Естественно-научные знания у школьников формируются во многом благодаря практическому опыту. Биология как часть естествознания базируется на лабораторных исследованиях «in vitro» (вне организма) и «in vivo» (в организме). Конечно, второй подход в школьных условиях невозможен, поэтому практические занятия мы строим на изучении особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов «in vitro».
Представить изучение биологии без практических, лабораторных работ и экскурсий невозможно. Ведь они согласно общеобразовательным стандартам включены в программный материал, который предусматривает их обязательное выполнение. Так, по программе, разработанной авторским коллективом под руководством Владимира Пасечника, при изучении курса ботаники в 6-м классе предусматривается выполнение 19 лабораторных работ, во многих из которых используется микроскоп. Среди типичных препаратов:
клетки кожицы лука;
пластиды в клетках листа элодеи;
плесневый гриб мукор;
зеленые водоросли;
зеленые мхи (на местных видах);
корневые волоски и чехлик;
кожица листа;
микроскопическое строение ветки дерева.
Кроме лабораторных работ, микроскопы целесообразно использовать для демонстраций дрожжевых грибов, рассматривания культуры сенной палочки в теме «Бактерии, грибы, лишайники»; выявления особенностей строения листьев светолюбивых и теневыносливых растений при изучении влияния экологических факторов на строение листа.
Работы, связанные с использованием микроскопа, как правило, интересны для ребят, но трудоемки для учителя. В течение урока педагог должен неоднократно подойти к каждому ребенку, чтобы помочь ему в работе с прибором и удостовериться в том, что полученное изображение – это и есть объект исследования. За счет этого эффективность использования учебного времени на уроке низкая.
Все перечисленные проблемы, с которыми сталкивается преподаватель при формировании практических навыков лабораторных исследований на уроках биологии, помогает минимизировать использование средств ИКТ. К ним, в частности, относится мультимедийное моделирование, разработанное компанией «Физикон». Оно позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину биологических процессов, удержать внимание школьников в течение всего урока, благодаря смене ярких впечатлений увиденного на экране. Внимание при этом носит не созерцательный, а мобилизующий характер, ибо происходящее на экране требует ответной реакции учеников.
Использование электронного микроскопа с насадкой для мультимедийного проектора дает возможность на большом экране демонстрировать натуральные объекты. В свою очередь это помогает экономить учебное время и энергию преподавателя и учеников за счет уплотнения учебной информации, а также приводит к ускорению темпа занятия.
С этой целью можно использовать электронный микроскоп марки PC Link USB Digital Microscope. Он легко подключается к мультимедийному проектору, после чего учитель может демонстрировать приготовленный им или готовый препарат, чтобы дети могли видеть, как должен выглядеть объект исследования.
Использование подобного микроскопа также целесообразно при выполнении лабораторных и демонстрационных работ в других курсах биологии.
Елена РАМАЗАНОВА, учитель биологии школы №3, Череповец, Вологодская область
Комментарии