search
main
0

Музей

Вчера. Сегодня. Завтра

Многие представляют себе музей как место, где нужно ходить на цыпочках, разговаривать шепотом и ничего не трогать. Но сегодня посетители не молчаливые слушатели, они полноправные участники жизни музея. Здесь можно увидеть театрализованные представления, своими руками провести научные эксперименты, послушать лекцию и поучаствовать в квесте или конкурсе. Побывав в таких музеях один раз, вы надолго становитесь их другом, следите за их проектами и мероприятиями, участвуете в них, приводите сюда своих друзей.

В музейный комплекс школы №504 входят музей декоративно-прикладного и народного искусства, этнографический музей «Горенка», музей «Из истории освоения космоса». Но самый старший из них – военно-краеведческий музей «Из прошлого в будущее», существует он с 1985 года, и тогда его девизом уже были слова «Никто не забыт и ничто не забыто».

В музее хранятся уникальные фотографии, интересные экспонаты. Он рассказывает о том, как с середины XIX века осваивались эти земли: 19 семей были переселены князем Трубецким из Битцы. Жители Аннино активно работали с шерстью овец, именно тогда было организовано сначала кустарное производство валяной обуви, а потом появилась фабрика, занимавшаяся производством в промышленных масштабах. Ребятам показывают чесало, веретено, прялку. Эти предметы им не знакомы, но о веретене они все-таки вспоминают благодаря сказке Жуковского. Экспонаты нашего музея можно потрогать руками, попробовать самостоятельно применить на практике. Посетители музея могут при помощи рубеля и скалки погладить белье, порассуждать, какой утюг удобнее в применении, послушать звучание старых пластинок, выяснить устройство патефона, увидеть старые приемники. А еще интересно самому вытащить чугунок из воображаемой печки. Много вопросов возникает у ребят, когда они оказываются у стенда, посвященного 20-30‑м годам ХХ века. Кто такие пионеры? Чем они занимались? Почему у них была такая атрибутика?

А еще наш музей «Из прошлого в будущее» стал центром патриотического, нравственного и гражданского воспитания школьников. Здесь проводятся встречи с ветеранами, конкурсы-смотры военно-патриотической песни, торжественные мероприятия и концерты, посвященные празднованию дней воинской славы. В музее представлен богатейший материал, ценность которого состоит в том, что все имеющиеся здесь экспонаты собраны учениками и учителями школы, местными жителями, родственниками тех, кто держал оборону на южном направлении в Московской битве. Часть экспонатов была передана нам поисковой группой.

В первом зале музея мы рассказываем ребятам историю памятника жителям Аннино – защитникам Москвы и показываем, как выглядел старый памятник на Варшавском шоссе. В школьном музее бережно хранятся плиты со старого памятника. Здесь же собраны подарки ветеранов и фотографии. Мы рассказываем о городах воинской славы и о своих экспедициях по местам боев.

Музей всегда был местом проведения торжественных мероприятий, посвященных дням воинской славы и встреч с ветеранами. В нем работали увлеченные люди, постоянно пополнялся музейный фонд, разрабатывались экскурсии для школьников разных возрастов.

Для нас чрезвычайно важно говорить с детьми на одном языке, быть им понятными и интересными, работать в одном формате. В 2019‑м мы вместе с моей коллегой Светланой Владимировной Долгополовой открыли удивительный мир МЭШ, позволивший сделать занимательные интерактивные уроки. В преддверии 75‑летия Победы в Великой Отечественной войне в библиотеке Московской электронной школы было размещено электронное учебное пособие «Помним героев войны и Победы!». Этот контент был очень востребован, буквально за первые месяцы после его публикации им воспользовались более тысячи раз.

Весна 2020 года тоже позволила нам совершить ряд открытий. При изучении в то время опыта ведущих музеев стало ясно, что практически все они предлагают онлайн-экскурсии, но тем-то и отличается школьный музей от любого другого, что нам недостаточно просто рассказать и показать, нам необходима обратная связь: работа школьного музея строится на постоянной коммуникации с ребенком, нам необходимо видеть образовательный эффект, знать, что понятно ребенку, а что нет, что запомнилось, какие сделал выводы.

Для каждого музея методисты разработали тесты для различных возрастных групп. Пройдя электронную регистрацию и правильно ответив на вопросы теста, участник на электронный адрес получает сертификат знатока музейной экспозиции.

Как же выглядит тест? Как правило, это 8-10 заданий, не вопросов с тремя вариантами ответов, а именно заданий. К примеру, квест-игра «Рубежи славы. Битва за Москву» посвящен одному из самых важных событий Великой Отечественной войны – битве за Москву. Данная игра направлена на всестороннее развитие учащихся средних и старших классов. В онлайн-тесте используются ребус и стереограмма, позволяющие развивать логику и эрудицию учащихся. Предлагается работа с текстом: вдумчиво прочитать, извлечь из прочитанного нужную информацию, соотнести ее с имеющимися знаниями. Для ответа на один из вопросов онлайн-теста нужно применить и электронную технологию (QR-код), без знания которой тест не пройти. Материал онлайн-теста «Рубежи славы. Битва за Москву» можно использовать на классном часе или как материал для самостоятельной работы по теме «Великая Отечественная война». В настоящее время на образовательном портале информационного сайта Музея Победы размещены тесты военно-краеведческого музея «Из прошлого в будущее», и благодаря этому контент стал доступен парт­нерам программы «Школьный музей Победы», с декабря прошлого года сертификаты знатоков музейной экспозиции уже отправлялись в самые отдаленные уголки нашей страны.

Безусловно, такая работа не могла остаться незамеченной. Как первые разработчики материалов для МЭШ о школьных музеях мы со Светланой Владимировной дали открытые уроки в Музее Победы – Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Вместе с директором школы №504 и активистами школьного музея мы были приглашены в Московскую городскую Думу на конференцию «Навстречу Победе», где рассказали об основных аспектах и целях работы военно-краеведческого музея. По приглашению АНО «Астик» мы выступали и в Государственном историко-мемориальном музее-заповеднике «Сталинградская битва» города-героя Волгограда, на окружной сессии «Патриот» Южного федерального округа для коллег из Волгоградской, Ростовской, Саратовской, Калужской областей, республик Крым, Башкортостан и Чувашия.

Методисты школы стали участниками Всероссийской стратегической сессии в Музее Победы на Поклонной горе, приняли участие во Всероссийском конкурсе проектов педагогов по сохранению культурной и исторической памяти, мероприятие собрало 40 преподавателей из 36 регионов страны. Всего в конкурсе приняли участие более 740 педагогов. По итогам творческого конкурса стали победителями в номинации «Лучший школьный проект по сохранению исторической памяти», а по итогам Всероссийского конкурса издан сборник методических рекомендаций по развитию школьных музеев, в который вошли 75 лучших работ, в том числе и наши разработки.

В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны и 75‑летия Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда я приняла участие в межрегиональной форсайт-сессии. По приглашению депутата ГД РФ Алдара Дамдинова я стала спикером круглого стола, организованного Комитетом Государственной Думы по образованию и науке в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С приветственными словами к участникам круглого стола тогда обратились председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов и директор Центрального музея ВОВ Александр Школьник. По итогам проведенного круглого стола «Школьный музей в современном образовательном пространстве» были разработаны рекомендации и, что чрезвычайно важно, единогласно приняты на заседании Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке протоколом №128-3 от 25 мая 2021 г. Особенно важен пункт о введении в штатные расписания общеобразовательных организаций должности «руководитель школьного музея».

Мы не только делаем музей современным и доступным, занимаемся методической и просветительской работой, мы ни на минуту не останавливаем поисковую работу, перекидываем мостики из прошлого в будущее.

27 апреля музею были переданы фрагменты самолета, найденные в ходе поисковых работ в Калужской области. В 1943 году его пилотировал младший лейтенант Алексей Иосифович Шатнев. 21‑летний летчик не вернулся из боя и более 70 лет считался пропавшим без вести. Благодаря поисковому отряду «Память» при оборонно-спортивном клубе «Десантник» имени Героя России гвардии старшего лейтенанта А.В.Воробьева открылась еще одна неизвестная страница истории Великой Отечественной войны. Учебному учреждению доверили хранить память о молодом герое. Родом он оказался из деревни Аннино Ленинского района Московской области, где сейчас находится наша любимая 504‑я школа.

Для всех, кто хочет своими глазами увидеть радиотарелку, по которой объявляли о начале войны, военную форму различных родов войск, обломки самолета лейтенанта Шатнева, советские и фашистские каски и другие уникальные экспонаты, двери нашего музея всегда открыты. С 4 октября школьный военно-крае­ведческий музей «Из прошлого в будущее» и музей декоративно-прикладного и народного искусства школы №504 наряду более чем с 200 музеями Москвы стали площадками олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Для участников олимпиады подготовлены интересные задания.

Ждем всех в музеях школы №504!

Юлия КРОЛЬ, старший методист школы №504

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте