших глазах прошлое встречается с будущим. Наша аудитория – ученики, учителя, студенты – будущие педагоги, родители, все, кто живет в ритме мегаполиса с богатейшей историей и традициями и пребывает в пространстве непрерывного образования. Добро пожаловать!Юлия МИХАЙЛОВА, специалист по музейной и выставочной работе Музея московского образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте