Школа №1354 отошла от типовой организации музея внутри своих стен и разрешила ученикам самим создавать оригинальные произведения. Так, в школе успешно работает музей любви и добра – результат проектной деятельности педагогов, учеников и их родителей.
Первое знакомство со школой. Мальчики и девочки проходят по этажам, завороженно рассматривая школьную библиотеку, актовый зал, английскую гостиную, зимний сад и холл виртуального мира. Места впечатляющих для первоклассников размеров, каждому из них они посвятят значительную долю своей школьной поры. На 4-м этаже ребята замирают на пороге большого зала. Так, первоклассники оказались в музее любви и добра. Его пространственная организация направляет посетителя по задуманному маршруту, складывая в голове каждого определенную картинку, которую можно выразить одним словом – любовь: любовь к родителям, к Родине, школе, к жизни, свободе, к культуре и искусству, любовь к нашему общему дому – планете Земля. Ведь только с любовью в сердце можно творить добро. Любовь и добро.Музей любви и добра открылся 18 мая 2004 года. Сегодня он стержень всей воспитательной работы школы. Начиная с начальных классов ученики работают над экспозициями музея. Каждый занимается своей темой в соответствии с возрастом и пожеланиями. Педагоги отмечают, что цель музея – это не дать больше знаний в определенной области знаний, а заставить ребенка задуматься о важных нравственных вещах. Темы музея, по своей сути, неисчерпаемы, и в каждой из них ученик привнесет что-то свое, пройдя весь образовательный цикл к 11-му классу. На первой ступени совсем юные учащиеся 3-х классов работают над краеведческой темой «Южное Бутово – молодость древней столицы». Ребята знакомятся с историей своей малой родины, памятниками архитектуры, местами боевой славы, да и просто с улицами своего района. Для 4-х классов тема выбрана более серьезная, под стать выпускникам начальной школы. Ребята размышляют на тему духовности и нравственности: «Родительский дом – начало начал». В России традиция составлять родословные существует испокон веков. Так как современные семьи теряют связь поколений, изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к ее истории. В результате появляются научно-исследовательские работы «Родословная моей семьи». Тема Родины и ее прошлого – «Люблю твою, Россия, старину» – помогает учащимся 5-х классов узнать историю, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру страны. В экспозиции «Русская изба» собран и оформлен большой и интересный материал, раскрывающий жизнь, быт и творчество русского народа: одежда, обувь, праздничные наряды, женские украшения, старинная посуда и утварь, народные промыслы и ремесла; музыкальные инструменты, декоративно-прикладное искусство. В этом уголке дети знакомятся с народными праздниками, играми, разучивают народные песни и даже ставят мини-спектакли.Образы народной фантазии, выраженные в игрушке, раскрываются в теме для 6-х классов «Игрушки мира». Работая над этим проектом, дети знакомятся с игрушками различных эпох, проводят исследования о воздействии разных игрушек на ребенка, рассматривают вечный вопрос добра и зла. У 7-х классов очень важное задание, а именно вечная тема. Тема патриотизма, долга, чести – «О доблести, о подвигах, о славе». Для того чтобы осознать значение Победы, понять ту цену, которую заплатили наши деды и прадеды за счастье жить на земле, ребята основной акцент сделали на том, как война отразилась на судьбах их семей. Здесь представлены редкие фотографии и уникальные материалы, найденные учащимися во время раскопок. Экспозицию дополняют рассказы самих школьников о своих дедушках и бабушках, а также прадедушках и прабабушках. К 8-м классам плавно подходит тема любви, милосердия, доброты «У любви есть слова, те слова не умрут». В ее рамках поднимаются вопросы о любви к родителям, о любви к Родине, о любви к школе, о любви между мужчиной и женщиной, о любви к жизни. Ребята долго спорят о том, что же такое любовь. Для 9-х классов педагоги выбрали тему, посвященную экологии Земли, – «Планета наша – наш общий дом». Ребята пытаются выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Тема свободы выбора, толерантности, гуманизма становится определяющей у 10-х классов. «Каждый выбирает для себя», а всегда ли этот выбор правильный? Старшеклассники понимают, что человек становится счастливым только тогда, когда он правильно отвечает на три вопроса: кем быть? с кем быть? и каким быть? Также дети поднимают остросоциальный вопрос понимания и уважения другой культуры.11-е классы изучают тему культурного наследия «Всемирное наследие в руках молодых». Изучение Всемирного наследия поможет узнать о собственных корнях, своей культурной и социальной идентичности. Более близкое знакомство с объектами, входящими в Список Всемирного наследия, дает информацию о верованиях, культурных ценностях и знаниях народов и цивилизаций. Музей любви и добра не церемониальный зал, который открывается лишь для почетных гостей или где проводят только торжественные линейки. Это музей не ради музея, не ради экспонатов, а ради ценностей, которые накопятся в душе ребенка, когда он пройдет по всем ступеням музейных тем.Вернемся к нашей истории, но спустя 11 лет. Выпускники школы, взрослые 11-классники, прощаясь с любимыми педагогами, классами, всеми школьными уголками, удивляются, что стены у школы не такие уж и высокие, а саму ее можно обойти за пару часов, хотя раньше это было целым приключением. На прощание каждый из них зайдет в музей любви и добра. Зайдет и увидит результат своей долгой работы совместно с одноклассниками, педагогами и родителями. Только вот сам музей как будто бы и не изменился. Все просто – он уже ждет новых первоклассников. Чтобы научить их, как когда-то и выпускников, творить добро и любить. Ольга НИКОЛАЕВА, заведующая школьным музеем
Комментарии