search
main
0

Можно про кошек. Проектная деятельность как она есть

Я работаю в школе 26 лет. На 23-м году своей педагогической деятельности познакомилась с открытыми образовательными технологиями. На базе нашей школы работали курсы кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования. Сотрудники кафедры Е.В. Зачесова и Ю.М. Петров не просто оказали нам большую помощь в изучении и применении новых технологий в школе, но и подвигли на переосмысление некоторых профессиональных принципов. Меня, во всяком случае. Расскажу о том, как мы с ребятами осваивали технологию проектной деятельности.

На первом этапе – ориентация – большинству ребят трудно самим выбрать тему. А ведь хочется, чтобы ученики еще и загорелись проектной идеей. В пятых-восьмых классах я практически непрерывно провожу агитационную работу. В начале и конце года посвящаю значительную часть двух-трех уроков призыву работать над проектами. Объясняю полезность и ценность такого рода научной деятельности для самих учащихся. Зачитываю выдержки из очень длинного и, кажется, всеобъемлющего списка возможных тем проектов. Обязательно сопровождаю комментариями. Заинтересовавшихся проектной деятельностью, но не определившихся с направлением призываю ознакомиться со всем списком, вывешенным на стенде.

Один из шестиклассников спросил меня с явной, но какой-то слишком хрупкой надеждой: «А что, правда, можно про кошек?» Ведь как раз недавно сбылась его мечта – ему подарили котенка. С каким энтузиазмом и интересом мальчик изучал информацию и проводил исследования про своего любимца! Его работа «Кошка – сложнейшая физическая система» была отмечена как лучшая в номинации «Практическая значимость работы» на окружном туре конкурса проектных и исследовательских работ «Открытие».

Учащиеся 9-11-х классов уже на первом этапе проектной деятельности должны проявить умение самостоятельно обнаруживать проблемы и интересы общества, находить актуальные темы для исследования.

Прежде чем приступить ко второму этапу утверждения цели и календарного планирования работы над проектом, знакомлю ребят с критериями оценки проектов на различных конкурсах, начиная с нашего школьного и заканчивая международными.

Первая «мозговая атака» начинается при постановке проблем проекта. Очень важно и очень сложно для учителя не захватывать инициативу, не «напирать», а создавать ситуации, наводящие на определение проблем. Для этого педагог сам должен четко представлять возможные направления и пути исследования.

Затем определяется тип проекта, намечаются пути решения проблем, составляется максимально четкий план действий, и каждому участнику даются четкие задания. Важно уже на первом этапе определить, какой общественно значимый продукт станет результатом работы проектантов. Каждый участник должен хорошо представлять, что и к какому сроку он делает. Но самое главное – как? Вот здесь учитель – научный консультант – должен убедиться, что в сознании проектантов заложен алгоритм исследовательской деятельности:

– определение цели;

– выдвижение гипотезы;

– проведение исследования (экспериментальная или теоретическая проверка гипотезы);

– анализ результатов исследования;

– вывод.

Учитель должен позаботиться о том, чтобы учащиеся имели представление об аналитических, эмпирических, статистических методах исследования, способах обработки исследовательских материалов и различных вариантов представления результатов в виде таблиц, диаграмм, графиков, выводов.

На третьем этапе идут непосредственная исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний. Ребята изучают, как освещается интересующая их проблема специальной литературой, СМИ, на сайтах интернета. Именно на этом этапе ребята находят для себя совершенно новую информацию по изучаемой ими проблеме. Они открывают для себя целый новый мир в интересующем их направлении. Возникают новые интересы. Возникает желание скорректировать, а иногда и изменить цели и задачи проекта, план действий. Проектанты имеют на это полное право.

На этом этапе могут возникать проблемы. Дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Их необходимо научить ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать информацию. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Здесь необходимы консультации учителя и, возможно, семинарские занятия по формированию у школьников информационной компетентности.

На этом этапе учитель должен быть уверен, что проектанты идут верным курсом. Ему надо быть в курсе активности и эффективности работы каждого участника. Преодолеть эти и другие трудности поможет специальная тетрадь, которую ведет или каждый проектант, или группа в целом. Хорошо, если учитель сможет организовать ведение «Портфолио учебного проекта», или «Бортового журнала».

На четвертом этапе – реализации проекта – проводится текущая работа по созданию продукта проекта, оформляются конечные результаты. Теперь уже содержание проекта должно абсолютно соответствовать последнему утвержденному плану.

Отчет в печатном виде или в виде электронной презентации – сайта должен убедительно показывать актуальность собственного видения научных идей, последовательность, полноту и глубину проведенного анализа с точки зрения всех заявленных целей и задач.

Понятно, что на этапе обобщения всего материала, создания конечного продукта в процессе обсуждений неизбежно возникают вопросы, споры, несовпадения мнений, выявляются ошибки. Учитель должен формировать у проектантов навыки конструктивного отношения к критике, умение мириться с наличием многих точек зрения на одну и ту же проблему, слушать и слышать, вести дискуссии, деловые переговоры.

У нас сложилась традиция, которая очень нравится ученикам. На этапе «Реализация проекта» все участники проектной деятельности выступают со своими презентациями в своих классах на классных часах или на уроке. В непринужденной обстановке родного класса у проектантов появляется возможность не только донести до людей результаты своего исследования, получить опыт публичных выступлений, но и проверить глубину собственных знаний, отвечая на вопросы одноклассников, выслушать критику.

На этапе подготовки к защите учащиеся составляют тезисы своей работы по предложенному плану. Я предлагаю своим проектантам план тезисов из положения об окружном конкурсе ученических работ «Ломоносовские чтения», где говорится: «В тексте тезисов необходимо:

– четко определить область, предмет исследования;

– определить цели и задачи работы;

– отметить актуальность проблемы;

– указать методы исследования;

– кратко обосновать применение указанных методов;

– описать главный результат;

– сделать выводы».

Последний этап – защита научной работы. Ученик должен показать свое ораторское искусство, мастерство речи, умение доказывать свои суждения, научные и нравственные позиции. Очень важно сформулировать и отстоять свое собственное мнение, свою личную идею. На этом этапе не может быть мелочей. Важно все. И прежде всего личная увлеченность, собственный интерес автора, энтузиазм, активное взаимодействие с участниками и потенциальными потребителями конечного продукта.

Нельзя не учитывать и умение соблюдать регламент. Есть своего рода закономерность: чем неинтереснее работа, тем сильнее нарушается регламент. Думаю, это говорит о недобросовестной подготовке в целом.

В прошлом году я специально провела колоссальную агитационную работу, чтобы привлечь к проектной деятельности своих пятиклассников, никак не мотивированных к учебе. Мы с ними ходили и в музеи, и в институты, даже в ЦУП. С большим трудом и «скрипом» выполнили проект. Как же им понравилось «защищаться», быть компетентными специалистами! Сразу после защиты они стали работать над следующими проектами и добились самых высоких результатов на окружном уровне. Теперь они основные консультанты по методике проектной деятельности.

Екатерина АРАКЕЛЯН, учитель физики высшей квалификационной категории гимназии №1582, учитель-методист, участник городских экспериментальных площадок, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте