search
main
0

Мультимедиа в образовании . Контекст информатизации

Важно представлять себе направления векторов развития содержательных продуктов, к которым относятся ЭИР (рис. 2.6). Издания на CD развиваются в направлении адекватного отражения реального мира. Увеличение качеств адекватности мультимедиакомпонентов (стереозвук, объемное изображение), расширение возможностей интерактива (датчики реакций пользователя, вариативное представление информации, искусственный интеллект), рост уровня и сложности используемых моделей ведет к созданию продуктов виртуальной реальности. С точки зрения образования – это фантастический мир активного обучения.

Продолжение. Начало в «ИКТ в образовании», №№ 6-12

Ресурсы Internet по природе сети представляются множеством пакетов данных, объединяемых на компьютере пользователя в связный контент. Такой дробный характер отдельного ресурса, имеющего логическое имя, находит отражение и во всем множестве сетевых информационных ресурсов, распределенных по серверам сети во всем мире. Отсюда – необходимость специальной навигации, взаимодействия ресурсов и так называемых интеллектуальных агентов (в данном случае – агентов пользователя), исследующих с заданными целями мир информационных сетевых ресурсов, отслеживающих его динамику. Такие системы называют интеллектуальными сетями.

Следует отметить, что прогнозируемый рост технических возможностей сетей скорее всего приведет к сближению этих двух направлений развития ЭИР. Но это дело будущего, предсказать конкретные сроки весьма затруднительно.

Однако максимально полное использование компьютерных инструментов образования интересует нас именно в современных условиях. Дополнение мощного интерактива, мультимедиа и моделинга возможностями коммуникативности представляется очень заманчивым.

Во-первых, отпадает необходимость держать под рукой значительную по объему медиатеку – библиотеку компакт-дисков. Конечно, собственная медиатека, как и библиотека, школе нужна. Но в данном случае на ее формирование не будет в определяющей степени влиять необходимость иметь столько-то учебных CD в таком-то количестве экземпляров каждый. Все основные электронные учебные материалы, сконцентрированные в централизованных фондах, можно будет привлекать по мере необходимости.

Во-вторых, электронное издание на CD, как и любое тиражное издание, страдает известным консерватизмом. Централизация образовательных ресурсов позволяет своевременно их дополнять и обновлять.

В-третьих, открываются очень важные для образования возможности непосредственной связи с пользователями электронных учебных материалов. Обратная связь с пользователями – это возможность оперативной обработки издателем запросов, замечаний и предложений учителей и учеников. Интерактив, мультимедиа и моделинг в сочетании с коммуникативностью – это разумная организация эффективного телеобучения, особенно важного для учащихся с ограниченными возможностями.

Аргументов достаточно, чтобы предпринять все возможные попытки борьбы с ограничениями цифрового потока в сети.

Построение новой мощной транспортной инфраструктуры мы здесь рассматривать не будем – проблема сложная, решения ресурсоемкие, перспективы отдаленные.

Но если не удается решить проблему, нужно попытаться ее обойти.

Не будем уповать на суперкомпрессию данных, этот путь мы уже исследовали. Сжатие информации имеет свои эргономические пределы, природу не обманешь. Имеются только частные возможности (например, векторная графика), отнюдь не достаточные для решения всех образовательных задач.

Рассмотрим другие направления обхода – доставку ресурсоемких данных и программ вне сети или по сети в режиме off line.

Первый вариант приводит к комбинированным (диск/сеть) ЭИР. Пользователю традиционными путями доставляется компакт-диск, содержащий необходимый набор мультимедиакомпонентов и наиболее объемных программных модулей. Программа-реализатор этого продукта одинаково успешно работает с данными на оптическом диске и в магнитной памяти компьютера, куда информация по мере необходимости скачивается по сети. Таким образом решается задача дополнения и обновления учебной информации, становятся возможными дистанционное управление и контроль учебного процесса. Один из хорошо известных аналогов расширения основного контента – «городская» контрольная работа, задания для которой готовятся вне школы и берутся не из учебника. Другой пример – обмен новыми тестами, задачами между учителями из разных школ. Понятно, что все пользователи и создатели данного продукта имеют возможность вступить в плодотворный консорциум.

Второй вариант позволит обходиться без почтовой доставки CD. Вспомним пример с перекачкой CD-ROM по сети (раздел 1.4). Это многочасовая процедура. Но учителю или ученику в каждый данный момент не нужно иметь все содержание курса. Если грамотно разбить учебное электронное издание на части, соответствующие, например, уроку или группе занятий по заданной теме, объем одного такого модуля будет меньшим на порядки. С точки зрения сетевых технологий мы получаем мультимедиапакет, который, конечно, нужно пересылать off line, но время ожидания становится разумным. Заметим, что некоторые модули, например, программу-реализатор, можно переслать один раз и использовать в течение всего времени изучения курса.

Квантование (модульность) мультимедиа электронного издания дает много дополнительных преимуществ. Например, такое ЭИ допускает построение собственной схемы (траектории) изучения курса. Каждый модуль может быть исполнен вариативно, тогда педагог (или ученик) активно участвует, собственно, в создании учебного курса. Наконец, модульный принцип построения ЭИР открывает перспективы определенной унификации и стандартизации, сулящие выгоды и пользователю, и разработчику.

Данный вариант решения проблем узкополосного доступа сочетает все преимущества коммуникативности с мощным интерактивом, мультимедиа и моделингом, т.е. объединяет возможности основных инструментов компьютерных технологий обучения. Цена решения вопроса – ожидание мультимедиапакета в режиме off line, но – вполне разумное время, которое можно выделять, например, при подготовке к занятиям, в нерабочий день или вечернее время суток.

Такое решение представляется перспективным и с точки зрения сближения архитектуры продуктов на носителях и в сетях. Если вспомнить, что когда-то они должны сравняться по техническим возможностям, интегрируя накопленный творческий и интеллектуальный потенциал, то предлагаемый путь создания ЭИР нового поколения представляется многообещающим.

Учебный предмет в некоторой образовательной области выделяется из всего массива научной и прикладной деятельности ограниченным объемом, особой последовательностью изложения и адаптацией к конкретному читательскому адресу.

По ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» учебное издание содержит «систематизированные сведения, …изложенные в форме, …рассчитанной на учащихся». В традиционной схеме учебных изданий каждому компоненту образовательного процесса соответствует определенный вид учебного издания (классификация по роли в образовательном процессе).

Содержание образования отражается в учебных программах, являющихся объектами проектировочной деятельности, именно в них задаются цели и результаты образовательного процесса. Общие установки на уровне усвоения конкретными учащимися содержания образования воплощаются в конкретной информации, составляющей учебный материал. Это достигается средствами дидактики, выбор которых обосновывается в образовательной концепции.

Диапазон выбора дидактических средств становится ключевой характеристикой электронных изданий и ресурсов. Переплетение функций различных книжных изданий здесь органично, а регулярное обновление контента компанией-производителем из внешних источников и возможность подключения к сети Internet по инициативе пользователя формируют в отличие от традиционного учебного книгоиздания открытую систему.

Дифференциация образования порождает вариативность – множество авторских программ при сохранении единого образовательного стандарта по предмету. Они обеспечивают единый минимум знаний при разных способах и даже разной последовательности изложения учебного материала.

Представим себе структурированный вариант полного учебного курса по предмету (рис. 2.7). В соответствии с учебной программой курс разбивается на учебные разделы, минимальные по объему, но цельные по содержанию. Примером может послужить раздел, посвященный определенному физическому закону или раздел, соответствующий кванту времени аудиторных занятий, скажем, одному уроку.

В каждый раздел входит три модуля, соответствующих трем основным компонентам образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестация.

Каждый модуль содержательно и функционально полон в рамках учебного раздела. Модуль разработан с применением всех известных компьютерных технологий, так что использование новых методик обучения и педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга ограничено только квалификацией авторского коллектива.

Информационный объем модуля на порядки меньше объема полного предметного курса. В результате получение его по сетевому запросу в режиме off line не представляет принципиальных трудностей даже для современных низкопоточных компьютерных сетей.

Нормальной организации учебного процесса способствуют два обстоятельства. Первое – распределение во времени, так что на каждом шаге требуется только несколько модулей в соответствии с учебным планом (минимум – три, покрывающих один учебный раздел). Второе – программа-реализатор (не показана на рис. 2.7) для всех модулей одна, она перекачивается один раз в начале изучения предмета и хранится на компьютере (сервере) пользователя. Там же накапливаются ранее полученные контентные модули. Понятно, что в конце процесса у пользователя составляются полные образовательные объекты: информация, практикум, аттестация, вместе представляющие ЭИР по предмету.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте