search
main
0

Музей – азбука прекрасного. Сценарий занятия для учеников начальных классов

Переход к новому федеральному государственному образовательному стандарту предполагает качественно новую модель образования и воспитания. Мы, классные руководители, выстроили систему работы от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотизма, любви и гордости за свою Родину. Одним из направлений нашей работы стала музейная педагогика.

Начали мы со школьных музеев. А их у нас четыре – «Память», «Суворовское наследие», «Колесо истории: вперед к истокам» и «Театральная гостиная». Именно здесь дети не только рассматривают выставленные экспонаты, знакомятся с подлинными вещами, слушают рассказы экскурсовода, но и сами пробуют свои силы в экскурсионной работе. Каждое посещение музея начинается с подготовки. Мы знакомимся с тематикой предстоящей экскурсии, делаем предположения, что мы увидим там.Музей «Память» знакомит с подлинными свидетельствами Великой Отечественной войны. Частыми гостями этого музея являются ветераны. Их с каждым днем становится меньше, и тем ценнее общение малышей с ними. Музейная экспозиция пополняется семейными реликвиями учащихся.Музей «Суворовское наследие» знакомит  с доблестной историей русского оружия. Музей «Колесо истории» наполнен предметами быта и воссоздает колорит традиций русского народа.Музей «Театральная гостиная» позволяет окунуться в атмосферу театра и приобщиться к творчеству.Итогом посещения становятся сочинения, поделки, рисунки, мини-проекты.И обязательно свои отзывы и впечатления дети оставляют на тематической страничке в Интернете.Своим опытом работы в этом направлении мы и хотим поделиться. Представляем сценарии занятий из курса «Музей и культура». Второй сценарий, на тему «Бабушкин сундук», опубликован на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/897, там же вы найдете презентацию к первому сценарию. Цель занятия: вызвать у детей интерес к посещению музеев.Задачи занятия:- дополнить, углубить, сделать наглядным, ярким учебный процесс через интеграцию предметов школьной программы с музейными занятиями;- продолжить формировать традиции классной жизни через посещение музеев;- продолжить работу по социокультурному взаимодействию школьников.Ход занятияУчитель: Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить об удивительных местах. Я уверена, что в некоторых из них вы уже бывали. Но сегодня на занятии вы услышите и увидите много нового и интересного, и вам непременно захочется побывать еще раз в этих местах. Внимание на экран! Что вы видите на слайде? (Карту Москвы.) Да, действительно, это карта Москвы. Знаете, что на ней отмечено  красными точками? Это известнейшие государственные московские музеи. Кто из вас уже был в музее? Поднимите руки. Кто еще  хотел бы побывать  в каком-нибудь музее? Замечательно, что наши с вами желания совпадают. Сегодня мы  совершим экскурсию по московским музеям. А называться наша экскурсия будет «Музей – азбука прекрасного». Во время нашей экскурсии мы узнаем  много интересного.Раз вы уже бывали в музеях, то сможете ответить на мой вопрос: как называется профессия человека, который проводит экскурсии по музеям? (Экскурсовод.) Правильно. На сегодняшнем занятии я буду вашим экскурсоводом (надеваю бейдж «Экскурсовод»). Ну а вы сегодня будете посетителями музея.Для того чтобы пройти в музей, вам, конечно же, нужны абонементы на посещение музеев. Проверьте, они есть у вас на столах?Ну тогда все в порядке.Ребята, посмотрите, с чем я к вам пришла. (Снимаю накидку, наброшенную на несколько экспонатов.) Откуда могли появиться все эти вещи? (Из музея.) Как можно назвать одним словом и эти предметы, и другие, выставленные в музее? (Экспонаты.) Совершенно верно. А вы готовы отправиться в наш первый музей? Тогда вперед.Перед вами репродукция картины знаменитого художника Виктора Михайловича  Васнецова. В каком музее может экспонироваться эта картина? Внимание на экран! Как называется этот музей? (Третьяковская галерея.) Кто там уже был? (Ответы учеников.) Предположите, какие экспонаты выставлены в Третьяковской галерее? (Ответы учеников.)Послушайте историю создания этого музея. Давным-давно, в 1856 году, богатый купец Павел Михайлович Третьяков  купил первые картины русских художников, но он уже тогда мечтал  о том, что создаст музей русского искусства и  что такие ребята, как вы, будут приходить в этот музей и любоваться этими прекраснейшими картинами. Так оно и получилось. Правда, ребята? 36 лет собирал Павел Михайлович шедевры русского искусства. Сначала он размещал их в комнатах своего дома, но картин становилось все больше и больше, и тогда был построен музей. В честь  человека, основавшего этот музей,  он и назван Третьяковской галерей. Наша экскурсия будет проходить по залам этого музея, один из которых посвящен творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Посмотрите на эти репродукции. Все они написаны по мотивам хорошо знакомых вам сказок и былин.А теперь посмотрите на столы перед вами. Вам знакомы предметы, которые стоят на столе? Что это? (Ноутбуки.) Дальше наша экскурсия будет проходить на ноутбуках.Задание: соедини картину с названием сказки, по истории которой написана данная картина.Проверка.Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. И когда вы в следующий раз будете на экскурсии в Третьяковской галерее, то сможете рассказать друзьям, в честь кого назван музей, какие экспонаты там выставлены. И особое внимание обратите на сказочный зал Виктора Михайловича Васнецова.А мы продолжаем нашу экскурсию.Попробуйте догадаться, из какого музея я вам принесла эту удивительную коллекцию. Внимание на экран! Ребята, как называется этот  музей? (Дарвиновский музей) Кто там уже был? (Ответы учеников.) Предположите, какие экспонаты  выставлены в Дарвиновском музее?Послушайте  историю создания этого  музея.Профессор Котс, основатель музея,Работал всю жизнь, своих сил не жалея,Теорию Дарвина он изучал,Коллекции ценные сам собирал.В музее есть насекомые и птицы,Животные пустыни и степей.В особенных условиях хранитсяКоллекция всех обитателей морей.Ужасный динозавр,Крылатый птеродактиль -Они когда-то тоже жили на Земле.Тому есть доказательство и факты,Их эра – миллионы лет.Этот музей, ребята, назван в честь ученого Чарлза Дарвина, который внес большой вклад в изучение эволюции человека и животных.Вы видели, сколько разных интересных залов в этом музее. Но самое главное – мы  можем не только увидеть здесь животный мир, но и услышать.Задание: Сейчас я включу голоса животных. А вы, ребята, внимательно слушайте и определяйте, чей голос был первым, вторым и так далее. И на компьютерах соедините голос с животным. Проверка.Учитель: Молодцы! Теперь своим родителям и друзьям вы сможете рассказать и о Дарвиновском музее. А в каком музее будет продолжаться наша экскурсия, вы ответите, посмотрев фрагмент фильма. Итак, задание: вы смотрите фрагмент и предполагаете, о каком музее пойдет речь и какие экспонаты там будут выставлены.Фильм (приветствие космонавтов с МКС).Учитель: Итак, вы посмотрели фильм. Как вы думаете, о каком музее мы сейчас с вами будем говорить? (Музей космонавтики.) Кто там уже был? (Ответы учеников.) Предположите, какие экспонаты там могут быть выставлены. (Ответы учеников.)Действительно, только представьте, ребята, в Москве есть необычный монумент – одиннадцатиметровая космическая ракета, вознесенная на стометровую высоту. Опирается она на покрытый блестящими титановыми пластинами «шлейф». В основании его располагается Мемориальный музей космонавтики. Первое, что поражает при входе в музей, – это темное звездное небо над головой и географическая карта Земли на полу. Почти о каждом экспонате здесь можно по праву сказать – первый. Первый искусственный спутник Земли и первый в мире биологический спутник с собакой Лайкой на борту. Первый катапультируемый контейнер – в нем вернулись на Землю собаки Белка и Стрелка – и спускаемый аппарат космического корабля, в котором возвратился из полета первый космонавт Земли Юрий Гагарин. В этом зале можно увидеть и настоящий космический скафандр.Ребята, мы сегодня с вами побывали в разных музеях. Один назван в честь человека, основавшего музей, другой – в честь человека, который внес весомый вклад в науку. А есть и такие музеи, как Музей космонавтики, названный не в честь какого-то человека, а в честь  целой профессии. Наша экскурсия по музеям подходит к концу.Ребята, экспонаты, представленные вам в начале нашего занятия, я принесла из нашего школьного музея. Называется он «Колесо истории: вперед к истокам». В этом музее представлены предметы русского быта. А кто хотел бы на следующем занятии посетить этот музей? (Ответы учеников.)Замечательно. Следующее занятие пройдет у нас в школьном музее. И начнем мы с «Колеса истории».А вы помните, ребята, с чего начиналась наша экскурсия? С того, что я попросила вас проверить наличие абонементов. Возьмите, пожалуйста, их в руки. Достаньте содержимое из конвертов. Что вы видите на этих билетах? (Названия музеев, в которых мы сегодня побывали.) Правильно!На пустой линеечке напишите название музея, где вы еще хотите побывать, а может быть, вы уже там были с классом или родителями и хотите побывать там еще раз.Когда вы туда сходите, нарисуйте в этом окошечке, какие экспонаты выставлены в этом музее, а на обратной стороне напишите, что  вам в этом музее больше всего понравилось и запомнилось.Теперь давайте разместим наши абонементы на доске. Посмотрите, у нас получилась карта предложенного вами путешествия по музеям. А значит, впереди нас с вами ждут четыре года интересной, творческой жизни.От авторовМузейно-экскурсионные путешествия, по нашему мнению, выводят ребенка за пределы класса, вырабатывают навыки самостоятельного творческого труда, развивают наблюдательность, воображение, фантазию, обогащают взаимодействие «учитель – ученик – родитель» и способствуют социокультурному взаимодействию.​Оксана КАНЧИНА, Ольга ПОЛИЩУК, учителя начальных классов центра образования №2006 Москвы, обладатели спецприза VIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте