search
main
0

Мудрость математики. Лучшим педагогом Рязанской области признан… саксофонист

Конкурс «Учитель года Рязанской области» в этом году прошел уже в 16-й раз. Его история началась в 1991 году, когда в рамках областного методического фестиваля «Сельская школа как открытая социально-педагогическая система» учителя впервые стали не просто коллегами, но конкурентами.

С тех пор конкурс проводится ежегодно. Сегодня его организует внушительная команда: Управление по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области, обком Профсоюза работников народного образования и науки, Рязанский областной институт развития образования, Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, Управление образования, науки и молодежи администрации города Рязани, региональный клуб «Учитель года». Причем команда учредителей работает не только во время проведения областного финала. Немало забот возникает на подготовительном этапе – провести семинары для участников и организаторов муниципальных туров, созвать пресс-конференцию для журналистов, позаботиться о современном техническом оснащении всех этапов конкурса…

И лишь наступление апреля ставит все на свои места. Конкурсанты – в этом году 25 городских и сельских учителей, молодых (средний возраст участников 36 лет), высокопрофессиональных, эрудированных – готовы к бою. Вернее, к испытаниям четырех конкурсных туров.

Первый тур. «Самопрезентация»

Знакомство жюри с учителями началось с просмотра сценариев уроков, педагогических концепций и других материалов, которые педагоги представляют на заочном туре. Первый этап конкурса все участники прошли успешно и по решению экспертного совета, состоящего из представителей науки и педагогов-практиков, были допущены во второй тур.

Ободренные учителя собрались в конференц-зале Рязанского областного института развития образования, знакомились, слушали инструктаж, позировали фотографу для традиционного снимка. И волновались в преддверии открытия конкурса, назначенного на вторую половину дня. На открытии в Рязанском городском Дворце детского творчества конкурсантов вдохновляло руководство и лучшие педагоги области. Начальник управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области, председатель оргкомитета Александр Канунников отметил, что каждый год конкурс выявляет новых талантливых педагогов, а его победитель достойно представляет рязанское учительство на Всероссийском конкурсе. Учитель года России-1995, народный учитель РФ Зинаида Климентовская, учитель года России-1996, заслуженный учитель РФ Екатерина Филиппова, учитель года Рязанской области-2005, лауреат конкурса «Учитель года России-2005» Виктор Гуськов пожелали коллегам удачи.

Конкурс стартовал!

Второй тур. «Учитель-предметник»

Все конкурсанты были распределены по шести предметным номинациям: «Русский язык, литература, английский язык», «Математика», «Биология, география», «История, музыка», «Дошкольное образование, изобразительное искусство, психология», «Сердце отдаю детям», и начались испытания второго тура.

Первое задание – «Визитная карточка учителя». Нелегко всего за десять минут рассказать о себе как о личности, очертить мир своих увлечений и жизненных приоритетов. Но конкурсанты блестяще справились с задачей. Из стихов и песен, театральных сценок и танцев, из мультимедийных презентаций и выставок живописных картин и поделок зрители узнали о том, чем живут наши педагоги, как разнообразны их интересы, богата фантазия, многогранны способности.

Второе испытание – представление опыта работы. Оно не так эмоционально и красочно, как демонстрация хобби, зато информативно. Педагоги делились авторскими методиками и приемами, выступали в роли исследователей, проектировщиков, лекторов, интересных собеседников. Все средства хороши, когда необходимо донести до жюри свое педагогическое кредо!

Учебные занятия и самоанализ – третья и основная часть второго тура. Уроки проходили в 41-й школе Рязани. Педагогический коллектив и школьники создали одновременно и праздничную и рабочую атмосферу. Для конкурсантов открытые уроки – возможность на практике подтвердить заявленные накануне теоретические положения. Педагог демонстрирует, как владеет содержанием, методикой преподавания предмета, показывает, как общается с детьми. Учитель как хороший дирижер должен уметь руководить классом.

Третий тур (финал). «Учитель учителей»

Педагоги показали весьма высокий методический уровень на занятиях, и в результате жюри вынесло вердикт: все 25 педагогов достойны принять участие в третьем туре. А это значит, что всем конкурсантам предстояло показать мастер-класс на тему «Радость, с которой я познаю мир, заставляет меня учить других». Участники мастер-классов, члены жюри и гости были единодушны в оценке этого тура: «Прекрасные курсы повышения квалификации!»

И вот подведены итоги третьего тура. На этот раз лаврами увенчаны не все учителя, а только шестерка суперфиналистов:

– Василий ГУСЕВ, учитель математики и информатики Песочинской средней общеобразовательной школы имени А.И. Кошелева Путятинского района Рязанской области;

– Татьяна САРЫЧЕВА, учитель географии рыбновской общеобразовательной школы №3 Рыбновского района Рязанской области;

– Александр АКИНДИНОВ, педагог дополнительного образования Гусевского Дома детского творчества Касимовского района Рязанской области;

– Ольга КОЛДЕНКОВА, педагог-психолог спасской средней общеобразовательной школы №2 имени Н.И.Морозова Спасского района Рязанской области;

– Ирина ЗАЙЦЕВА, учитель русского языка и литературы Сынтульской средней общеобразовательной школы Касимовского района Рязанской области;

– Наталья КОСЯКОВА, учитель истории, обществознания и английского языка тумской средней общеобразовательной школы №3 Клепиковского района Рязанской области.

Четвертый тур (суперфинал). «Учитель-лидер»

Суперфинал конкурса проходил в актовом зале 63-й школы Рязани. Шестерке «пеликанов» предстояло выполнить два задания – дать публичную лекцию и поучаствовать в «Педагогическом ринге».

На лекциях и речи не было о скуке! Уж очень интересные темы затронули конкурсанты. Василий Гусев доказал ведущую роль математики в формировании мировоззрения человека, Ольга Колденкова рассказала о влиянии отрицательных эмоций на здоровье детей, Александр Акиндинов размышлял о роли мужской составляющей в образовании. Тезис «дайте мужикам достойную зарплату, и они пойдут в школу» вызвал горячий отклик у женской аудитории в зале. Именно между этими тремя суперфиналистами и разгорелась основная борьба за главный приз областного конкурса – «Журавля».

Имя победителя было оглашено на закрытии состязания. Учителем года Рязанской области-2006 стал Василий Петрович Гусев.

Победитель

Почему выбор жюри пал именно на этого конкурсанта? Думается, что определяющим стало сочетание в учителе спокойной житейской мудрости, высочайшего профессионального мастерства и готовности отстаивать перед любой аудиторией свой взгляд на математику как основу гуманитарного образования.

Но лучше послушаем самого победителя. Фрагмент публичной лекции «Религия знаний и разума»: «Математику уже затем учить надобно, что она ум в порядок приводит!» Этот тезис гений русской мысли М.В.Ломоносов позаимствовал у древних греков, которые считали математику гимнастикой ума. Значение математики как средства формирования важнейших качеств интеллекта личности общепризнано и не вызывает возражений.

Более дискуссионным является вопрос: только ли «ум приводит в порядок» обучение математике? Мне представляется, что само содержание математики, ее стремление к логической точности и определенности понятий и выводов неизбежно должны вызывать внутреннюю потребность в честности и правдивости. А это уже связано с моралью. Кроме того, сама увлеченность преподавателя предметом приводит к тому, что он стремится и у учеников воспитать подобную же увлеченность, показать им радость познания, мощность человеческого интеллекта, владеющего количественными методами познания. Такое стремление глубоко морально, и поэтому учитель математики невольно, не говоря об этом явно, участвует в процессе формирования нравственности своих учеников.

…Глубокая и важная черта математических заданий, которую я хочу отметить, заключается в их творческом характере, – решение математической задачи, как правило, предполагает изобретение специального, ведущего к поставленной цели рассуждения, и тем самым становится – пусть весьма скромным – творческим актом. Именно этот творческий, исследовательский характер математических знаний более чем что-либо другое влечет к себе молодые силы растущего и крепнущего интеллекта учащегося. «Тот, кто раз изведал благородную радость творческого достижения, никогда не пожалеет усилий, чтобы вновь ее испытать. Никакие трудности его не остановят. Сила его порыва и устремления, его усидчивость и выдержка в преодолении препятствий будут крепнуть с каждым новым достижением. А неудачи, ошибки, временные крушения и поражения он научится встречать, как подобает истинному бойцу, – не опуская перед ними руки, черпая в них источник и стимул для все новых и новых напряжений мысли и воли», – писал выдающийся советский математик академик А.Я. Хинчин».

А где истоки этой мудрости? Конечно, в детстве. Отец Василия Петровича полвека проработал учителем географии Путятинской средней школы, до конца дней был организатором и бессменным руководителем школьного краеведческого музея. Сын закончил Рязанский государственный пединститут по специальности «Математика» и стаж у него пока не 50, а 36 лет. Но так же как отец, он верен педагогике, несмотря на все трудности учительского бытия. Его ученики побеждают на районных олимпиадах по математике и информатике, успешно поступают в вузы. Однако в первую голову Василий Петрович стремится воспитать у своих ребят три самых важных качества – патриотизм, стремление к здоровому образу жизни и постоянному самосовершенствованию.

Главная идея педагогической концепции Василия Гусева проста и мудра: учение без принуждения. Чтобы воплотить этот тезис в жизнь, нужна особая система работы. Василий Петрович считает, что в основе этой системы должны лежать информационно-коммуникационные технологии. Владение ИКТ – важнейшая составляющая современной информационной культуры. Василий Гусев использует компьютерные технологии на уроках и внеклассных занятиях по математике. И это позволяет ему развивать познавательную активность учеников, реализовывать многообразие образовательных траекторий. Такой подход делает обучение индивидуальным, помогает старшеклассникам в выборе профессионального пути.

Мудрый человек универсален. От компьютера один шаг до… огорода, сада, пчелиного улья. Круг увлечений рязанского математика – не только наука и педагогика. И неизвестно, что покоряет души учеников больше – решение задачек или игра на саксофоне любимого преподавателя…

Конкурс завершен, наступает время осмысления. Но весь следующий год мы будем жить в ожидании продолжения удивительного действа, имя которому Конкурс «Учитель года России».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте