Многие привыкли считать музей и школу совершенно разными, мало сообщающимися между собой сосудами. Один-два коллективных выхода в год вполне достаточно для отчета по внеклассной работе. Все понимают: каждый «культпоход» с классом сопровождается нервными перегрузками. Которые не всем по силам. За которые почти не платят. В которых нет никакого смысла (- нужное подчеркнуть). О том, что музей может принести ощутимую пользу учителю и его уроку, многие из педагогов даже не подозревают. И напрасно. Музей – бесценный, ни с чем не сравнимый по богатству образовательный ресурс, которым пока, к сожалению, мало кто пользуется.
Не потому ли, что утрачены многолетние традиции сотрудничества и взаимодействия? А ведь они были заложены еще в 19 веке видными учеными и просветителями, создателями первых отечественных музеев. Николай Федоров писал: «Музей может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебное заведение. Если музей не будет высшим, окончательным для всех научным и средним учебным заведением, то он не будет публичным. Он останется закрытым. В Музее воспитательное начало не только получает место рядом с началом образовательным, но и становится по праву преобладающим, просвещая умы…» Его мнение разделяли и другие общественные деятели. Андрей Карелин – известный фотохудожник и коллекционер – написал Столыпину письмо, в котором изложил свое видение роли музеев в жизни общества и сформулировал основные принципы их работы. Его мысль созвучна мысли Федорова: «Музеи могут посещать только подготовленные посетители при наличии в них развитого стремления к изучению прекрасного».
За сто прошедших лет изменилось многое, но музеи не потеряли своего значения. И их посетителей по-прежнему нужно готовить. Причем не ради пополнения музейных бюджетов, а ради будущего страны, ради сохранения культурной и национальной идентичности ее граждан. На первый взгляд, государство декларирует свое намерение «сохранять и способствовать…» Однако на деле происходит следующее: основная масса музеев, особенно тех, которые относятся к ведению регионов и муниципалитетов, финансируются по остаточному принципу. Большинство местных музеев, как и раньше, держатся на энтузиастах, которые пытаются не только сохранять, но даже приумножать коллекции и вести просветительскую работу, нередко совершенно бесплатно. Требование последних лет – выживать и зарабатывать самостоятельно – привело к удорожанию стоимости билетов и экскурсионного обслуживания и как к следствию – к падению спроса на музейный «продукт» (увы, не каждой семье, особенно из сельских районов, он по карману, об этом «УГ» уже не раз писала). Большие государственные музеи могут позволить себе «окормлять» детей за счет большого потока иностранцев, а что делать небольшим? Как приобщать детей к прекрасному и воспитывать потребность в культурных впечатлениях, если музей не является необходимой составляющей образовательного процесса?
Музей и школа относятся к ведению разных министерств и ведомств, они не включены в единую систему просвещения, хотя должны по идее работать вместе. Государство, видимо, рассчитывает опять же на энтузиазм отдельных учителей и музейщиков. Кстати, средняя зарплата рядовых работников музеев в регионах – 5 (пять!!!) тысяч рублей. Действительно, прожить на нее способны только энтузиасты, беззаветно преданные идее. Поскольку средняя зарплата учителей выше как минимум в два раза, то и энтузиастов в школьной среде значительно меньше. Немногие готовы тратить свое драгоценное время на целенаправленную и планомерную работу с музеями. Разовые акции – это пожалуйста. Участие в долговременных программах и совместных проектах – слишком энергозатратно.
Кто же будет готовить будущих посетителей музеев – образованных граждан, ценящих культуру своей страны и мира, знающих мировую и отечественную историю, интересующихся, активных, открытых новому, – если родители и школа не то чтобы дистанцируются от процесса приобщения, но не считают его своей основной задачей? Музейные педагоги, имеющие и опыт, и желание помочь, как бы ни хотели, не смогут сделать это вместо школы и родителей, только вместе с ними. Об этом говорили участники форума, который проходил 7-8 июня в Нижнем Новгороде. Музейщики Нижегородской области, Москвы и Санкт-Петербурга собирались вместе, чтобы обсудить взаимоотношения музея и школы в условиях развития информационного общества. Такого собрания, где каждый мог поделиться проблемами или, наоборот, рассказать об интересном положительном опыте сотрудничества, музейное сообщество не устраивало очень давно.
Инициатором и основным организатором форума выступил нижегородский центр поддержки и развития музеев, который возглавляет директор научного музея ННГУ доцент, кандидат исторических наук Тамара Ковалева. Именно на базе ННГУ проводились пленарное заседание и круглый стол форума. С докладами выступили многие уважаемые специалисты, как теоретики, так и практики музейного дела. Заведующая научно-методическим отделом Государственного исторического музея Любовь Скрипкина посвятила свое выступление роли музеев в формировании исторического сознания и актуализации исторической памяти. Заведующая научно-методическим отделом Государственного Литературного музея Галина Великовская поделилась опытом вовлечения школьников в исследовательскую деятельность, доктор педагогических наук, профессор Юрий Мануйлов посвятил свое выступление теории создания воспитательной среды, директор Центрального музея железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге Галина Закревская рассказала коллегам об успешном опыте профориентационной деятельности музея. В форуме приняли участие нижегородские ученые, преподаватели и профессора Нижегородского государственного университета. Заведующий кафедрой прикладной социологии доктор экономических наук Александр Иудин и старший преподаватель той же кафедры Елена Луконина представили всеобщему обозрению результаты недавнего (май 2012 года) социологического исследования, в котором приняли участие 392 ученика и 127 учителей из 22 нижегородских школ. Итоги исследования такие: большинство городских детей позитивно относится к посещению музеев, они знают многие музеи Нижнего Новгорода и области, бывали в них как с классом, так и самостоятельно. Многие ученики имеют обширный опыт посещения музеев не только Нижегородской области, России, но и всего мира: 86 процентов из них бывали в музеях различных российских городов, 57 процентов знакомы с зарубежными музеями. Перечень музеев, которые ученики хотели бы посетить, говорит о широком кругозоре многих из них.
Несмотря на общий позитивный фон восприятия музеев среди учащихся, были выявлены два направления негативного отношения к ним, в соответствии с которыми были выделены группы, условно названные противниками и критиками музеев. Противники не интересуются музеями, считают, что музеи не нужны. Критики имеют больший опыт посещения музеев, могут сравнивать нижегородские музеи с музейными сокровщницами мира, и нижегородские музеи в этом сравнении существенно проигрывают с их точки зрения. Есть запрос на новые формы музейной экспозиции и программы, в которых они могут быть не пассивными созерцателями, а активными участниками. Это интерактивные экскурсии и выставки, мастер-классы по различным ремеслам, исторические реконструкции, ролевые игры, фольклорные праздники, виртуальные экскурсии по музею. Было также выяснено, то дети часто посещают школьный музей, 23 процента участвуют в его деятельности, и еще 37 процентов из них хотели бы более активно взаимодействовать со школьным музеем, но пока не имеют такой возможности. Чаще всего участие в деятельности школьного музея заключается в проведении экскурсий, но выявляется нереализованный запрос на участие школьников в сборе экспонатов (об этом говорят 52 процента из них), в создании и обновлении сайта музея (50 процентов), в организации тематических выставок (47 процентов). Значит, запрос со стороны подрастающего поколения есть. Важно, как на него ответят взрослые. Присутствовавшие на форуме музейщики признавались, что озвученные цифры стали для них неожиданностью. Кстати, итоги опроса опубликованы на сайте факультета социальных наук ННГУ имени Лобачевского.
Нижегородским музейщикам тоже было чем поделиться с коллегами. Удачные интерактивные проекты для школьников реализуются в музеях Городца, сотрудники которых объединились в ассоциацию для того, чтобы помогать друг другу стать интересными и востребованными для горожан и гостей города. Необыкновенно успешен в плане взаимодействия с образовательными учреждениями области Чернухинский музей природы, созданный в 1955 году членами местного общества охотников (уникальному опыту его нынешнего руководителя Наталье Юрьевне Прощиной будет посвящена отдельная статья). Примером успешной интеграции музея и школы может служить опыт города Выксы, где сохранение истории родного края стало приоритетным направлением работы всего муниципалитета. Для осуществления большого и долговременного проекта местная власть привлекла не только всю образовательную сеть района и расположенные на его территории учреждения культуры. В финансирование включились социальные партнеры – Объединенная металлургическая компания в лице руководства градообразующего предприятия – Выксунского металлургического завода. Результаты уже превзошли самые смелые ожидания инициаторов. Учащиеся и педагоги так увлеклись краеведением и историей династий первых выксунских предпринимателей-металлистов, что сегодня сами создают свои собственные экспозиции в школьных музеях, сами проводят экскурсии и под руководством музейных работников пополняют коллекции. Идея превратить Выксу в город-музей под открытым небом, сделать его привлекательным не только для нижегородцев, но и жителей других регионов, вначале казалась более чем утопической. Однако сегодня уже можно говорить о ее удачном воплощении – о создании опытной модели. Все участники форума, второй день которого прошел в Выксе, признали, то это беспрецедентный пример удачного партнерства власти, бизнеса, образования и культуры – опыт, который необходимо изучать и транслировать.
В заключении нужно сказать, что среди участников форума было немало руководителей школьных и вузовских музеев, которые состоят на балансе образовательных учреждений и формально к департаментам культуры отношения не имеют. У них множество достижений, но немало проблем: основная, касающаяся большинства – школьным педагогам очень редко доплачивают за руководство музеем, второе – формально материально ответственным лицом является директор, на деле вся ответственность возлагается на педагога. Третья проблема – как пополнять фонды, если департамент культуры не имеет отношения к образовательному учреждению и не может не только передать музею часть экспонатов, но даже оказать консультативную помощь?
В обсуждении насущных для многих вопросов мнения разделились: кто-то высказал пожелание, чтобы школьные музеи стали структурными подразделениями городских или районных музеев, чтобы на их развитие и оплату труда руководителей поступали бюджетные средства. Кто-то высказался резко против этого предложения, аргументируя тем, что в обмен за небольшую доплату педагогам придется писать множество отчетов в департамент культуры: «Лучше пусть наш труд будет бесплатным, чем формализованным. Пусть лучше мы останемся свободными, чем зависимыми». Так что форум завершился, но дискуссия продолжается. Приглашаем всех руководителей школьных музеев принять в ней участие.
Фото автора
Комментарии