Само понятие «мудборд» пришло к нам из английского языка, дословно оно означает «доска настроений». Так называют презентацию, собранную из фотографий, иллюстраций, паттернов, слоганов, шрифтов и цветовых схем. В мудборде должны быть акцентированы основные идеи, которые будут отражены в дизайне конспекта. Еще одна важная характеристика мудборда – его целостность. Все должно быть подчинено одному настроению: чтобы при взгляде на картинки сразу было понятно, какой это дизайн, для какой аудитории и какое сообщение в себе содержит.
Внедрение технологии началось летом 2020 года, именно тогда впервые выпускники опробовали ее перед подготовкой к сдаче ГИА. Это вдохновило их, и у нас появился собственный банк образовательных мудбордов, воспользоваться которым может каждый желающий. Эта технология стала отличным помощником для ребят и педагогов.
Психологической службой школы было проведено исследование влияния мудбордов на эффективность восприятия информации, скорость ее обработки и, как следствие, влияние на повышение работоспособности учеников на уроках. В результате данного анализа у 67% учащихся повысилась концентрация внимания при восприятии учебной информации, у 41% возросла мотивация обучения. У половины опрошенных увеличился объем усвоенного материала.
Современный формат мудборда оказался достаточно универсальным. Практика показала, что его можно создавать к любому мероприятию в рамках урочной и внеурочной деятельности. В реализации программы воспитательной работы данному формату также нашлось применение. Удобен он и во внеурочной работе, проведении предметных недель. Важной их частью является возможность представить свои проекты не только в классе, но и вне его. Также для детей ценно, что плоды их труда интересны и используются другими обучающимися. Созданный самими обучающимися банк заданий в формате мудбордов позволил организовать мероприятия в ходе недели филологии и литературы, недели экологии. В них приняли участие и те классы, которые обучались в дистанционном режиме.
В рамках участия в экскурсионной деятельности обучающиеся представили результаты в формате мудборда. Прорабатывая содержание, дети более глубоко изучают материал экспозиций, формируя культурологическую компетентность. QR-код позволяет тем, кто не был на экскурсии, совершить ее виртуально.
Наиболее педагогически полезные эффекты внедрения технологии мудборда:
– современная подача материала с технической точки зрения;
– необходимость анализа и синтеза информации;
– работа с различными информационными источниками для подбора материала;
– повышение функциональной грамотности обучающихся в ходе работы;
– реализация метода проектной работы в новом формате;
– появление мотивации к повышению ИКТ-компетентности;
– возможность работать индивидуально в группе;
– возможность публиковать работы в социальных сетях;
– возможность использования «продукта» в режиме дистанционного обучения.
Чтобы проникнуть в суть понятия «мудборд», представим перед собой лист бумаги. Мы с вами дизайнеры и хотим создать авторский стол. На этом листе мы можем написать интересующие нас параметры, приклеить образец дерева, прикрепить фотографии ножек. Затем, посмотрев на наш лист, мы увидим стол, его визуальный образ. Вот таким же образом мы можем поступать и с учебным материалом. Для создания мудборда нам необходимы следующие компоненты:
– визуальный образ;
– текст;
– специфические термины;
– QR-код.
Текст должен быть подобран таким образом, чтобы вся информация подавалась сжато, тезисно. Визуальный образ должен быть подобран с учетом визуальных представлений обучающего об исходном материале. Каждый мудборд должен иметь свой небольшой словарик, в котором собраны основные термины изученного материала. QR-код позволит нам закодировать большой объем информации всего лишь в одном мудборде. Возможно поместить в него ссылку на подходящий урок в МЭШ, параграф учебника, музыкальный фрагмент либо просто ссылку на полезный ресурс.
Расположив все элементы на самом плакате, мы получаем мудборд, который любой ученик может сохранить в своей галерее и использовать для подготовки к контрольной работе или сдаче государственной аттестации.
Таким образом, учащийся, создавая свой мудборд, сам подбирает материал для его наполнения, визуализируя учебный материал. Ученик получает возможность создать свой информационный контент и поделиться им с товарищем.
Продемонстрируем практическую часть работы с мудбордом, посвященную сказкам:
– выбираем форму плаката;
– записываем заголовок сказки;
– нажимаем на дополнительные функции и выбираем картинку, отражающую нашу тему. Например, возьмем золотую рыбку:
– указываем заголовок «Жанры устного народного творчества» и ниже перечисляем их (былина, пословица, сказка, загадка);
– справа указываем другой заголовок – «Виды сказок» (сказки о животных, волшебные сказки, социально-бытовые);
– составляем словарик (зачин – начало произведения, присказка – короткий рассказ перед началом произведения, концовка – итог развития сказочного действия);
– с помощью дополнительной функции приложения создаем QR-код и помещаем в наш мудборд.
Можно с уверенностью сказать, что данная технология не только перекликается с современными тенденциями образования, но и соответствует познавательным интересам подростков, а значит, активно мотивирует их учиться благодаря нетрадиционному формату изложения.
Светлана ПОПОВА, педагог-психолог школы №1798 «Феникс», кандидат психологических наук
Комментарии