С 1921-1922 учебного года при педагогическом факультете 2-го МГУ (преемник Московских высших женских курсов) было открыто дефектологическое отделение, впоследствии переросшее в дефектологический факультет. Сегодня это мощный творческий коллектив, активно сотрудничающий с Департаментом образования.
Кафедра сурдопедагогики дефектологического факультета – старейшая в стране – была создана по инициативе выдающегося отечественного сурдопедагога Ф.Рау. В разные годы ее возглавляли такие ученые, как А.Дьячков, И.Красных, А.Басова, К.Волкова, участвовавшие в создании отечественной школы сурдопедагогики. С 1991 года кафедрой руководит профессор Е.Речицкая. Кафедра продолжает линию развития научной школы, разрабатывает проблемы личностно ориентированного подхода в обучении глухих и слабослышащих, ведет поиски путей совершенствования подготовки специалистов-сурдопедагогов в условиях высшего профессионального образования. На кафедре впервые в России с 1991 года осуществляется высшее гуманитарное образование глухих и слабослышащих студентов по специальности «сурдопедагогика» с дополнительной специальностью «специальная психология». В настоящее время кафедра сурдопедагогики осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) 050713 – «сурдопедагогика» с дополнительной специальностью «специальная психология» с присвоением квалификации «учитель-сурдопедагог, специальный психолог».
Современное сурдопедагогическое образование направлено на создание условий для развития и саморазвития личности учителя, способного не только обслуживать имеющиеся педагогические и социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществляя инновационную, гуманистически направленную, творческую деятельность. Эта стратегия воплощается в принципиальной направленности обучения на приоритет личностно и социально ориентированных технологий педагогического образования, которые реализуются кафедрой как в области высшего профессионального, так и полного среднего образования. В числе этих проблем: изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, в том числе в условиях интегрированного обучения; изучение особенностей личности, эмоционального развития детей и подростков с нарушениями слуха и возможностей развития их творческих способностей; формирование дифференцированной системы обучения устной речи; мотивация учения и путей формирования учебной деятельности; развитие слухового восприятия; технологии раннего детства и подготовки к школе дошкольников с нарушением слуха; применение современных информационно-компьютерных технологий в системе обучения лиц с нарушением слуха; философские проблемы дефектологии, инновационной методики активизации слуховой функции с использованием современных технических средств.
Особую активность кафедра проявляет в этом году, объявленном в Москве Годом равных возможностей, она внесла большой вклад в разработку Федерального стандарта высшего профессионального образования в области специального (дефектологического) образования, принятого к внедрению Министерством образования и науки РФ.
В декабре 2008 года МПГУ, и дефектологический факультет в частности, закончили двухлетнюю работу в рамках Инновационной образовательной программы (ИОП), в которую МПГУ как инновационный вуз вошел в числе 50 ведущих вузов страны. Естественно, что внедрение в образовательное пространство инновационных научных и научно-методических разработок, направленных на комплексную реабилитацию и социализацию инвалидов по слуху, началось именно с Москвы, которая стала своеобразной экспериментальной площадкой.
Принимая во внимание острый дефицит сурдопереводчиков, кафедра организовала годичное (для владеющих навыками жестового языка) и двухгодичное (для не владеющих жестовым языком) обучение по дополнительной образовательной программе «Переводчик в сфере коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка)».
Кафедра проводит комплекс реабилитационных образовательных мероприятий для повышения уровня социализации и интеграции инвалидов по слуху с использованием современных информационно-компьютерных технологий, электронных учебных пособий, ее педагоги разработали методику использования мультимедийного аппаратного комплекса при обучении студентов с нарушениями слуха, провели апробацию электронного учебного пособия «Аудиология и слухопротезирование» при обучении студентов – инвалидов по слуху; подготовили для студентов и другие электронные пособия: «Основы сурдопедагогики», «Технология предметно-практического обучения».
На кафедре разработаны концепция и содержание электронного учебного пособия «Словарь сурдопедагога» на основе программы Course Vizard для введения в специальность инвалидов по слуху – студентов I курса и развития на его основе восприятия речи на слух у студентов-инвалидов, подготовлено аппаратурное и программное обеспечение комплекса, организовано аудиометрическое обследование, проводится диагностика нарушений слуха студентов – инвалидов по слуху, выявлены студенты, желающие проводить мероприятия по методике слуховой восстановительной стимуляции для активизации слуховой функции, проведены бинауральное слухопротезирование этих студентов цифровыми слуховыми аппаратами высокого класса, а также комплекс реабилитационных образовательных мероприятий среди студентов – инвалидов по слуху, направленных на диагностику и коррекцию слуховых нарушений, активизацию слуховой функции (с использованием методики слуховой восстановительной стимуляции), восприятие речи на слух, адаптацию в образовательное профессиональное пространство, подготовку к восприятию лекционного материала.
Особое внимание кафедра уделяет организации социальной и психолого-педагогической поддержки инвалидов по слуху в рамках Года равных возможностей. Социальная реабилитация и адаптация, а тем более последующее включение инвалидов по слуху на равных правах в социальную среду невозможно без большой специально организованной социокультурной воспитательной работы, учитывающей психологические особенности этого контингента молодежи. В связи с этим коллектив кафедры особое внимание уделяет развитию творческих способностей лиц с нарушениями слуха через включение их в разнообразные виды деятельности в системе социокультурных мероприятий, проводимых в Москве, а также и в рамках международных проектов. Это выявление и внедрение в социокультурное пространство Москвы инновационных культурно-массовых мероприятий для интеграции неслышащей молодежи в общество, создание условий для вовлечения в инновационную творческую деятельность обучающихся в МПГУ инвалидов по слуху, осуществление в интересах столицы комплекса социально значимых культурно-массовых мероприятий в целях социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание гармонически развитой, патриотически направленной творческой личности гражданина Москвы невозможно без разработки содержания, определения мероприятий культурно-творческой деятельности, выявления творчески способных и одаренных среди обучающейся молодежи с нарушением слуха с целью их социальной адаптации и интеграции.
Апробация культурно-творческой программы студентов с нарушением слуха проводится в системе мероприятий МПГУ (участие в конкурсе художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, КВН) и Москвы, в ходе московского конкурса патриотической песни (лауреаты 1-й степени), во время выступлений на международном образовательном и медицинском форумах (Москва, Сокольники, апрель 2009 года).
В этом году студенты – инвалиды по слуху принимали и будут принимать самое активное участие в московских и международных торжественных массовых мероприятиях. Ансамбль «Ангелы Надежды» (художественный руководитель – Е.Орлова) выступал на Красной площади в рамках праздника «День города» 5-6 сентября 2009 года; он выступил на празднике, посвященном Международному дню инвалидов, 3 декабря 2009 года. Отдельно следует сказать о таких значимых общественных культурных мероприятиях, как участие в фестивале «Цвет Надежды», где 5-6 декабря 2009 года неслышащие студенты выступили совместно с отечественными звездами эстрады, это стало продолжением практики совместных выступлений, первое из которых прошло в апреле 2009 года в Доме музыки при поддержке председателя Совета Федерации Сергея Миронова и первого заместителя мэра в Правительстве Москвы Людмилы Швецовой.
Мы изучаем возможности оптимизации взаимодействия МПГУ как федерального центра по высшему образованию инвалидов и образовательных учреждений, общественных организаций, органов исполнительной и законодательной власти Москвы в деле социальной адаптации и интеграции обучающихся с нарушением слуха в рамках Года равных возможностей. Среди обучающихся в МПГУ студентов с нарушением слуха впервые появилось и активно развивается волонтерское движение в московских общественных организациях, разработаны программы и проведены совместно с общественной организацией «Святая Татьяна» (руководитель – Т.Нефедова) при поддержке Департамента социальной защиты на базе КЦСА «Таганский» «круглый стол» «В моей семье неслышащий ребенок» и мастер-класс жестовой песни «Чудеса для вас» на базе МПГУ с участием студентов с нарушением слуха отделения сурдопедагогики. Преподаватели факультета и студенты спецгруппы примут участие в городской конференции по проблемам обучения детей и молодежи с нарушением слуха и в гала-концерте II Московского фестиваля жестовой песни «Душа поет» в храме Христа Спасителя совместно с общественной организацией «Святая Татьяна».
Выявление и развитие у обучающихся инвалидов творческих и интеллектуальных способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности (межвузовские научные конференции с участием зарубежных специалистов, конкурсы в МПГУ, олимпиады по коррекционной педагогике и специальной психологии в Орле, Международный фестиваль «Дети. Интеллект. Культура» в Греции и Хорватии) дополняются проведением комплекса научно-образовательных мероприятий в системе образования школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Москвы – защитой творческих проектов учащимися с ОВЗ и проведением олимпиад по математике, русскому языку, биологии в рамках городского конкурса «Надежда-2009» МПГУ совместно с Департаментом образования.
Комментарии